Site icon ИА Русские новости

Психотропное оружие информационной войны

Психотропное оружие информационной войны


Информационная война является основным средством современной мировой политики. Широко используется информационное противоборство – форма межгосударственной борьбы путем информационного воздействия друг на друга в интересах достижения поставленных целей. Информационная война является мощным инструментом информационного воздействия на государство и его граждан без обратной связи.


Открытое или скрытое целенаправленное информационное воздействие на государство и различные сферы деятельности общества позволяет овладеть его информационными ресурсами и получить определенный выигрыш в военно-политической и материальной сфере. Современные информационные технологии позволяют перепрограммировать человека быстрее и дешевле, чем убить.Военные победы в локальных войнах часто сопровождаются проигрышем в информационной войне в моральном отношении.По аналогии с горячими войнамина информационной войне первой погибает правда. В условиях рыночных отношений СМИ должны с наибольшей нормой прибыли продать ожидаемую информацию.


Информационные войны эффективно использовались Западом против Восточной Европы для разрушения местной экономики и ВПК с помощью продажной «элиты», временно превозносимой в качестве «последних оплотов демократии». Западные СМИ могут быть и лживыми и циничными в зависимости от социального заказа, возможного рейтинга и прибыли. Выделяются следующие разновидности информационной войны: дипломатическая, военная командно-управленческая, разведывательная, психологическая, финансово-экономическая, электронная, хакерская икибервойна. Таким образом, информационная война может одновременно осуществляться в многомерном коммуникационном пространстве (политическом, экономическом, цивилизационном, этническом, религиозном и др.) для создания системы управления информационными потоками и организации информационно-психологического пространства в своих целях. Стратегической целью является достижение духовной, политической и экономической власти. Психологическая войнаиспользуется в мирное время, в условиях военной и идеологической конфронтации с помощью специальной пропаганды. Политическими оппонентами целенаправленно и планомерно применяются дипломатические, военно-демонстрационные, политические, экономические, интеллектуальные, информационные и другие средства для прямого или косвенного воздействия на сознание, психику и моральное состояние, поведение населения и вооруженных сил противника с целью подавления воли.


При ведении войны особенно учитывается фактор психологического состояния населения (пси-фактор). Для эффективного воздействия на подсознание человека используются психотехнологии, основанные на новейших достижениях психолингвистики, гипноза и др. Фрагментация информационного потока состоит в подаче огромного количества информации единым мощным потоком, когда массовому потребителю трудно уловить тенденции. Используется метод семантического манипулирования. Тщательным отбором слов достигаются позитивные или отрицательные ассоциации, влияющие на восприятие информации. Среди других приемов манипулирования: сенсационная подача материала, использование мифов и стереотипов, цензура и т.д. Повреждение сознания человека информацией является такой же реальностью, как и заболевание, вызванное радиацией. Цензура в данном случае выступает в качестве экологической службы, защищающей население от вредной информации. Информационно-психологическое воздействие на психику человека оказывает влияние на восприятие им реальной действительности, в том числе на его поведенческие функции. Позитивное воздействие формирует общественное сознание в целях мобилизации психологических возможностей человека для решения созидательных задач. Негативное воздействие обусловлено манипуляцией психики (сознания и подсознания) человека, сопровождающееся неадекватным восприятием им реальной действительности. Такое воздействие может представлять угрозы для различных видов безопасности личности и общества. Одной из разновидностей является психофизическое воздействие физических факторов информационной или энергетической природы на психику человека. В этих целях наиболее эффективны сетецентричные технологии


1. Сетецентричные войны постиндустриальной эпохи (глобальной конкуренции) ведутся в многомерном коммуникационном пространстве: географическом, информационном, когнитивном (рассудочном или психосфере), социокультурном, экономическом. Эффективность технологии достигается за счет кумулятивного эффекта целенаправленного «залпа» по конкретной «вражеской» территории, создающего разрушительную энергетику на рубежах многомерного пространства. В качестве «пороха» кумулятивного снаряда используется концентрированная и целенаправленная информация. Преимущественно в информационном пространстве разворачиваются основные стратегические разведывательные и военные операции, включая разведку и контрразведку, а также медийное, дипломатическое, экономическое и техническое сопровождение. В качестве основных «родов войск» кроме традиционных, выступают информационное обеспечение операций, формирование общественного мнения, наука, инновации. Особое место здесь занимает психотропное оружие (аналитическая психология), обеспечивающая воздействие на этническую, религиозную и коллективную психологию граждан «вражеской» территории. Внешняя сила формируют модель поведения через манипуляцию основными властными и другими социальными группами. Кумулятивный эффект этих технологий многократно усиливается, если вместо площадного информационного «бомбометания» главный удар направляется на часть местной элиты или электората, наиболее подверженных внешнему воздействию. Поэтому необходимо обратить внимание, что после распада Советского Союза уже менялись направления главного удара в геополитических технологиях, направленных против бездумной Восточной Европы


2. Доминирование в медийном пространстве создает преимущества на первом этапе информационных войн. Но этот эффект в результате противодействия со временем улетучивается. В последние годы особенно эффективно отражает информационные атаки Китай. К сожалению, Российская Федерация не всегда эффективно противостоит внешним информационным атакам, оказывается беспомощной и неспособной адекватно ответить на применяемые против неё технологии, ограничивается многословным пустословием.При этом российская власть с помощью информационных технологий поддерживает имитационную модель действительности за счет манипуляции психикой граждан. Приведем несколько примеров наиболее эффективных примеров и нформационно-психологического воздействия.


В конце двадцатого столетия «гуманитарным интервенциям» на Балканах предшествовалаинформационная война, наполненная массированной ложью не только о геноциде сербов против косоваров. В 1996 году британское издательство «ДорлингКиндерсли» издает Атлас мира, где в комментариях к карте «Западные Балканы» говориться, что в 1997 г. в результате артиллерийского обстрела частями сербской армии город был превращен в руины. Эта ложь вместе с атласом была переиздана в Москве на русском языке. Действительно город подвергался обстрелу частями югославской армии, защищающую согласно международному праву целостность страны, а интенсивным бомбардировкам подверглась военно-морская база и порт Дубровник, а не средневековый город. После распада Советского Союза и возможного перехода к однополярному миру Соединенные Штаты через еврейские организации от лица «прогрессивного человечества» предприняли информационную атаку против нейтральных внеблоковых европейских государств: Швейцария, Швеция, Испания, Португалия, Лихтенштейн и даже Норвегия и Люксембург. Обвинения в пособничестве фашизму.


Притягательный образец нейтральной внеблоковой страны был не нужен в однополярном американском мире. Информационная война Соединенных Штатов под названием «ось зла» была осуществлена в целях легитимации размещения в Европе и Азии систем противовоздушной обороны, направленных, в первую очередь, против России и Китая. В начале апреля 2007 года Соединенные Штаты, убедившись в неэффективности прямых угроз о применении военной силы против Ирана, предприняли информационно-психологическое наступление. В СМИ была взброшена информация о начале военной операции против Ирана в ночь на 6 апреля. В ней излагался план бомбардировки нескольких сотен стратегических объектов на территории Ирана. И Тегеран ответил тактикой «военного и психологического реагирования». В иранских территориальных водах были взяты в плен 15 британских военных моряков и после того, как они покаялись и признали свою вину, был сделан гуманный жест, и военные были освобождены. Контроперация закончилась абсолютной психологической победой над антииранской коалицией. США, Великобритания и Израиль вынуждены были заново обсуждать вопрос о целесообразности силовой операции против Ирана.


Великобритания прекратила патрулирование в Персидском заливе. Сдача британских моряков без сопротивления и их поведение в плену, не сочетающее с присягой, последующая после возвращения на родину постыдная коммерциализация своих воспоминаний о плене, нанесло непоправимый урон вооруженным силам. Английская общественность еще боле настойчиво стала требовать вывода войск из зоны Персидского залива. Несомненно, набирающий мощь Пекин представляет особую «головную» боль Вашингтону. Американо-афганская война позволила создать еще один плацдарм вблизи Китая. В связи с провалом евразийской геополитики США Вашингтон наращивает использования технологии экспорта напряженности с помощью «управляемых кризисов» против Китая (атипичная пневмония, поддержка сепаратизма в Синьцзяне и Тибете, попытки подрыва доверия к национальной валюте и др.). Однако Пекин каждый раз доказывает эффективность государственного управления кризисными процессами, демонстрирует исключительно эффективные технологии новейшей геополитики, направленные на нейтрализацию внешних информационных атак. Не удалась дискредитация Китая и в 2008 г. через события в Тибете, когда западные СМИ пытались переадресовать внимание от кризиса в США, падении курса доллара, признание независимости Косова на права человека во второй сверхдержаве. С помощью своевременно предоставленной Китаем информации многочисленные «граждане Интернета» (netizens) обвинили телекомпанию CNN, Би-би-си и другие «свободные» западные СМИ в искажении фактов и событий в Тибете.


А некоторым европейских лидерам после неосторожных заявлений, пришлось срочно направлять дипломатов в Пекин, чтобы предотвратит бойкот французских и других товаров. Информационная война была составной частью грузинского блицкригав августе 2008 года — авантюры грузинской власти, попытавшейся путем военной зачистки территории непризнанной республики решить Южноосетинский конфликт. В результате Грузия потеряла вместе с Абхазией значительную часть территории государства. Грузинский блицкриг сопровождался широкомасштабной антироссийской информационной компанией. В связи с событиями на Кавказе Западом была развязана мощная сетевая и информационная война.


На первом этапе Россия ее проиграла: мировые СМИ писали преимущественно с акцентом об агрессии против «свободолюбивой Грузии» – «русские танки идут на Тбилиси». Сложился образ агрессивной России, обижающий «гордую» Грузию, чья власть получает довольствие в Америке. В западных СМИ доминировала манипуляция общественного сознания, исходившая из принципа «свои и чужие» — осетины «чужие», потому что выбрали не ту политическую ориентацию. Российскими спецслужбами и добровольцами была предпринята успешная массированная кибератака против грузинского сегмента Интернета. Взломаны порталы органов власти, в том числе президентский сайт. В результате точечных ударов авиации была выведана из строя мобильная система связи Грузии, и руководство страны утратила возможность оперативного управления происходящим. Но война в Южной Осетии показала слабые стороны оперативного и боевого обеспечения, технической оснащенности российской армии. Танки устаревшей конструкции шли без воздушного прикрытия армейской авиации. В российской авиации, потерявшей четыре самолета, отсутствовало высокоточное оружие со спутниковой системой наведения.


Из-за ограниченного количества беспилотных летательных аппаратов, для тактической разведки использовался стратегический бомбардировщик (был сбит грузинским ПВО). Неожиданным для многих оказалась твердость в отстаивании национальных интересов России в выступлениях российского президента, который, как писали западные газеты, из милейшего интеллигента превратился в российского мачо. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, упущением явилось слабое присутствие российских СМИ в англоязычном пространстве. Только через полтора года удалось добиться признания Европейского Союза, что войну развязала Грузия. Но кто будет вникать в подробности через некоторое время после события? И для многих европейцев сохранился образ маленькой и гордой Грузии, ставшей невинной жертвой России. Автор этих строк находился в то время в Западной Европе, где ведущие мировые издания и телеканалы показывали подбитый танк российских «агрессоров». Даже в крошечном государстве Лихтенштейн в официальной газете княжества я увидел эту фотографию. В действительности был подбит грузинский танк советского производства.


Но, как известно, на войне первой погибает правда. А если еще исходить из западного прагматизма – нормы прибыли от сенсации — фотографии подбитых российских танков продавались на Западе лучше, чем грузинских. За последнее десятилетие лидером в глобальном информационном пространстве стали не традиционные мировые СМИ, а сетевой проект. Самый мощный и бесплатный информационно-справочный ресурс в Сети и крупнейшая энциклопедия за всю историю человечества – свободная энциклопедия Википедиябыла создана в Соединённых Штатах в 2001 году. Работа Википедии поддерживается некоммерческой организацией «Фонд Викимедиа», основанной в 2003 г. американским гражданином Джимми Уэльсом. В Фонде непосредственно занято 23 человека, объем ежегодных расходов составляет 6 млн. долларов. В конце 2010 года за 8 недель была собрана рекордная сумма в $16 млн. пожертвований. На начало 2011 года в Википедии размещено 19 млн. статей на 272 языках. Для создания крупных национальных полиграфических энциклопедий требовалось до 10 лет, и все равно их объем был ограничен. Большая советская энциклопедия или Британская энциклопедия (Британика) насчитывает всего около 100 тыс. статей. Википедию посещают от 300 до 400 млн. человек в месяц (пятое место по посещаемости вебсайтов в мире). Серверы расположены в американском штате Флорида (Тампа), в Нидерландах (Амстердам) и Республике Корея (Сеул). Несмотря на системную предвзятость и несбалансированность в освещении тем и временные акты вандализма Википедия пользуется большой популярностью. Необходимо отдавать себе отчет, что это проект Запада.


В этой связи любопытна самоидентификация участников из России: «Этот участник убежденный антикоммунист, родился в Империи зла, в разрушении которой принял посильное участие». Но есть и авторы, которые родились в СССР и являются сторонниками идей социализма и коммунизма. В целом при освещении проблем в Википедии доминирует западная точка зрения. Большинство участников проекта выступают против агрессивного национализма, ксенофобии, фашизма и нацизма всех мастей. Наиболее активных участников проекта Википедии награждают виртуальными наградами. Вручаются Ордена «За выдающиеся заслуги», «За заслуги», в том числе в борьбе с вандализмом в Википедии, «Золотое перо», «Честный человек планеты». Правда, иногда «орденоносец», судя по комментариям в Сети, проявляет нетерпимость к другим точкам зрения. Соединенные Штаты, на долю которых в конце двадцатого столетия приходилось по разным оценкам, включая ЮНЕСКО, от 65 % до 80 % мирового коммуникационного потока информации, пока еще доминируют в мировых СМИ, и постоянно используют информационные войны в глобальной конкуренции. Контролируя мировые СМИ, Вашингтон был убежден, что и во Всемирной Сети, владея информацией, он будет «вечно» управлять миром.


Но в начале двадцать первого столетия зависимость мирового сообщества от Соединенных Штатов — «информационного империализма»— была подорвана благодаря триумфальному распространению Интернета. Хотя мировым лидером интернет-технологийостаются Соединенные Штаты.

Exit mobile version