Митинг национальных меньшинств Литвы. 23 сентября 2011 г. |
Говорить о причинах, по которым принимаются поправки к закону об образовании достаточно непросто, ведь эти причины не афишируются, а вместо них говорят о том, чтобы сделать абитуриентов национальных школ более конкурентоспособными и “более полноценными”. Чушь. Кто неполноценен-то? Наши абитуриенты? Извините, кто хочет учиться – тот учиться. И делает все возможное, чтобы сдать, чтобы поступить. Кому не нужно – тот не учит. И не заставите.
Ситуация в национальных школах простая – учителя говорят на родном языке, литовским многие люди предпенсионного возраста владеют плохо. Есть и те учителя, которые владеют очень и очень хорошо. Для того чтобы педагоги смогли преподавать детям, им необходимо сдать экзамен по государственному языку и получить 3-ю, самую высокую категорию, если он не сдаст – не сможет работать.
Для этого надо посещать курсы литовского и вновь сдавать. Курсы платные. Нужны деньги. Или ждет потеря работы. О том, как выжить учителю, у которого и без того низкая зарплата, никто не говорит. Если только у тебя достаточно часов и зарплата разрешает тебе кроме расходов на коммунальные услуги и еду позволить себе частного учителя литовского языка.
Допустим, знаний по литовскому языку недостаточно и работать ты не сможешь.
Кого возьмут на твое место?
Возьмут учителя-литовца. Им может оказаться как зрелый педагог с большим профессиональным стажем, так и только что закончивший обучение в педагогическом университете специалист. Таким образом, вероятно, правительство хочет решить сразу несколько проблем, “убить двух зайцев”: обеспечить работой молодежь, которая отчаянно эмигрирует, ввести в педагогику молодые кадры, убрать пенсионеров, помочь ученикам национальных школ овладеть литовским в совершенстве. Это хорошо.
А где гарантия, что литовцы, которым не захочется работать на низкую учительскую зарплату, не уедут через год в ту же Англию? Опять возвращать тех работников, которых уволили? Налицо глобальная проблема – выпускников педагогических университетов много. И людям надо устраиваться на работу. К счастью, не все хотят в школы. Или к сожалению. Взять молодого специалиста мало. Важно сделать ему условия, в которых он сможет работать. Помочь ему. А не выпустить как безоружного путника в джунгли с дикими зверями. Через год такой работы учителя с классами, если не раньше, конечно, молодой специалист уплывает, как песок сквозь пальцы. И уплывает в офис, или куда-либо в другое место. Где нет “детских джунглей”.
На плакатах надписи: “Нет! – ассимиляции наших детей” и “Оставьте наши школы в покое”. |
А как понять то, что нынешний 10 класс должен за 2 года подготовиться и сдать наравне с литовцами?
Кого заботит, что юноши и девушки будут переживать сильнейший стресс по поводу того, что экзамен по государственному языку будет гораздо сложнее, чем они могли ожидать? Господа, нам нужна новая волна эмигрантов? Нам нужна новая волна самоубийств? Кого вообще волнует, что переживает 16-17-летние люди, которые встают на ноги, ищут себя и свое призвание в этом мире, решают массу вопросов, связанных не только с физиологическим взрослением, но и с психологической зрелостью? Кого это волнует? Вы хотите, чтобы ваш взрослеющий сын или дочь укреплялись в этой жизни? И были оптимистичными, несмотря ни на что?
Кто-нибудь спросил у абитуриента – как сильно он переживает о своем поступлении? Кто-нибудь видел, как активно бегают выпускники по всевозможным репетиторам? Кто-нибудь знает, как активно, уже начиная с 9-10 класса, учащиеся ходят на выставки образования в выставочный центр Литекспо? Кто об этом знает? Учителя и родители. И сами молодые люди.
Значит, молодых это волнует. Им это важно. Они тратят деньги не просто на выпивку, музыку, косметику, одежду, дискотеки и сигареты. Они имеют стремление к учебе, вкладывают в свое будущее. Того, кого не волнует обучение – тот не станет владеть литовским лучше. И это не зависит от того, кто преподает и на каком языке. Просто прогулов будет больше. И ответ ученика 10 или 11 класса прост: “А неинтересно нам. И трудно. И вообще, мы уедем”. И ни угрозы строгого папы и увещевания ласковой мамы не помогут. Как не помогут и беседы учителей, мол, надо посещать школу.
Представьте, ты всегда мечтал поступить в Вильнюсский университет и из-за этой поправки к закону, ты провалился. И ты вместо университета можешь рассчитывать на рассчитывать на колледж, профтехучилище и еще неизвестно на что. И это лишь в том случае, если в семье есть деньги на учебу. А если нет? Выход – поступить на заочное и работать. Или – не мечтать об учебе, а работать. Или – попросту уехать. Потому что на заработанные копейки едва хватит на жизнь, а оплата учебы – это роскошь. Тем более, качество высшего образования в некоторых странах на некоторые специальности гораздо выше. И зарплаты выше.
Кому выгодно, чтобы поляк, русский, белорус не поступил в университет? Подумайте сами. Ага, дорогу дадим только своим, литовцам? А это справедливо? Литовцы и так поступают. Если старательны, если способны, если целеустремленны. А если вам в университетах нужны любые разгильдяи, тупицы и прогульщики – но литовской национальности, вместо способного поляка или русского, то тогда впредь нам лучше у врачей-выпускников не лечиться, а у учителей-практикантов не учиться. Какая разница – кто студент по национальности, если он гений? И стихи по-литовски пишет. И в баскетбольной команде за честь университета играет. И человек порядочный.
Разве в интересах выпускника не знать литовского? Нет. Он учит литовскую грамматику, зубрит литовские термины, читает литовские учебники… Молодежь активно общается. И общается везде – в школе, в университетах, на работе, в интернете, на форумах, чатах. Общаются на литовском. И на своих родных языках. И бегло говорят на иностранном.
Митинг национальных меньшинств Литвы. 23 сентября 2011 г. |
Посмотрите на программы по обмену студентов. Студенты общаются между собой. Среди них англичане, немцы, французы, поляки, русские, литовцы, латыши, эстонцы, итальянцы, турки, австрийцы, португальцы и т.д. Общаются на английском, немецком, русском и на многих других языках. Им интересно.
А в это время политики ломают головы над несуществующими проблемами. Где они, эти проблемы? Да нет их. Родной язык еще никому не повредил. Тот, кто с уважением относится к своему родному, должен уважать и другие языки. Если не уважает – это вопрос совсем другой. Вопрос внутренней культуры.
Самое главное, что литовские политики, говоря об интеграции национальных меньшинств в литовское общество, за всем этим скрывают ассимиляцию. Это преподносится как благо, что бы нацменьшинства яко бы “были полноценными”.
Пусть поляк станет литовцем, пусть русский станет литовцем. Тогда он успешно сдаст экзамены, без проблем поступит в ВУЗ, закончит его и получит перспективную работу… Разве не об этом мечтают молодые люди и их родители? Именно. Те, кто этого хочет может просто отдать своего ребенка в литовскую школу, где на протяжении помимо обучения предметов на литовском, получит и соответствующую “обработку” мышления с соответствующей потерей своих корней… Однако русский или поляк никогда не станет литовцем, это может быть только некое неполноценное космополитичное существо без рода и племени. А с другой стороны, разве может человек быть неполноценным, если он сохранил в себе многовековые культуру, традиции и менталитет своего народа? Нет, неполноценным может быть только тот, кто это потерял.
“Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека, –
Залог величия его”.
См. также:
В Вильнюсе прошёл митинг по сохранению школ национальных меньшинств.
“Нет! – насильственной ассимиляции”. В Вильнюсе прошёл митинг в защиту школ национальных меньшинств.