Министерство обороны России выразило обеспокоенность в связи с намерениями США уничтожить американский аварийный разведывательный спутник.
“По нашему мнению, решение об уничтожении американского спутника выглядит не так безобидно, как нам пытаются представить. Особенно в условиях, когда США достаточно долгое время уклоняются от переговоров по запрещению (ограничению) гонки вооружения в космическом пространстве”, – заявили в субботу в Управлении информации и общественных связей Минобороны РФ, – сообщает РИА Новости.
“Складывается впечатление, что США пытаются использовать аварийную ситуацию со своим спутником для проверки развертываемых противоракетных систем национальной ПРО в противоспутниковом качестве. Не поэтому ли перехватчики будут оснащены телеметрической аппаратурой? Ведь такая аппаратура нужна не для установления факта поражения космического аппарата, а для тестирования самого перехватчика. По своей сути за рассуждениями об опасности спутника ведется подготовка к классическим испытаниям противоспутникового оружия”, – подчеркнули в российском оборонном ведомстве.
В министерстве отметили, что “та поспешность, с которой Пентагон пытается уничтожить свой разведывательный спутник, вызывают ряд вопросов. В частности: нет достаточной аргументации обоснованности решения о необходимости перехвата падающего спутника средствами ПРО…. Поэтому требует пояснения, какие еще опасные вещества могут находиться на спутнике, кроме заявленных токсичных материалов, нет ли на нем радиоактивных материалов; не приводится сравнительная оценка последствий перехвата спутника на орбите и его неуправляемого схода с орбиты; не оценены последствия неудачной попытки перехвата на орбите; нет анализа воздействия этой операции на космическую деятельность человечества, в том числе и пилотируемую космонавтику”.
В Минобороны РФ “вызывает недоумение отсутствие от американских партнеров более полной информации, которая могла бы способствовать анализу ситуации другими странами. А ведь сложившаяся ситуация несет угрозу не только США, но и практически всему населению Земли”.
В министерстве напомнили о шумной кампании, развернутой в США после успешного испытания противоспутникого оружия в Китае в январе прошлого года: “Анализ условий планируемого перехвата американского спутника во многом близки к условиям китайского эксперимента. Усилия КНР были однозначно истолкованы США как попытка создания космического оружия, способствующего увеличению космического мусора, угрожающего безопасности космических аппаратов и МКС. Несмотря на имеющуюся разницу в информационной “подаче” перехвата американцами и КНР, с технической точки зрения разрушение объекта в ближнем космосе приведет к его дополнительному “загрязнению”.
“Такой подход означает применение американцами “двойных” стандартов, стремление перенести гонку вооружений в космическое пространство”, – подчеркивается в заявлении.
Как рассказали в министерстве, “на базе крейсеров с системой управления “ИДЖИС” создается первый эшелон уничтожения космических аппаратов на низких орбитах (до 300 километров). С учетом мобильного характера морских систем ПРО этот эшелон будет иметь глобальный охват, что позволит поражать космические аппараты на орбитах с любым наклонением. Вторым эшелоном противоспутникового оружия станут наземные комплексы ПРО, размещенные в районах ПРО на Аляске, авиабазе Ванденберг и планируемые к развертыванию в Польше”.
“Такое испытание, по сути, означает создание нового вида стратегического оружия”, – указывается в заявлении.
В Минобороны РФ отметили, что “в этой связи законна озабоченность любой страны за свой космический потенциал. В первую очередь, это касается космических систем, решающих социально-экономические государственные задачи такие, как связь, навигация, метеообеспечение, предупреждения о стихийных бедствиях. Ведь в пределах досягаемости такого оружия находится значительная часть мировой орбитальной инфраструктуры – космические аппараты на низких и высокоэллиптических орбитах”.
Российское оборонное ведомство выразило надежду, что в ходе мартовской российско-американской встречи по вопросам стратегической стабильности будут получены исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.