Рамазан Абдулатипов – Путину: олигархов равноудалить, имамов аттестовать
Больше месяца прошло с момента подписания президентом Владимиром Путиным указа о назначении исполняющим обязанности главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова.
На тот момент Абдулатипов представлял регион в Государственной Думе. Смена руководителя Дагестана произошла стремительно. Но еще более быстрым оказался сам Абдулатипов, который накануне подписания указа о своем назначении поделился радостной новостью с журналистами. Так что пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков вынужден был это опровергать.
Фальстарт не пошел Абдулатипову на пользу. С такой же поспешностью, через три дня после своего назначения, накануне встречи с президентом (1 февраля 2013 г.), он написал Путину письмо, в котором попытался заверить главу государства в своей абсолютной преданности и стремлении следовать курсу федерального центра. Вместе с тем оно вызывает множество вопросов и сомнений в том, что Абдулатипов сможет оправдать оказанное ему доверие и решить те задачи, которые перед ним поставил Кремль. А именно – консолидировать местные элиты, стабилизировать ситуацию в регионе и улучшить социально-экономическое положение республики.
Письмо по-дагестански витиеватое и слишком правильное по форме, чего не скажешь о его содержании. «Благословение Всевышнего и Ваша воля определили вектор моей дальнейшей жизни», – обращается к Путину Абдулатипов, преподававший в 1978-1987 гг. научный коммунизм в Мурманском высшем инженерном морском училище. В послании автор обвиняет своих предшественников в том, что они фактически откинули регион в феодальные времена, где процветают коррупция, бандитизм и экстремизм. «Каждый новый руководитель пытался не изменить эту среду, а вмонтироваться в нее, сотрудничая с криминалом и коррупционерами, которые в основном сосредоточены в органах власти и управления», – безапелляционно заявляет Абдулатипов. Видимо, и.о. главы Дагестана решил не изменять этой древней дагестанской традиции, а потому при смене команды первым делом предложил пост вице-премьера правительства мультимиллионеру Абусупьяну Хархарову. Последний считается в республике олицетворением коррупции. Достаточно сказать, что всего за две недели до вступления в должность он числился в федеральном розыске. В этой связи самым популярным анекдотом в Дагестане сегодня стало выражение: «Хархарова объявили в федеральный розыск, потому что хотели назначить вице-премьером, но найти не смогли».
Биография нынешнего вице-премьера Дагестана весьма примечательна. В 2010 году он со скандалом был уволен с поста гендиректора «Махачкалинского морского торгового порта», который к тому моменту пребывал в крайне плачевном состоянии. Зато в тот же период эффективно развивалась инвестиционно-логистическая группа «Сафинат», совладельцем которой Хархаров является, имеющая флот из 22 судов в Каспийском море и бизнес-проекты в ОАЭ, Саудовской Аравии, Туркмении и Европе. Не менее скандальным оказалось участие Хархарова в борьбе за пост руководителя Дагестана на предыдущих выборах. Тогда Хархаров стал инициатором письма дагестанских депутатов президенту Дмитрию Медведеву о необходимости сохранить власть в республике за Муху Алиевым и настоятельно рекомендовал главе государства «посоветоваться с Народным собранием, чтобы не ошибиться в выборе».
Судя по письму, Абдулатипов имеет смутные представления о том, как в действительности обстоят дела в вверенном ему регионе. В частности, он сетует, что «мэра города охраняет 150 милиционеров», «руководителя территориального органа федерального ведомства сопровождает 10-12 джипов» в то время как рядовой дагестанец остается без должной защиты. Вероятно, Абдулатипов имеет в виду мэра Махачкалы Саида Амирова, который трижды переизбирался на этот пост при полной поддержке местного населения и на которого было совершено восемь покушений. А ведомственный руководитель – скорее всего, Сагид Муртазалиев, чемпион Олимпийских Игр в Сиднее по вольной борьбе и глава местного отделения Пенсионного фонда. Уровень доверия к обоим в Дагестане соответствует их заслугам и перед республикой, и перед страной. По логике Абдулатипова, от них нужно «очиститься» только из-за многочисленной охраны, объективно необходимой любому принципиальному чиновнику на Кавказе.
Консолидировать элиты Абдулатипов тоже собирается странным образом. Он пишет, что необходимо «дистанцировать Дагестан от деструктивных политических вмешательств части дагестанских олигархов из Москвы» (в этом и.о. руководителя региона надеется на поддержку президента России). При этом равноудаления всем ждать не приходиться – в письме черным по белому указано «части». Действительно, из немногочисленных дагестанских олигархов в Москве только двое могут претендовать на «дистанцирование». Одного из них – бывшего вице-президента Олимпийского комитета и председателя совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмеда Билалова – в свете коррупционного скандала со строительством олимпийских объектов в Сочи и так вполне официально дистанцировали. Остается Сулейман Керимов. На то, что в немилость к Абдулатипову впал именно этот бизнесмен, указывает также тот факт, что экс-гендиректор «Нафта-Москва», Олег Липатов, занимавший должность первого вице-премьера Дагестана (этот пост, по сути, отражал размер вложенных Керимовым в экономику республики инвестиций), был сначала понижен до вице-премьера, а затем отправлен в отставку по «собственному желанию».
Наконец, политический тяжеловес Абдулатипов предложил Путину переподчинить республиканскому главе территориальные отделения федеральных органов власти, в том числе силовые структуры и фискальные органы, чтобы «сосредоточить в своих руках все необходимые ресурсы власти и управления». Якобы так он сможет эффективней отвечать «за состояние дел в регионе перед президентом и народом». Однако на практике, как и в случае с кадровым обновлением, обернувшимся на деле профанацией, Абдулатипов рискует еще больше приблизить Дагестан к феодальным временам.
Все сомнения насчет серьезности и адекватности заявленных Абдулатиповым намерений окончательно развеивает его план «провести аттестацию имамов мечетей». Любопытно было бы посмотреть на губернатора, например Новгородской области, который отважился бы предложить Путину переаттестовать всех протоиереев.
Резюмируя, Рамазан Абдулатипов обещает решить все проблемы Дагестана и «лишний раз не беспокоить» Путина. Впрочем, президент вряд ли оценит такой широкий жест – учитывая политические и управленческие «таланты» и.о. главы республики, Кремлю придется еще не раз побеспокоить самого Абдулатипова.