Подавляющее большинство стран—членов МВФ поддержало невыгодное для России перераспределение квот в пользу развивающихся стран. Руководство фонда вчера объявило, что реформа поддержана 175 странами из 185, которые обеспечили 93% голосов при необходимом для принятия решения минимуме в 85% голосов. Впрочем, на перераспределение квот еще может наложить вето конгресс США.
“Голосование показывает, что подавляющее большинство стран поддерживает реформу”,— заявил вчера глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан. 28 апреля истек срок, в течение которого страны—члены фонда должны были определить свое отношение к ранее одобренному советом директоров МВФ перераспределению долей в структуре акций с правом голоса. В итоге, как сообщается в пресс-релизе МВФ, реформа была поддержана 175 из 185 стран или 92,93% голосов при необходимом минимуме в 85% голосов. Напомним, что цель “перетряски” акционерных квот, объявленная новым руководством фонда,— это введение более адекватной, чем сейчас, привязки доли стран в капитале МВФ к их роли в мировой экономике. Новая формула расчета квот учитывает уровень ВВП страны (как по прямому счету, так и по паритету покупательной способности), открытость экономики, ее изменчивость и уровень резервов. Специалисты фонда рассчитали новую формулу таким образом, чтобы более заметное влияние на деятельность МВФ могли бы оказывать развивающиеся страны. В итоге в выигрыше оказались Китай, Бразилия, Индия, Южная Корея, Мексика. Они получают прибавку в голосах от 0,88% у КНР (в итоге — 3,81%) до 0,27% у Мексики.
Россия, как правило, помещавшаяся аналитиками в одну группу с названными государствами (пример — так называемые страны BRIC), от реформы, наоборот, потеряла. Сейчас доля России в уставном капитале МВФ составляет 2,79%, после перераспределения она снизится на 0,3 процентного пункта — до 2,49%. Российские власти могут успокоить себя тем, что квоты Великобритании и Франции “урезали” еще больше — на половину процентного пункта (до 4,51%). Пострадали от реформы Саудовская Аравия и Канада — их квоты уменьшились на 0,3 процентного пункта. В МВФ объясняют, что считают Россию так называемой перепредставленной страной. Это означает, что ее доля голосов выше, чем удельный вес российской экономики в глобальном масштабе.
Официально в Минфине итоги завершившегося голосования не обсуждают. Недоступен для комментариев вчера был и исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин. По словам источника “Прайм-ТАСС” в Минфине, 28 апреля Россия направленным в МВФ письмом проголосовала против новаций. Впрочем, по данным Reuters, Россия воздержалась. Ранее вице-премьер и управляющий от России в МВФ Алексей Кудрин говорил, что реформа не достигла своей цели, является косметической и недостаточной. “Новая формула не решает тех задач, которые стоят перед МВФ. Основные пропорции по квотам не изменились. Так что это чисто символическое изменение”,— заявлял он в кулуарах недавней весенней сессии фонда. Из слов вице-премьера вытекает, что чиновники МВФ обманули развивающиеся страны, поддержка которых в итоге предопределила исход голосования. По его словам, эти страны одобрили реформу, исходя из того, что она является лишь промежуточным этапом в цепи дальнейших преобразований. “Но я думаю, что эти ожидания завышены,— заявил Алексей Кудрин.— Следующий этап наступит не скоро”.
Главного акционера фонда, США, состоявшийся передел квот фактически не затронул. США сохранили свою квоту (16,73%) и, соответственно, блокирующий пакет голосов. Это дает Вашингтону право вето при принятии любых решений в фонде, в том числе кадровых — ведь для утверждения новаций требуется минимум 85% голосов. Заметим, позиция США по вопросу перераспределения квот не является окончательной — согласно американскому законодательству о международных отношениях, любое перераспределение квот должно быть ратифицировано конгрессом. Если конгрессмены не поддержат министра финансов США, проголосовавшего за реформу, вся сбалансированная чиновниками МВФ новая структура квот может быть опрокинута.