Россия может отомстить Западу за «перестройку» и «реформы»
Вот и этой осенью они уже начались. И в первую очередь речь идет о решении Федеральной резервной системы США о начале новой эмиссионной программы. Точнее, об усилении действующей программы, именуемой TWIST, более чем в два раза – с примерно $400 млрд в год до примерно $900 млрд. Если буквально, то ФРС позволила самой себе иметь такой лимит, а вот будет ли она его полностью «выбирать» – на этот вопрос ответа она пока не дала.
При этом нужно обратить внимание на одно крайне важное обстоятельство. Дело в том, что последние два года эмиссия в США шла исключительно на поддержание бюджета, который, в свою очередь, увеличивал социальные выплаты, т. е., по большому счету, поддерживал спрос у наиболее бедных жителей США. А вот новая программа направлена на выкуп ипотечных бумаг у финансовых структур, т. е. поддерживает финансовый сектор – впервые с 2008-2010 гг. Денежные власти США отказались тогда от такой стратегии не просто так: как показал опыт, какие бы деньги банкам ни давали, они категорически отказываются проявлять альтруизм и поддерживать частный спрос путем кредитования домохозяйств (и кто бы мог подумать!). А поскольку современный кризис – это кризис падения спроса, то и давать деньги финансовым структурам было бы совершенно бесполезно с экономической точки зрения, что и заставило ФРС отказаться от этой практики, как только стало понятно, что угроза массовых банкротств финансовых институтов отступила.
Мотивы ФРС
Что же изменилось в самое последнее время, из-за чего ФРС решила изменить политику? Есть несколько версий ответа на этот вопрос, и все они достаточно интересны. Версия первая: у финансовых институтов, в первую очередь у банков, существенно ухудшилось финансовое положение. Частично это связано с деятельностью самого регулятора, который стал куда жестче относиться к «подопечным», частично – с исчезновением нормальных источников прибыли, отличных от государственных денег. Да и постоянные угрозы дефолтов, в т. ч. и по госбумагам, не прибавляют финансовым институтам уверенности.
Впрочем, тут мы вряд ли узнаем, как обстоят дела на самом деле. По части запрятывания своих проблем в бухгалтерских балансах банки и другие крупные корпорации проявляют удивительную изворотливость, так что рядовой человек что-то узнаёт только после официального объявления о банкротстве. Но ФРС, скорее всего, может что-то знать, так что этот вариант вероятный, но не гарантированный.
Второй вариант более оптимистический: у денежных властей США могла появиться надежда, что рынок недвижимости достиг дна и можно попытаться надуть на нем новый пузырь. Руководители ФРС прямо об этом намекали: в частности, Бернанке сказал, что если стоимость имущества граждан будет расти, то они проявят больше склонности к покупкам на потребительском рынке, что, естественно, означает почти автоматический рост экономики. Отметим, что денег на эти покупки у большинства нет, так что тут домохозяйствам будет нужна поддержка банков, которую они теоретически могут обеспечить под залог дорожающей недвижимости.
При этом банки будут крайне осторожны: никаких намеков на долгосрочный рост недвижимости пока нет, а значит, использовать ее в качестве залогов под новые кредиты они будут с большими опасениями. И если раньше банки решали проблемы нехватки ликвидности путем межбанковских кредитов (под залог деривативов – кредитный мультипликатор достиг перед кризисом величины 17), то сейчас такие кредиты получить крайне сложно – мультипликатор всего около 5. И в этой ситуации банки пойдут на рискованные операции только при поддержке ФРС, каковую мы и наблюдаем.
Так что не исключено, что банки получили жесткое указание увеличить масштабы ипотечного кредитования, причем получать эмиссионные средства и, соответственно, отдавать с баланса плохие активы смогут только те, кто наиболее преуспеет в этом деле. При этом цель – не столько заставить граждан увеличивать покупку недвижимости, сколько увеличить ее стоимость, что позволит использовать ее как залоги под потребительские кредиты. Другое дело, получится ли такой вариант.
Третий вариант в некотором смысле поддерживает второй, только в более простой редакции. Если у денежных властей США есть понимание, что неограниченно увеличивать госдолг уже невозможно, значит, нужно искать новые источники поддержания частного спроса. Альтернатива – падение ВВП. А банки не хотят поддерживать частный спрос, поскольку риски растут. Вот тут-то и понадобилась помощь ФРС… Ну и, наконец, есть четвертый вариант, самый простой. Выборы на носу, у Обамы дела не очень хороши – и ФРС просто локально стимулирует экономику перед ноябрьским голосованием.
Старый добрый пузырь
В любом случае остается один вопрос, а именно: почему нельзя наращивать американский долг, что называется, «до бесконца» за счет эмиссии ФРС? А проблема тут в том, что эмиссионные деньги, сделав несколько оборотов (бюджет – домохозяйства – еда – банки, через возврат кредитов), все равно вернутся в финансовый сектор, который будет их куда-то девать. Единственный вариант сегодня – спекулятивные рынки, т. е. постоянная эмиссия неминуемо приведет к росту цен на ресурсы, что, в свою очередь, приведет к росту издержек реального сектора и, соответственно, к росту потребительских цен.
В результате жизненный уровень населения все равно будет падать, а полностью компенсировать сокращающийся спрос из бюджета все равно невозможно: эмиссия $3 трлн в год (именно настолько сегодня текущий спрос в США превышает реально располагаемые доходы населения) вызовет такую инфляцию, что экономическая система США, да и всего мира, рухнет почти мгновенно. Вот и приходится денежным властям США выискивать разные креативные ходы. Жизнь, что называется, заставляет.
Можно обратить внимание и еще на одно обстоятельство. В качестве такого «хода» выбран старый добрый вариант пузыря на рынке недвижимости. Один такой пузырь уже лопнул, причем не до конца, и не так давно. Это значит, что особой веры в следующий пузырь не будет, т. е. с самого начала это будет паллиатив – не решение ситуации, а лишь способ протянуть даже не несколько лет, а скорее несколько месяцев, причем последствия этих месяцев будут далеко не позитивными. И не от хорошей жизни руководство ФРС вытащило этот вариант: никакого другого, судя по всему, оно просто не видит. И если речь идет не о выборах, которые, конечно, оказали свое влияние на решение ФРС, значит, нужно искать еще какую-то причину, которая заставила руководство этой организации менять сложившуюся политику.
Спекулянтам нужны равноправные валюты
Мне представляется, что такой причиной может быть изменение ситуации в самой мировой финансовой элите. Люди там серьезные, ждать у моря погоды никак не могут, а значит, должны упреждать проблемы. Это политики могут жить от выборов до выборов, а серьезные люди должны строить долгосрочные планы. Несколько десятилетий эти планы были ориентированы на контроль над эмиссионными долларовыми потоками, а что будет уже в среднесрочном будущем?.. Ясно же, что политику нужно менять.
И вот здесь, судя по всему, у части мировой финансовой элиты возникла идея вернуться к проверенному веками механизму получения прибыли за счет валютообменных операций. Речь идет не о рынке «форекс», а о настоящих обменных операциях между независимыми равноправными валютами. Сейчас таких нет? Значит, их нужно создать!
Работа по созданию таких зон идет уже несколько лет. Можно вспомнить и АКЮ (валюту Азиатского банка развития), и планы Бразилии – ЮАР – Индии, и Таможенный союз, и т. д. Но с этой осени, судя по всему, они вступают в активную фазу, причем количество этих зон, в общем, уже можно более или менее четко определить.
Это зона доллара (США, Канада, Австралия, может быть, Мексика и Великобритания, и еще несколько стран калибром поменьше), зона евро с Германией во главе, латиноамериканская зона во главе с Бразилией (и, скорее всего, включающая в себя Южную Африку), разумеется, зона юаня (в которую, пусть с кровью и муками, войдет Япония). Отдельно – Индия, которая сама себе валютная зона. И, наконец, есть пустое место на карте мира – та территория, которую у нас сегодня называют евразийской. Отметим, что в перечисленных потенциальных зонах идет отчаянная схватка. Те, кто сделал ставку на доллар (в т. ч. администрация Обамы, МВФ, Мировой банк и т. д.), активно заставляют Германию платить, платить и платить – в расчете на то, что по итогам на территории нынешнего Евросоюза останутся единые, но руины, и, соответственно, создать какую-либо валютную зону уже не получится. А вот другие силы (например, те, которые контролируют рейтинговые агентства) угрожают Германии снижением рейтинга – как раз за недальновидную финансовую политику.
И здесь необходимо упомянуть еще одно важное осеннее событие – решение Конституционного суда Германии в Карлсруэ. Суд разрешил ФРГ выделять деньги в общеевропейские антикризисные фонды (в Вашингтоне возрадовались), но затем отметил, что только в уже утвержденных масштабах (€190 млрд), а все, что сверх, – по решению парламента. Ну, т. е. «низзя»! Это, конечно, половинчатое решение (либеральные ценности сыграли свою роль), но, в общем, добить финансы Германии таким способом уже, скорее всего, не получится. А значит, после серьезного переформатирования шансы на появление реальной валютной зоны с центром в Германии есть, и очень серьезные.
Аналогичная ситуация в Латинской Америке: Чавес уже много лет двигает тему единой валюты, а США ему мешают. Но при этом кто-то ему помогает, причем в последнее время эта тема сильно активизировалась, а значит, сторонники доллара проигрывают и здесь. Про Китай даже говорить не будем: ценные бумаги, номинированные в юане, вот-вот выйдут на мировые финансовые рынки.
А вот у нас… А у нас – тотальное господство МВФ и либеральных монетаристов. Центробанк категорически отказывается рефинансировать банки в рублях, суверенной денежной и платежной системы у нас нет (когда принимался соответствующий закон, что в него включать и что выключать, Минфину чуть ли не напрямую диктовали из посольства США), системы поддержки спроса на отечественные товары тоже нет… В общем, мы пока явно отстаем, причем по собственной инициативе, поскольку экономический блок правительства и Центробанка по неизвестной причине сделал ставку на МВФ и Вашингтон, который при этом активно поддерживает силы, направленные на свержение законной власти в стране.
Доллар сократит влияние
Я бы сказал, что такая ситуация удивительна, но это не относится к теме настоящей статьи, посвященной началу экономического сезона, который, как это ясно из вышеприведенных соображений, будет характеризоваться тем, что ранее скрытые тенденции будут активно вырываться на поверхность. И странное поведение денежных властей США, скорее всего, связано как раз с тем, что резкое ускорение формирования валютных зон в мире автоматически вызовет резкое сокращение влияния доллара, возможности получать дополнительные прибыли и эффективности эмитирования долларов. Фактически в достаточно близком будущем зона обращения доллара сократится в несколько раз, и это сильно подорвет и экономический потенциал США, и возможности по поддержанию американской экономики.
Можно ли сделать тут что-то радикальное – большой вопрос. Мне кажется, что невозможно, но… кто знает, может быть, я чего-то не знаю. Но в любом случае действия ФРС четко показывают, что они, в общем, тоже не видят никаких хороших решений. Более того, принятие во многом политически ангажированного решения, экономическая эффективность которого достаточно ограничена, представляется мне серьезным признаком проявления слабости.
Глава ФРС Бен Бернанке не может не видеть, что эмиссия уже практически не оказывает влияния на экономику. На всякий случай ему об этом прямо сказал кандидат в президенты США от республиканцев Митт Ромни – и, тем не менее, Бернанке принимает решение о начале этой эмиссии! Если это – не доказательство того, что он, как и я, не видит другого решения, то я уже и не знаю, какое еще нужно доказательство!
А если дела складываются именно так и нет никаких оснований считать, что раз это видим мы, то увидят и другие, то этой осенью начнется процесс бегства крыс с тонущего корабля, т. е. те, кто ранее связал свою судьбу с эмиссией доллара, но оставил пути отхода, начнут сейчас активно использовать эти пути – и в политике (и тут у США будет становиться все меньше и меньше друзей), и в экономике. Я не исключаю, кстати, что в колоссальном оттоке капитала из России есть и часть, которая бежит отсюда именно по той причине, что денежные власти нашей страны уж слишком сильно «привязали» себя к Вашингтону в виде МВФ и ФРС. Но по мере развития процессов создания независимых от доллара валютных зон этот процесс будет только ускоряться. Теоретически нам бы, конечно, нужно встроиться в этот процесс, однако не очень понятно, кто и как будет этим заниматься. Уж точно не люди, которые много лет (чтобы не сказать десятилетий) завербованы и «закрюкованы» теми самыми силами, которые сегодня проигрывают геополитическую схватку. А других пока особо и не видно. Впрочем, это уже не столько оценка текущей ситуации, сколько попытка сделать какие-то прогнозы.
Борьба за новую реальность
В любом случае предстоящий экономический сезон представляется принципиально важным с точки зрения определения среднесрочных (2-5 лет) экономических тенденций. Либо США переломят негативные тенденции (и я уже объяснял, почему я в это не верю), либо они выйдут в активную стадию, и в мире начнет формироваться некая новая геополитическая реальность. Мне кажется, что главная задача любых аналитиков и комментаторов в данной ситуации – максимально активно продемонстрировать те тенденции и факты, которые демонстрируют и характеризуют эту новую реальность. Впрочем, противоположная сторона будет активно их «замыливать» и создавать впечатление, что ничего не изменилось.
В этом смысле начавшаяся осень станет не только периодом борьбы между различными геополитическими центрами, но и началом острейшей войны между медиаструктурами, представляющими новые и старые тенденции. С точки зрения читателей это будет очень интересно, а с точки зрения самих медиаструктур, журналистов и аналитиков настанут сложные времена, поскольку за ошибки придется дорого платить…
В общем, в этом сентябре начались серьезные процессы, которые сильно изменят наш мир. В рамках этих процессов у нас есть серьезный шанс не только отыграть наши поражения 1980-90-х гг., но даже серьезно выиграть – но только при условии проведения правильной и активной политики. Но в любом случае жизнь предстоит сложная, поскольку мировые катаклизмы неминуемо отразятся на частной жизни граждан не самым лучшим образом. И не говорите потом, что вас не предупреждали.