Россия не сможет прыгнуть выше потенциала

Россия не сможет прыгнуть выше потенциала


 Долгосрочный экономический рост на уровне 5%, который провзогласил как цель Дмитрий Медведев – утопия. Чтобы штурмовать такие вершины, в России должна появиться экономика другого качества – его могут обеспечить только реформы и резкое улучшение делового климата, так считают эксперты Всемирного банка. На кону – несколько потерянных для страны лет: Россия может второй раз в своей истории попасть в “ловушку среднего дохода”, если власти не найдут способ подстегнуть рост


Российская экономика должна расти минимум на 5% в год,заявил в среду на Гайдаровском форуме премьер Дмитрий Медведев.


С ним тут же принялись спорить экономисты и бывшие подчиненные – например, Алексей Кудрин. Общее мнение – старая модель роста мертва, докризисные его темпы недостижимы. А без роста не будет ни процветания, ни стабильности. Именно поэтому тема стала главной для российских властей: в конце декабря совещание по ней провел сам Медведев, на этой неделе собирал министров и советников президент Владимир Путин.


Вопрос о потенциале роста


Два главных российских политики пока так и не приняли чью-либо сторону в более широком споре.


Их подчиненные уже несколько месяцев не могут договориться: каков у этого роста потенциал, то есть как быстро российская экономика вообще способна расти в нынешних условиях, и о том, как его ускорить – кавалерийским наскоком с помощью бюджетных инвестиций или долгим, терпеливым улучшением инвестиционного климата для частного бизнеса и иностранцев.


Но, в главном, понимание есть – без инвестиций произошло резкое замедление, и это не временное явление – это новый потенциал роста российской экономики.


Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев уверен, что реальный рост российской экономики сейчас равен потенциальному – 3,5%. Любое стимулирование спроса вообще бесполезно.


Бывший министр финансов Алексей Кудрин согласен, что потолок роста российской экономики составляет 3,%-4%. И таим он и останется в ближайшие 7 лет, если не проводить решительных реформ. Это явно ниже цели, обозначенной Дмитрием Медведевым.


Всемирный банк: потенциал российской экономики ниже 4%


Всемирный банк каждые полгода публикует доклад о состоянии российской экономики на основе официальных данных Минфина, Минэкономразвития, ЦБ и других организаций. Затем эксперты банка – бизнесмены, экономисты и чиновники – обсуждают доклад, чтобы понять, насколько выводы штатных экономистов ВБ соответствуют реальности.


В последний раз доклад о российской экономике Всемирный банк опубликовал в октябре прошлого года, а в среду на этой неделе экономист Всемирного банка Каспар Рихтер опубликовал результаты его обсуждения, которые можно назвать весьма авторитетной и независимой оценкой возможностей роста российской экономики.


Еще в начале прошлого года экономика России выглядела очень хорошо на фоне развитых и других развивающихся стран: рост экономики был устойчивым, уровень безработицы и инфляция опустились до минимальных значений, а профицит счета текущих операций оставался высоким.


В начале 2012 года российская экономика росла даже быстрее экономик развивающихся стран




В конце года все изменилось: экономика начала замедляться, а инфляция – ускоряться. Рост цен лишил экономику главного драйвера: потребители не хотят покупать. Сказался также и слабый спрос на сырье со стороны мировой экономики. Кроме того, сейчас у компаний практически нет избыточных мощностей. Это означает, что для дальнейшего развития нужны инвестиции, а их пока бизнес не готов делать.


Вряд ли 2013 год станет прорывом для России, несмотря на то, что цены на нефть останутся высокими. В 2013 году рост экономики составит 3,6% при средней цене на нефть в $105,8 за баррель. А если кризис в Европе усугубится или рост мировой экономики еще сильнее замедлится, то рост российского ВВП будет еще слабее.


Замедляет экономику недавний предмет гордости российского правительства – ситуация на рынке труда: все меньше людей ищут себе работу, а свободных вакансий становится больше. В итоге, образуется разрыв между темпами рост зарплат и темпами роста производительности труда, так, в первые 8 месяцев 2012 года зарплаты росли в среднем на 10%, а выпуск на одного работника в первые полгода – лишь на 3,3%. Если это продолжится, то российская экономика станет неконкурентоспособной.


Российским компаниям сложно найти новых работников




Российская экономика теряет конкурентоспособность




Реальный рост России – намного хуже докризисных прогнозов




– До кризиса экономика росла на 7%, а сейчас рост ниже 4%.


– Приток капитала превратился в отток капитала.


– Безработица – на рекордно низких уровнях, производственные мощности практически полностью заняты, а цены на нефть, скорее всего, не будут расти – в этой ситуации ускорить рост вряд ли удастся.


– Долгосрочной прогноз по росту экономики ухудшает сокращение рабочей силы, старение население и снижение добычи нефти.


“Ловушка среднего дохода” и структурные реформы


Страна, судя по всему, уже попала один раз в “ловушку среднего дохода”, и может оказаться в ней снова. Настороженность вызывает и ситуация с зарплатами, которые растут быстрее производительности труда, и намерения ЦБ искусственно ослабить курс рубля. Если Россия пойдет по пути Японии, которая сдерживала рост иены, риск попасть в ловушку вырастет: это доказано в последнем исследовании Барри Эйченгрина, который эту ловушку исследовал вдоль и поперек.


Чтобы подстегнуть рост, России нужно устранить структурные проблемы и повысить производительность труда – в этом сходятся все опрошенные ВБ эксперты.


Для этого экономисты традиционно советуют России снизить присутствие государства в экономике. Компаниям и чиновникам стоит срочно ускорить приватизацию. К реформам приведет также вступление в ВТО и намерение также вступить в ОЭСР.


Альтерантивный путь предлагает Минэкономразвития – стимулировать сторону предложения госинвестициями.


Наталия Орлова, “Альфа-банк”


“Снижение потенциальных темпов роста связано с тем, что у нас не было необходимого инвестиционного роста, не было вовремя создано производственных мощностей. Сейчас для роста производства просто недостаточно ресурсов. Уровень безработицы – 5,4%. Нет “свободного” населения, которое можно было бы нанять, нет рабочей силы для ускорения роста.


Если говорить о краткосрочной перспективе, то на ближайшие 5 лет потенциал роста экономики – действительно 3-3,5%.


Долгосрочный потенциал существует, но для того, чтобы его увеличить, нужно инвестировать, нужно повышать производительность труда. В этом смысле Россия как неэффективная компания. Плюс в том, что для такой страны, даже небольшая модернизация может дать большой позитивный эффект. Например, при небольшой модернизации производства высвободится достаточно большое количество рабочей силы.


Если ближайшие 5 лет будут потрачены на инвестиционный рост, то можно будет говорить о темпах роста в 5-6% в долгосрочной перспективе. Но это должен быть рост за счет инвестиций частного сектора, [а не государства]. Если в течение 5 лет частный капитал будет приходить, то потенциальные темпы роста могут вырасти до 5-6%”.


Владимир Тихомиров, ФК “Открытие”


“Сейчас стоит говорить о росте в 3,5% – это то, насколько может расти российская экономика. В случае сверхблагоприятной конъюнктуры, если цены на нефть будут расти, вырастут доходы частных компаний и произойдет рост инвестиций, то можно говорить о 4%.


Есть целый ряд факторов, почему мы не можем получить темпы роста в 7-8%, которые были до кризиса.


– Тогда был эффект отскока после кризиса 1998 года. Тогда были большие объемы незадействованных производственных мощностей. После кризиса 1998 года резко упали доходы населения. У населения не было денег на импортные товары и они переключалась на товары, произведенные внутри страны. В этот период можно было наращивать производство без больших инвестиций.


– Следующий по времени фактор – это рост цен на нефть. Сначала это привело к росту доходов частных компаний и росту инвестиций. С 2004 года, когда была введена новая налоговая система, государство получило возможность снизить госдолг, а затем начался процесс наращивания социальных расходов. Больше людей получало больше доходов, это поддерживало спрос и темпы производства.


– Также сработал фактор относительно низкой долговой нагрузки частного сектора. После кризиса 1998 года частный долг составлял всего порядка $30 млрд. С учетом цен на нефть и низких ставок, российские компании и банки активно наращивали частный долг. Этот долго пошел на инвестиции и банковское кредитование, например, ипотечное.


Все эти три фактора сейчас не работают. Неиспользуемых мощностей не осталось. Дальнейшее увеличение бюджетных расходов невозможно, так как это подорвет стабильность бюджета и финансовую систему. Цены на нефть благоприятны для России, но не растут. Поэтому эти факторы рост больше не ускоряют. В мировых масштабах долг частного сектора небольшой. Но многие компании и банки просто не видят необходимости наращивать задолженность и дальше. В кризис 2008-2009 годах они оказались в ловушке, когда за помощью пришлось обратиться к правительству. Они еще помнят об этом.


Пессимисты говорят о потенциале роста в 2-3%, консенсус-прогноз, скорее, 3-4%, а оптимисты даже говорят о 4,5%. Но рост выше никто из серьезных экономистов не прогнозирует. Возврат к докризисным темпам роста невозможен.


Нужно привлекать инвестиции, причем радикальными мерами и реформами. Тогда через 2-3 года темпы роста могут увеличиться до 5-6%. Но пока в этом направление особенный прогресс не заметен. Часть реформ происходит довольно медленно, а часть вообще задерживается”.

Ещё похожие новости