Site icon ИА Русские новости

Путина просят в семь раз увеличить расходы на соотечественников

Путина просят в семь раз увеличить расходы на соотечественников


 86-летний ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны, полковник в отставке Андрей Рассказов, оказавшийся после распада СССР на Украине, так и не смог дождаться российского гражданства и перебраться к родственникам во Владивосток: в начале июня, за два дня до получения российского паспорта, он скончался. «Временную регистрацию дают на месяц, а запрос на Украину и обратно идет полтора, – рассказал Life News сын ветерана Сергей Рассказов. – Пришлось за отца и мать платить штрафы как за нелегальных мигрантов. Нужно было собрать немыслимую кипу справок, и везде обязательно требовали личного присутствия отца. Он уже передвигался с трудом, а там – очереди по 70 человек». На территории Украины Андрей Рассказов оказался после войны, когда его полк перебросили из Приморья в Севастополь. К 85 годам, когда состояние здоровья семьи Рассказовых уже не позволяло им жить одним, родственники решили забрать родителей обратно во Владивосток. По закону пенсионер имел право на льготное оформление документов, т. к. оба его родителя являлись гражданами РСФСР, однако рассмотрение все равно затянулось на год. При этом, по заверению российских миграционных органов, сроки рассмотрения его заявления нарушены не были. 


 Госдума подготовила соответствующее заявление, которое намерена направить президенту


На исходе вчерашней сессии Государственная Дума РФ одобрила заявление «Об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в преддверии создания Евразийского экономического союза». Правда, его окончательный текст должен быть обнародован лишь 22 июня: сейчас он рассылается во все фракции для получения отзывов. Впрочем, инициаторы документа из думского комитета по делам СНГ не сомневаются, что вся палата его поддержит, так что те параметры поддержки соотечественников, которые заложены в документе, должны сохраниться в итоговом тексте. Затем документ планируется адресовать президенту РФ Владимиру Путину.


 «Усиление работы с соотечественниками» и «расширение гуманитарного влияния России» парламентарии предлагают реализовать прежде всего за счет резкого – семикратного! – увеличения государственной поддержки. Бюджет Россотрудничества на нынешний год составляет всего 1,4 млрд руб., напоминают они. Это недопустимо мало, считают авторы документа: кто-то ранее подсчитал, что на каждого соотечественника в результате приходится лишь по 12 руб.


 Но даже эти скромные данные не отражают реальной картины того, насколько Россия недофинансирует взаимодействие со своими соотечественниками, которое, тем не менее, постоянно декларируется как одно из первоочередных направлений внешней (да и внутренней) политики властей. Ведь из 1,4-миллиардного бюджета Россотрудничества около миллиарда уходит лишь на содержание всех структур ведомства, и лишь 400 млн приходится непосредственно на программы взаимодействия с соотечественниками. Выходит, что даже те явно недостаточные средства, которые выделяет на эти цели государство, идут преимущественно на содержание госаппарата, а непосредственно соотечественникам выпадают крохи.


 Без резкого увеличения финансирования работы с соотечественниками, считают авторы документа, не удастся выполнить обещания Путина, которые тот дал в своих статьях, опубликованных накануне выборов президента РФ. Так, в статье «Социальная политика России» Путин поставил задачу довести ежегодный миграционный приток в Россию до 300 000 человек, и сделать это в первую очередь за счет привлечения в страну зарубежных соотечественников.


 Но сделать это невозможно при нынешнем скудном финансировании. Достаточно посмотреть на итоги принятой в 2006 году госпрограммы по переселению соотечественников, которые иначе как провальными и назвать-то нельзя. Утверждая программу, власти России провозглашали, что она позволит привлечь в страну сотни тысяч проживающих за рубежом соотечественников. А что вышло в итоге? К началу 2010 года Россия смогла принять лишь 17 000 человек и членов их семей! Правда, в дальнейшем ситуация стала несколько улучшаться: к настоящему моменту на историческую Родину вернулись уже 62 600 человек, из которых более половины переехали в 2011 году. Но все равно ни о каких сотнях тысяч переселенцев речи не идет.


 А между тем срок действия госпрограммы переселения истекает в 2012 году, и органы, ответственные за формирование бюджета на 2013-2015 гг., как заявляют авторы документа, планируют урезать расходы на переселение соотечественников. Предвыборные обещания Путина, таким образом, заведомо обрекаются на провал.


 «Сегодня, когда сотни тысяч наших соотечественников хотят быть вместе с исторической Родиной, а многие хотят вернуться в страну, проблема соотечественников становится особенно насущной, а занятие ею «по остаточному принципу» становится абсолютно нетерпимым», – заявил глава думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий, слова которого приводит РИА «Новости».


 Первый зампред Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрий Саблин, в свою очередь, также отметил, что Россия в ближайшее время должна начать резкое расширение своего присутствия, в первую очередь на пространстве СНГ. «В странах СНГ мы считаем минимально возможным наше присутствие в виде трех-пяти научных и культурных центров в каждой из стран. В странах с крупной русскоговорящей диаспорой нужно создать по два-три таких центра, а в остальных странах, представляющих интерес для России, – как минимум по одному», – считает Саблин. По оценке парламентария, открытие каждого центра и его содержание обойдется примерно в $1-1,5 млн. «Т. е. если говорить об открытии, скажем, пяти центров по странам СНГ и еще 20 центров в крупнейших странах, там, где у нас до сих пор их нет (а это, например, Канада, это Австралия, Мексика, Япония), мы получим цифру в 2-2,5 млрд руб.», – считает Саблин. При этом, правда, он признаёт, что речь должна идти не о разовом, а о поэтапном увеличении нынешнего бюджетного финансирования, имея в виду, что в будущем 2013 году можно было бы выйти примерно на 4 млрд руб.


 Тут, впрочем, сразу стоит отметить, что столь растянутая во времени «индексация» бюджета на работу с соотечественниками таит в себе всё те же пороки, о которых напоминали сами депутаты: из дополнительных миллиардов львиная доля опять-таки пойдет на содержание представительств Россотрудничества, а самим соотечественникам опять останутся крохи.


 К тому же, как бы ни была важна для России сеть культурных центров сама по себе, работа с соотечественниками явно не сводится лишь к одной ее поддержке и расширению. А где тогда взять деньги на переселение соотечественников, если они уйдут на расширение сети культурных представительств?.. Да, госпрограмма переселения финансируется, так сказать, отдельной строкой, но государственный бюджет-то не резиновый.


 Вышеупомянутый Леонид Слуцкий мотивирует необходимость расширения сети зарубежных культурных центров и увеличение их финансирования тем, что, по его расчетам, на одну только программу «Единая российская система курсового обучения русскому языку за рубежом на базе представительств Россотрудничества» необходимо чуть более миллиарда рублей. Между тем, справедливо отмечает «Независимая газета», возникают большие сомнения в том, что русскому языку там станут учить и так русскоговорящую диаспору. Скорее всего, дело придет к тому, что в этих представительствах откроются курсы для иноязычных мигрантов, жаждущих приобщиться к русской культуре и речи в меркантильных интересах. А это значит, что те деньги, которые государство направит вроде бы на работу с соотечественниками, пойдут опять-таки не на их нужды, и в результате к нам в Россию приедут не исторически и культурно близкие нам соотечественники, а всё те же гастарбайтеры, спешно выучившие русский язык на открытых за российский государственный счет курсах. Такая вот получится «работа с соотечественниками».

Exit mobile version