Российским властям китайцы милее своих сограждан
Электроэнергия дорожает постоянно. Правительство объясняет это необходимостью привлечения инвестиций в отрасль. Дескать, без удорожания инвесторы не смогут отбить вложенные деньги и не придут в отрасль. Из этого следуют как минимум два вывода. Первый: чубайсовская реформа электроэнергетики только раздробила отрасль на части, но не сделала ее привлекательной для инвесторов. Второй: денег на развитие нет ни у новых собственников, ни у государства, посему их возьмут у потребителей через рост тарифов.
Но не всем электроэнергия достается задорого. Китай, например, покупает ее у нас вдвое дешевле, чем она обходится россиянам. А в будущем ценовой разрыв увеличится еще сильнее, поскольку со следующего года для граждан вводятся нормы потребления, сверх которых энергию придется оплачивать по повышенным тарифам.
Сейчас киловатт-час обходится нашим потребителям в 3-4 рубля в зависимости от региона и типа счетчика (одно-, двух- или трехтарифный), а также типа дома – с газоснабжением или без. В Китай же наша электроэнергия поступает баснословно дешево. «Китаю мы продаем электроэнергию по 1 руб. 50 коп., – рассказал 20 февраля в эфире радиостанции «Эхо Москвы» министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев. – Но не продавать тоже нельзя».
О том, почему нельзя не продавать, речь пойдет дальше. Пока же заметим, что ситуация, при которой свои платят за электричество в два – два с половиной раза больше, чем чужие, выглядит несколько странно. Понятно, что «русский с китайцем – братья вовек», как пелось в старой официальной песне, но в Москве и Подмосковье плата уже достигла 4 рублей за киловатт-час.
При всем при том потребление энергии на душу населения в России примерно вдвое ниже, чем в США или, например, в Финляндии, напоминает «Независимая газета». Но чиновникам кажется, что и этого много: они пытаются заставить граждан экономить за счет разного рода ограничений и штрафов за чрезмерное потребление в виде повышенных тарифов после определенного уровня.
Премьер Дмитрий Медведев постановил с будущего года ввести в массовом порядке так называемые социальные нормы энергопотребления. Это означает, что по обычным тарифам граждане будут оплачивать только фиксированное (надо ли говорить, что заниженное?) количество кВт/ч в месяц, а при его превышении (что случится неизбежно) цена «света» окажется значительно выше. Лимиты пока обсуждаются: прозвучали цифры в 100 кВт/ч на семью или 50-70 кВт/ч на человека.
Заметим, что такого позора нет даже на Украине, где существуют нормы потребления газа на семью, но нет никаких ограничений по электричеству, да и само оно в три раза дешевле российского. Наверное, причина в том, что у них не было своего Чубайса в электроэнергетике.
Введение норм также означает, что в домах резко уменьшится количество электроприборов и увеличится количество нелюбимых народом и дорогих энергосберегающих ламп с их неприятным для глаз свечением. Последнее же даст возможность производителям ламп стремительно обогатиться. Наверное, никто не удивится, если впоследствии окажется, что производители эти – близкие друзья правительственных чиновников, вводивших ограничения.
«Социальные нормы не утверждены, но пока в части некоторых регионов речь идет о 75-100 кВт/ч в месяц. По цене сверх нормы есть разные варианты», – сообщал еще в прошлом году глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков.
«Мы не раз говорили, что тарифная политика должна быть цивилизованной, а цены – обоснованными, – утверждал тогда Медведев. – Необходимо, чтобы новая система в первую очередь учитывала интересы потребителей, формировалась исходя из климатических особенностей того или иного региона». Он пояснил, что нормы на электроэнергию на юге страны и в Заполярье должны быть разными.
На этом премьерская мысль не успокоилась. Двойные электрические тарифы с будущего года – это только начало. В 2015 году дойдет очередь и до водоснабжения, пообещал Медведев: его тоже повсеместно разделят на два тарифа. Дальше – больше, но не сразу. «Социальные нормы потребления отопления и газоснабжения будут вводиться только в самую последнюю очередь», – сказал глава правительства.
В общем, наступает пора экономить воду по социальным нормам. А то некоторые тут ходят очень чистыми и хорошо пахнут. Это уж слишком: небольшой запах пота, как и чумазый вид лица, гражданам не помешают. Воду надо экономить, в государстве ее не хватает.
Правда, не совсем понятно, как можно ввести нормы потребления отопления в современных многоквартирных домах с центральным отоплением. Ведь отопление или есть, или его нет. Невозможно потребить его по нормативу, а затем – сверх того за дополнительные деньги. Скорее всего, речь может идти о том, что температуру воды в батареях просто понизят при неизменной плате.
Кстати, на Украине, раз уж мы сегодня с ней сравниваем коммуналку, не существует никаких социальных норм в потреблении воды. Сколько бы ты ни израсходовал – цена одна, плати только.
Но вернемся к Китаю и электроэнергии. Предельный уровень тарифа на этот год для жителей Амурской области, утвержденный ФСТ, составляет 3,02 рубля за кВт/ч. По иронии судьбы именно через этот регион по линиям Амурская – Хэйхэ, Благовещенск – Хэйхэ и Благовещенск – Айхуэй утекает за границу «избыточная» электроэнергия – порядка 2,6 млрд кВт/ч только за прошлый год (в 2013 году будет ровно 3 млрд). Но жители соседнего китайского города Хэйхэ платят за нашу энергию в два раза меньше россиян.
Энергетические бизнесмены, как водится, скрывают контрактные цены. Пресс-секретарь, главный эксперт департамента информационной политики ОАО «Интер РАО ЕЭС» Николай Горелов заявил газете: «Цена продажи электроэнергии в Китай является коммерческой тайной, поэтому мы не можем ее сообщить». Что ж, поверим Ишаеву, который не может не знать цену в силу своей должности, этого достаточно.
«В принципе, ценообразование в поставках электроэнергии в Китай строится исключительно на рыночной основе в рамках заключенного в прошлом году 25-летнего контракта, – отметил Горелов. – В России ценообразование на электроэнергию, поставляемую населению, регулируется государственными органами».
Переводя с канцелярского на русский, это означает «не суйтесь не в свое дело». Цены для нас регулирует правительство, а цену для китайцев назначил продавец и, похоже, утвердил рамки ее изменения (или неизменность) на 25 лет вперед. Так что разрыв в будущем может увеличиться еще больше.
«Средняя стоимость киловатта для Китая в прошлом году составляла около 0,049 доллара, что равняется примерно полутора рублям, – говорит ведущий эксперт инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. – Для потребителей на Дальнем Востоке стоимость киловатта составляла около 2,23 руб. Разница весьма существенна. Однако энергетики на Дальнем Востоке оказались в безвыходном положении».
Возникает вопрос: почему? Оказывается, на Дальнем Востоке производят слишком много электроэнергии и ее некуда девать. Суммарная мощность местных станций в два с половиной раза больше потребностей региона. «Продавать энергию в другие регионы (российские. – Прим. КМ.RU) невыгодно: слишком высоки издержки при передаче. Единственный вариант – продавать излишки в Китай, однако Пекин отказывается платить по российским тарифам, поскольку те же транспортные издержки сделают эту энергию «золотой» для китайских потребителей, – перечисляет эксперт. – В итоге из положения два выхода: либо закрывать станции, либо продавать энергию в КНР, но только на их условиях».
Какие-то умные головы в прежние времена понастроили на Дальнем Востоке избыточных электростанций, не подумав, кто станет потреблять их энергию. Тем самым Китай получил возможность выкрутить в этом вопросе нам руки: продавайте либо дешево, либо никак.
Из двух зол выбрали вроде бы меньшее, хотя это – все равно зло. Получается, что своей дешевой энергией мы питаем тяжелую промышленность соседа, продукция которой конкурирует с нашей и вынуждает наши товары уходить с рынка, поскольку мы дотируем китайцев дешевой электроэнергией. Энергетики оказываются в незначительном выигрыше, а вся промышленность – в проигрыше.
Эксперты надеются, что со временем Китай попадет в зависимость от наших электростанций и тогда можно будет поднять цену, но когда это случится и произойдет ли вообще, никто не знает. Хуже всего будет, если под эти надежды начнут сооружать новые электростанции и попадут в еще бóльшую зависимость от Китая. А что? Вполне могут.