Российская нефть хлынет в Китай
Россия и Китай договорились о строительстве ответвления нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) на Китай и организации долгосрочных поставок российской нефти. На этот счет подписано межправительственное соглашение в рамках переговоров, которые прошли вчера в Пекине. Российскую делегацию возглавлял вице-премьер РФ Игорь Сечин.
Справка КМ.RU: «Восточный нефтепровод», также известный как трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), соединит нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с Китаем и портами Приморского края России. Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения правительства РФ от 31 декабря 2004 № 1737-р. |
«В ходе этого раунда был согласован ряд важных документов в сфере нефтяного сотрудничества об организации долгосрочных поставок российской нефти в Китай, организации строительства ответвления от ВСТО на Китай для обеспечения этих поставок»,— сообщил Сечин. «Объем поставки нефти — 15 миллионов тонн в год. Мы не исключаем возможность наращивания»,— цитирует вице-премьера РИА «Новости».
По словам Сечина, Россия обязалась ежегодно поставлять в КНР 15 миллионов тонн нефти в течение 20 лет. Ранее сообщалось, что российские компании «Роснефть» и «Транснефть» получат от КНР кредиты на общую сумму в 25 млрд долларов для того, чтобы обеспечить нефтяные поставки китайской стороне. Вице-премьер подтвердил факт заключения соответствующих контрактов по кредитам, однако детали не уточнил.
Напомним, что идея нефтепоставок в Китай начала обсуждаться еще в конце 1990-х годов. А в 2001 году Михаил Касьянов, занимавший тогда пост премьера России, и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали соглашение, заложившее основу для дальнейшей реализации этого проекта.
Отметим, что общественность нашей страны неоднозначно отнеслась к идее постройки нефтепровода, поскольку его предполагаемый маршрут проходил в непосредственной близости от уникальной экосистемы озера Байкал. В 2006 году в ряде крупных городов нашей страны противники проекта организовали митинги под лозунгами соблюдения норм экологической безопасности, и в результате маршрут был скорректирован с учетом пожеланий экологов. Темпы реализации проекта снизились, однако в прошлом году Игорь Сечин нанес визит в Китай и провел переговоры с представителями власти этой страны, после чего строительство нефтепровода получило новый импульс.
О проекте ВСТО рассказывает доцент Российской академии государственной службы при президенте РФ Вениамин Вутянов:
— Предполагалось, что ВСТО будет реализовываться в две очереди. Сначала — строительство нефтепровода от Тайшета до Сковородино (города в Иркутской и Амурской обл. – прим. KU.RU), а дальше от Сковородино предполагалось строительство двух труб. Одна — до побережья Тихого океана, а другая — в направление Китая. Пока понятно, что будет труба на Китай, о чем свидетельствует заключенное вчера соглашение, а вот по поводу Японии пока неизвестно. Напомню, что у нас и сейчас часть добываемой нефти идет в Китай — ее транспортируют туда по железной дороге.
Подписанные с Китаем соглашения — явный пример диверсификации наших энергетических потоков, мы не зацикливаемся на экспорте нефти лишь в европейском направлении. Кстати, Китай и Индия в прошлом году делили второе и третье место в мире по потреблению углеводородов, уступая лишь США. В США спрос на нефть падает, и, мне кажется, Китай в этом году выйдет на первое место. Не надо забывать, что у нас половина бюджета формируется за счет экспорта нефти и газа. Я согласен с господином Путиным, когда он в бытность президентом заявлял, что это наша основная статья заработка, и мы должны развивать эту отрасль, вкладывать деньги, внедрять высокие технологии.
На сегодня, насколько я понимаю, проект находится на предфинальной стадии. Заказчиком выступает госкорпорация «Транснефть», и, соответственно, под госзаказ находятся инвестиции, строительные компании и люди, которые будут проект реализовывать. Если я не ошибаюсь, по плану запуск нефтепровода планировался на 2011 год.