Путин осознал, что Россия на пороге серьезного кризиса
Президент провел первое в новом году совещание по экономическим вопросам
«В целом работой и премьера, и правительства доволен. Надо не забывать, что действующий премьер, председатель правительства, в течение четырех лет исполнял обязанности главы государства. Это огромная ответственность и колоссальный опыт. Поэтому я уверен, что все это будет применено и использовано Дмитрием Анатольевичем и на новом месте работы. Хотя я по себе знаю, а не понаслышке, насколько эта работа трудна. Там, что называется, прямо у печки нужно стоять, или в забое, как горняки говорят; прямая ответственность за принимаемые решения. Очень важная и даже не сразу правильно воспринимаемая ситуация, потому что эта ответственность осязаема. Принял решение, подписал – и за этим идут какие-то последствия: или положительные, или отрицательные, и они видны сразу» (В.Путин, ответ на «большой пресс-конференции».
Тем более что Владимир Владимирович говорил хоть и сухо, но скорее устало – так, как отец разговаривает с не слишком старательным сыном по итогам школьной четверти, держа дневник отпрыска в руках. В дневнике – оценки, в докладе – цифры. Нагоняя сановные экономисты боялись, поди, похлеще пятиклассника – но пронесло: ни одной головы не слетело (пока). Хотя что уж там говорить: хороший отцовский ремень тут бы точно не помешал. Одно замедление роста ВВП чего стоит – до ничтожного 1% с копейками, притом, что в январе 2012 года он составлял почти 5%. «Окончательных цифр за декабрь пока нет, – посетовал экономистам президент. – Возможно, они окажутся более обнадеживающими, но результаты ноября вселяют определенное беспокойство. По оценкам Минэкономразвития, годовой рост ВВП замедляется. В ноябре он был всего 1,2%, тогда как за первые месяцы прошлого года составлял 4,9%. Да и в целом во втором квартале рост ВВП составлял 4%, а в третьем упал до 2,9%».
Наверное, хорошее в итогах экономической политики минувшего года в сознании президента перевесило. Действительно, если брать официальные показатели, например, по безработице, то цифра 5,4% – это, можно сказать, приличный результат. Кое-где случилось и похуже, в том числе там, где, в понимании обывателя, уже едва ли не рай на земле выстроен. Также, по предварительным данным, дефицит бюджета в 2012 году оказался нулевым (к слову, президент при оглашении цифр то и дело оговаривался, что речь идет пока что о предварительных данных, как будто боялся «сглазить»), уровень инфляции составил 6,6%, что примерно в два раза ниже, чем в среднем за период 2000-2010 годов.
Также, подводя итоги ушедшего года, Владимир Владимирович коснулся одной из самых «горячих» тем – роста зарплат: «Хорошую динамику за 11 месяцев показал рост реальной заработной платы – 8,8%. Ускорился рост инвестиций: за 11 месяцев он достиг 8,4% к тому же периоду прошлого года», – озвучил президент представленные ему данные.
Вроде и неплохо, но что-то гложет. То ли планка была изначально залихватски задрана и теперь особенно обидно до нее не дотянуться, то ли именно что хочется верить в положительные пункты. Но… не очень можется. Правду ведь говорят, что есть ложь, есть чудовищная ложь, а есть статистика. А уж если она еще ложится на стол президенту… Представляется, что Владимир Путин – давно уже не мальчик и, более того, вследствие своей не такой уж давней «компетентной» службы привык разбираться в людях и цифрах. Вот где простор для дискуссии! На примере того же ныне действующего кабмина с его главой. Не будем же мы считать, что Владимир Владимирович оказался пленником многолетней дружбы с Дмитрием Анатольевичем? Стало быть, руководствовался при формировании нынешнего, в частности, экономического блока… Постигнем ли мы высшую государеву логику?
Как вполне предсказуемую оценил реакцию Владимира Путина на представленные данные директор Института проблема глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин:
– Я думаю, что это было действительно искреннее удивление, поскольку г-н Путин, как известно, не является экономистом, и в основе его определенной компетентности в области экономических вопросов лежит то безусловное доверие, которое он значительно долго оказывал г-ну Кудрину. Поэтому то, что было известно экономическому сообществу еще в октябре прошлого года, Владимир Путин действительно узнал лишь сейчас. И это – скорее хорошая новость, потому что если вспомнить прежние годы и прежних президентов, то понимаешь, что президент мог и не узнать об истинном положении дел вообще никогда.
Путин отреагировал хотя и с опозданием, но при этом совершенно правильно. Кроме того, нужно понимать простую вещь, что он – лицо публичное и напрямую признать многие самоочевидные для специалистов факты он просто не может: например, он не может сказать, что экономика развивалась неудовлетворительно. В свою очередь, Путин понимает, что российская экономика скатывается в кризис.
Торможение экономического роста, которое мы наблюдаем нынче, просто уже не позволяет поддерживать социально-политическую стабильность. Поддерживать ее стало возможным при условии подавления определенных свобод населения при одновременной поддержке элитных кланов. Но и последним денег стало не хватать, что спровоцировало острую борьбу между ними. Это, в свою очередь, вылилось в том числе в якобы антикоррупционный скандал, который в перспективе подрывает…
– О развитии экономики говорил и Дмитрий Медведев на гайдаровском форуме. Он предложил вспомнить один из тезисов Маркса, что, дескать, экономика не должна развиваться стандартным путем. Нужны, мол, инновации, креатив. То есть повторил тезис покойного Егора Гайдара.
– Слова о том, что экономика не должна развиваться стандартным путем, конечно, правильные, только вся политика самого г-на Гайдара и все его рекомендации, которые он давал до конца своей жизни, сами же полностью противоречат этому тезису. Так что не важно, что люди говорят: важнее – что они делают!