В Государственную думу внесен законопроект о реформе ОСАГО. Его должны утвердить в осеннюю сессию парламента. Если документ пройдет, новый закон позволит страховщикам устанавливать свой тариф на обязательную«автогражданку», сделав его более индивидуальным. Что ждет автовладельцев и оправдаются ли их опасения о том, что цены на ОСАГО вырастут?
В чем суть реформы?
Изменения направлены на то, чтобы тариф для водителей определялся в зависимости от степени риска, который они создают на дороге.Так, аккуратные водители, не нарушающие ПДД, получат скидку,а лихачи, совершающие грубые нарушения, начнут платить за полис больше.Цель законопроекта — сделать ОСАГО более справедливым и индивидуализированным.
Первые шаги в этом направлении сделаны.Так, 9 января стартовала первая часть реформы:если раньше при расчёте цены полиса всех автовладельцев делили на четыре категории, то сейчас градаций возраста и стажа стало уже 58. Опытные водители старше 30 лет и с опытом управления свыше 10 лет получили понижающий коэффициент. Кроме того, у страховых компаний свобода в определении тарифа стала выше: тарифный коридор, в рамках которого они могут его устанавливать самостоятельно, был расширен на 20%.
Для дальнейшей индивидуализации тарифов, помимо прочего, планируется отменить действующие тарифные коэффициенты, не влияющие на аварийность. Речьидет о территориальном коэффициенте, а также о надбавке за количество лошадиных сил. При этом появятся новые коэффициенты, зависящие исключительно от стиля вождения автовладельца.
Оправдаются ли опасения автовладельцев о росте цен и кто вообще выиграет от реформы?
Похоже, что опасения не оправдаются. Уже сейчас Центральный банк рапортует о ежемесячном снижении цены обязательной «автогражданки». Так, за первые полгода, прошедшие с начала реформы, цены на ОСАГО стали ниже примерно на 6%. При этом снижение отмечено в 81 регионе РФ.
Сама реформа устроена таким образом, что выиграть от нее должны аккуратные водители, которые получат скидки за безаварийную езду. По оценкамРоссийского союза автостраховщиков (РСА), таких в России большинство — более 85%.
А те автовладельцы, которые переплачивают сейчас за то, что живут в регионе с высоким территориальным коэффициентом или ездят на машине с большим количеством «лошадей», получат дополнительный «бонус», поскольку коэффициенты, из-за которых они платили больше, будут отменены.
Например, в Челябинске базовый тариф сейчас по умолчанию умножается на 2,1 для всех водителей, в Москве и Казани – на 2, в Санкт-Петербурге – на 1,8 и т.д.Владелец автомобиля мощностью двигателясвыше 150 л. платит за ОСАГО с повышающим коэффициентом 1,6Однако экспертное сообщество, в том числе РСА, ГИБДД и некоторые независимые эксперты, сошлись натом, что мощность двигателя не влияет на аварийность, а потому не должна учитываться при расчете тарифа.
Когда и как именно будет осуществлена реформа?
Реформа уже частично запущена. В начале 2019 года стартовал первый этап: регулятор расширил тарифный коридор на 20% вверх и вниз. Коэффициент «возраст-стаж» пополнился новыми позициями, в результате чего опытные водители получили дополнительные скидки. Еще был изменен порядок присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) — скидки за безаварийное управление транспортным средством. Сейчас при наличии нескольких КБМ за автовладельцем закрепляется один —самый низкий, который не сгорает даже в случае перерыва в вождении.
Следующий этап, при условии согласования законопроекта, запланирован на 2020 год. Вместе с введением новых коэффициентов (за грубые нарушения ПДД, манеру вождения) и отменой некоторых действующих (территориального, надбавки за мощность двигателя) предлагается расширить тарифный коридор на 40% вверх и вниз, а затем — еще на 30%.
В перспективе обсуждается установление полностью свободного ценообразования ОСАГО. Послепроведения второго этапа реформы Центробанк будет следить за ценами,и если полисы не подорожают, то тарифы могут отпустить в свободное плавание. Возможно, рынокбудет полностью освобожден от госрегулирования к 2023–2025 году.
А что, если цены все же повысятся?
Первые результаты реформы показывают, что такое развитие событий крайне маловероятно. Дело в том, что после того, как регулирование тарифов по ОСАГО перестало быть таким жестким, включились рыночные механизмы. на рынке страхования в России достаточно сильная конкуренция, а компании заинтересованы в привлечении аккуратных водителей, ведь они приносят прибыль. Поскольку таких водителей гораздо больше, то стоимость полиса для них должна снизиться.
Однако если «что-то пойдет не так», то ситуацию отрегулирует Центральный банк, который мониторит рынок ОСАГО практически в режиме онлайн. Зачемменять существующую систему?
Есть две цели. Первая — сделать тарифы более справедливыми. Сейчас лихачи и нарушители платят столько же, сколько добросовестные водители. По данным консалтинговой компании Oliver Wyman, клиенты, создающие наибольшие риски на дороге, разрушают 40% ценности всего портфеля ОСАГО.
Вторая — предотвратить возможный кризис на рынке. Согласно результатам исследования аудиторской компании KPMG, в этом году рынок ОСАГО покинут от трех до пяти игроков из топ-20. В 2018 году с рынка ушли 12 компаний, занимавшихся ОСАГО. Основная причина — убытки.
Текущая ситуация вотрасли не способствует прибыльности сегмента, поскольку регулирование не учитывает экономику рынка. В результате отдельные страховщики уходят. Потребители, конечно, это замечают, ведь офисы закрываются ив некоторых регионах становится все сложнее приобрести страховку. К тому же проблемы с прибыльностью отражаются на качестве услуг, в том числе на скорости урегулирования убытков.
ОСАГО вряд ли будетприносить большую прибыль,однако хотя бы минимальная маржинальность должна быть. В Европе даже при свободном ценообразовании рентабельность сегмента ОСАГО не превышает 10%.
Как это работает за рубежом?
В странах Азии и ряде стран Европы цены на ОСАГО сегодня регулируются рынком, а в некоторых западных странахвообще никогда не было госрегулирования.
Например, в Германии свободные тарифы действуют с 1994 года.До реформ полис ОСАГО в среднем обходился в 300 евро. Спустя пятьлет после отмены госрегулирования средняя стоимостьснизилась до 250 евро. В 2010 году полисы стоили чуть дороже 200 евро. К2015 году средняя стоимость обязательной «автогражданки» повысиласьдо 248 евро, однако выше 260 евро уже не поднималась.
В Германиидействует множество персональных параметров. Например, страховщики обращают внимание на тип автомобиля, регион регистрации, пробег, род занятий владельца.Дороже всего страховка обходится клиенту, только что получившему права: тариф составляет 245% от базовой стоимости полиса. Безаварийные водители получают скидку. Опытномуводителю с 30-летним стажем безаварийной езды полис обходится в 17% от стоимости.
Во Франции водитель получает скидкуза каждый безаварийный период, аесли он попадает в ДТП — надбавки. При этомв любом случае после двух лет безаварийного вождения стоимость страховки не может превышать 100% от базовой стоимости.
В Италии,кстати, женщины платят за ОСАГО меньше, поскольку считается, что они ездят аккуратнее.
В США итоговая суммарассчитываетсяпо формуле, учитывающей около 30 позиций. Смотрят как на автомобиль — год выпуска, пробег, класс, так и на самого водителя — его социальный статус, место работы, владение недвижимостью, манеру вождения, а также цель поездок и даже используемое топливо.