Протоиерей Александр Федосеев: Жизнь в Церкви
Церкви отводят лишь роль второго плана для удовлетворения «модных и экзотических религиозных стремлений», которые для многих выражаются в древних обрядах, красивых, пышных церемониалах и посещении храма раз в год на большой праздник. Эта теория привлекла многих сторонников, ее поддерживает большинство экуменических русских и западных журналов, ее приняли западные социологи, историки, в большинстве своем антиклерикалы, а также и средства массовой информации в оценке истории стран постсоветского пространства. Приглядевшись, можно заметить, что те же взгляды широко разлиты в нашей жизни: их можно встретить на телевидении, в театре, кино, песенках «шансонных» исполнителей, у эстрадных рассказчиков и даже в анекдотах.
Говоря о роли Православия и Православной Церкви в формировании социальной модели современной России, необходимо прояснить те догматические предпосылки, которые позволяют нам судить о месте и роли Церкви в обществе. Согласно определению юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 13-16 августа 2000 года, где впервые в истории были приняты Основы социальной концепции РПЦ, библейская традиция говорит о Церкви как о богочеловеческом организме, как о Теле Христовом, соединяющим в себе два естества — Божеское и человеческое — с присущими им действованиями и волениями. Следовательно, Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Этим и обусловливается «синергия» (соработничество) членов и Главы церковного тела. О важности единства Церкви и общества говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Традиционные ценности — как нить, на которую насаживается всё остальное. Если перерубается нить, всё рассыпается. И если будут разрушены те нравственные ценности, которые Бог вложил в человеческую природу и которые сохраняются посредством традиции, то трудно себе представить, вокруг чего будет формироваться человеческая жизнь, — если каждый человек, согласно либеральному подходу, является альфой и омегой, если он определяет, что такое добро и что такое зло, если он, в конце концов, вершитель не только своей судьбы, но и имеет право влиять на жизнь окружающего его мира. Сможет ли человечество жить гармонично, сочетая множество интересов, взглядов, подходов, если у него не будет единого стержня?»
С самого начала Христианская Церковь была поставлена перед великой всемирно-исторической миссией: освящения мира сверхъестественной Божественной Благодатью. Догматическим основанием этой миссии стало учение Евангелия о Воплощении Сына Божия, Его Пришествии в мир и Его Воскресении. В Своем вочеловечении Сын Божий преодолел конечность и ограниченность человека, став самой глубокой и сокровенной основой его бытия, а Своим Воскресением из мертвых Он преодолел господство необратимого энтропийного начала в человеческой жизни и, “смертию смерть поправ”, открыл миру путь к грядущему всеобщему воскресению.
В исполнении своей Богозаповеданной миссии Церковь несет оправдание историческому существованию мира, который через преодоление зла, через просвещение светом Евангельской истины и через освящение Божественной благодатью призван в своей эсхатологической совершенности к преображению в Царство Христово. Из Основ социальной концепции РПЦ мы знаем, что «Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий».
По своей природе, по своему назначению Церковь является проводником в жизнь мира абсолютного и надмирного Божественного начала, освящающего и преображающего мир во всех сферах творчества, во всех областях личной, семейной, общественной, государственной и вселенской жизни — от самых высочайших ее вершин до самых далеких и скромных, но все-таки ценных, периферийных реальностей бытия.
Статус Церкви в обществе предусматривает активную деятельную позицию ее членов в практике социальной жизни. Из Основ социальной концепции РПЦ мы знаем, что участие православных мирян в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций не только не возбраняется священноначалием, но и является одной из форм миссии Церкви в обществе, «если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам»…«Однако в той степени, в какой мир освящается Божественной благодатью, он изымается из своей фатальной подверженности закону смерти и разрушения и сияет в своем феноменальном лике отблесками вечности и нездешнего благолепия».
Новая ситуация как в Церкви, так и в общественной, экономической, политической и культурной жизни ныне требует с особой силой действия верующих прихожан. Если снятие с себя ответственности было неприемлемо всегда, то нынешнее время делает его еще более недопустимым. Никому не дозволительно оставаться праздным. Бог действует в истории; Его последнее деяние во Христе Иисусе стало завершением и исполнением «многократных и многообразных деяний в прошлом».
Рассмотрим евангельскую притчу: Выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой (Мф. 20,6—7). Нет места праздности, поскольку велика работа, ожидающая каждого в винограднике Господнем. «Хозяин дома» с новой силой повторяет свое приглашение: «Идите и вы в виноградник мой».
Глас Господа ясно звучит в глубине души каждого православного христианина, который посредством православной веры и церковных таинств, христианской жизни уподоблен Иисусу Христу и приобщен как живой член к Церкви и принимает деятельное участие в ее спасительной миссии. Но глас Господа также слышен и в исторических событиях в жизни Церкви и человечества: Народ Божий, движимый верой, согласно которой он верит, что его ведет Дух Господень, наполняющий землю, старается различить подлинные знамения присутствия и замысла Бога в событиях, требованиях и чаяниях, которые он разделяет вместе с прочими людьми нашего века. Ибо вера освещает все новым светом и раскрывает Божественное намерение о целостном призвании человека, и направляет таким образом разум к вполне человеческим решениям.
Существующие в мире ситуации и проблемы весьма разнообразны и отмечены тенденцией ко все более быстрому изменению. Поэтому прежде всего необходимо остерегаться обобщений и необоснованных упрощений. Особенно тех, которые предлагает современный редукционизм и синкретизм. Об этой проблеме говорит Святейший Патриарх Кирилл:
«Многие члены Церкви, крестившись, не воцерковились, не осознают себя членами Церкви, не знают своей истории, не питаются от благодатных источников исторического и духовного ведения, а потому становятся легкой добычей тех, кто хотел бы разрушить всякую историческую память и веру православную».
Однако возможно отметить некоторые тенденции, возникающие в современном обществе. Как на евангельском поле вместе произрастают плевелы и добрые семена, так и в истории — там, где в ежедневной жизни часто существует противление реализации человеческой свободы, бок о бок сосуществуют и порой переплетены между собой зло и добро, бесправие и справедливость, тревога и надежда.
Учение Православной Церкви должно провозглашаться с осознанием того, что в современном обществе люди нуждаются в вечном и неизменном стандарте хорошего и плохого, в уверенности, что они научены и приняты в Церковь Христову как Единое Тело самого Христа. Также нужно отметить, что прихожанам очень часто не достает возможности реализовать свою веру посредством христианской активной деятельности и христианского служения, также они нуждаются в личном признании, тождественности, дружбе и поддержке со стороны своей общины и в отеческом попечении со стороны пастыря общины.
Поэтому необходимо внимательно всматриваться в лик нашего мира с его ценностями и проблемами, его беспокойством и надеждами, с его победами и поражениями — мира, экономическая, социальная, политическая и культурная ситуация которого ставит более серьезные проблемы и создает трудности в сравнении с теми, что были в прошлом. «Христианство не стало систематическим осколком истории, оно находится в постоянном становлении», — пишет протопресвитер Александр Шмеман.
В то же время мы не должны забывать, что новые знамения нашего времени отчасти иные, чем во времена Вселенских Соборов с их проблемами и великими тревогами. Действительно, голод, угнетение, несправедливость, современная глобализация и тоталитарная информатизация либеральных ценностей, войны, страдания, терроризм и иные формы насилия всякого рода повсеместно возрастают в сегодняшнем мире. Но, несмотря на все эти трудности, православный христианин обязан своей религиозной жизнью свидетельствовать о Христе и Его Святой Православной Церкви.