Site icon ИА Русские новости

Россия оказалась на краю демографической ямы

Россия оказалась на краю демографической ямы


Предварительные результаты всероссийской переписи оказались неутешительными, хотя и ожидаемыми. Сокращения население идет все быстрее и быстрее. По сравнению с 2002 годом убыль составила более 1,5%. Подробности у корреспондента «Вестей ФМ» Бориса Бейлина.


Бейлин: Если суммировать результаты двух последних переписей, то выяснится, что за последние 20 лет население России сократилось на 4 миллиона человек. Примерно столько же страна потеряла в результате политических репрессий с 21 по 53 год. Как говорил в свое время Александр Солженицын, «в нашем бедственном состоянии необходимо руководствоваться принципом сбережения народа». Это, по его словам, должно стать национальной идеей, по крайней мере на ближайшее 50 лет. Пока же процесс депопуляции остановить не удалось, отмечает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.


Крупнов: Таким образом, мы видим, что деградационные процессы не переломлены, не сломлены. Полноценной, адекватной демографической политики, к сожалению, в стране не выработано. И отсюда мы видим продолжение того, что уже было запущено в начале 90-х годов


Бейлин: Дальше будет только хуже, предупреждают эксперты. По словам президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, уже вскоре нас ждет очередная демографическая яма.


Ремизов: Среднесрочные и долгосрочные прогнозы пока весьма неблагоприятны, потому что последующие поколения, после 80-х, — это малочисленное поколение, которое к тому же еще не имеет установку на многодетность, а часто не имеет и условий для такой многодетности, не принесет нам никакого демографического прироста, а мы увидим еще одну демографическую яму.


Бейлин: В центральных областях страны серьезном приростом населения могут похвастаться разве что Москва и Подмосковье (соответственно, плюс 11 и плюс 7 процентов), а так же Санкт-Петербург (плюс 4 процента). Да и эти данные не должны вводить в заблуждение: в обеих столицах уровень жизни выше, чем в среднем по стране, и это привлекает мигрантов. Что касается других областей, то за исключением юга практически везде зафиксирована убыль. Так за последние 8 лет население Мурманской и Кировской областей сократилось на 11 процентов, Псковской области и республики Коми на 11,5. Чуть лучше ситуация в Центральной России, но и там во многих областях убыль составляет 6–7, а то и 8–9 процентов. По словам Юрия Крупнова, именно в этих регионах складывается наиболее угрожающая демографическая ситуация.


Крупнов: Это показатель того, что такие традиционно славянские регионы фактически вымирают, и это вопрос, который надо было давно принципиально решать, а он даже пока не поставлен.


Бейлин: Продолжает сокращаться и население Дальнего Востока: Приморский край (минус 5,5 процентов), Камчатка (минус 10 процентов), Магаданская область (минус 14). На этом фоне уверенно выглядит Северо-Кавказский Федеральный округ (плюс 6 процентов). Но этот показатель обеспечен взрывным ростом в Дагестане и Чечне (на 15 процентов). Население Ставропольского края увеличилось менее чем на 2 процента, а в Ингушетии и вовсе зафиксирована убыль более чем на 11 процентов. По мнению экспертов, государственную политику в области стимулирования рождаемости нужно корректировать. Прежде всего, считает Михаил Ремезов, следует помогать тем регионам, в которых ситуация с убылью населения находится у критической черты.


Ремизов: То, насколько неравномерно распределено вымирание по областям, является очень серьезным аргументом к тому, чтобы государственная политика стимулирования рождаемости была наиболее активна, наиболее мощно финансировалась именно в регионах демографической катастрофы.


Бейлин: У государства есть рычаги, с помощью которых можно переломить ситуацию, отмечает Михаил Ремезов. Правда, для этого нужно многое изменить.


Ремезов: Необходимо создать среду, благоприятную для рождения детей. Сюда входит многое: начиная от решения жилищных вопросов и заканчивая культурными стимулами, культурными факторами, формированием стереотипа нормальной многодетной семьи.


Бейлин: Эксперты убеждены, что если все это удастся реализовать, то мы сможем выбраться из ситуации так называемого демографического «русского креста», когда кривая рождаемости, идущая вниз, пересекается с кривой смертности, идущей вверх.

Exit mobile version