России грозит бензиновый взрыв
Таким образом, за неделю А-76 подешевел на 1,2%, АИ-92 – на 1,3%, а АИ-95 – на 0,7%. На 1% упала стоимость дизельного топлива – до 23,75 руб. за литр. В Москве снижение цен на бензин в среднем составило 1,1%.
Напомним, что октябрьское снижение цен последовало за активными шагами Федеральной антимонопольной службы (ФАС), признавшей крупнейшие нефтяные компании виновными в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты.
При этом отпускные (оптовые) цены российских НПЗ уменьшаются гораздо «бодрее». По статистике Русского топливного агентства, на оптовом рынке АИ-92 с начала текущего года подешевел на 23,5%, А-76 – на 20% дизельное топливо – на 21%.
Судя по всему, топливные компании продолжают заниматься спекуляциями и по–прежнему стремятся переложить все свои издержки на розницу. А объявленное Росстатом снижение максимум на 1,3% – это просто формальное отображение падения. Типа ФАС велела понизить цену, вот она и понижена.
Подобное положение дел вызывает протест автолюбителей. Еще летом по стране прокатились акции протеста. В сентябре они прошли уже в 40 регионах России.
В минувшее воскресенье по инициативе одной из партий митинг против высоких цен на бензин состоялся и в Москве. Есть основания говорить, что неоправданно задранные цены на нефть провоцируют социальный взрыв в стране.
Для сравнения: стоимость бензина в США за 2 недели упала сразу на $0,48 и составляет на 11 ноября около $2,3 за 1 галлон. То есть 1 литр в США стоит примерно $0,6, что соответствует 16,4 руб. В Москве на 11 ноября в среднем бензин аналогичного качества, как и в США, стоил 23 руб., или $0,8. Это на целых 35% дороже, чем в США. Всего за октябрь в Европе бензин на заправках подешевел на 9%, в США – на 4%.
Российскую ценовую «неповоротливость» аналитики объясняют, в первую очередь, монополизацией топливной отрасли. В стране – всего около 20 нефтеперерабатывающих заводов. Все эти заводы, за небольшим исключением, принадлежат вертикально интегрированным компаниям. При этом размещены они таким образом, что фактически на тех локальных рынках конкуренции между ними нет. Соответственно, нет никаких механизмов, которые приводили бы к снижению цен на нефтепродукты.
Кроме того, как объясняют представители топливной отрасли, более половины стоимости литра бензина забирает себе государство в виде налогов и сборов. Для сравнения: в США налоговая составляющая в конечной цене на бензин, по данным экспертов Московской топливной ассоциации – не более 20%.
При этом государство, имеющее приличный навар с ТЭК, практически никак не участвует в решении проблем отрасли, обеспечивающей 70% бюджета. А о том, что проблемы носят уже катастрофический характер, говорили на VI Всероссийском съезде геологов, прошедшем 27-30 октября в Кремле.
Старые месторождения в значительной мере вычерпаны, а оборудование – изношено. Для обеспечения нынешнего уровня добычи нефти необходимы серьезные геологические изыскания для разведки новых крупных месторождений. Представитель Сургутнефтегаза назвал следующие цифры. Только разведочных скважин требуется бурить до 500 в год. Стоимость каждой такой скважины – в среднем $5 млн. Иными словами, только для разведочного бурения всего лишь одной организации требуется потратить $2,5 млрд.
Эксперты Сургутнефтегаза подсчитали, что если все эти расходы вложить в стоимость нефти, то бензин из нее будет стоить не менее 40 руб., а, вполне возможно, и 50-60 руб. за литр. Поскольку госдотаций нет, а нефть по такой цене никому не нужна, то и вестись такие поиски не будут. В лучшем случае – только в очень ограниченном масштабе, в десятки раз меньшем, чем это необходимо.
Поэтому рассчитывать на то, что бензин в России будет дешеветь пропорционально стоимости нефти, по меньшей мере, наивно. Правда, по мнению главы ФАС Игоря Артемьева, справедливой розничной ценой на бензин в условиях падения стоимости нефти на мировых рынках было бы примерно 21 руб. за литр. Вот, вероятно, рублевого снижения и стоит ожидать до конца года на российских АЗС.