Противоракетный частокол
На минувшей неделе состоялось событие, которое ожидалось последние полтора года. Вашингтон и Варшава подписали соглашение о размещении на территории Польши, в местечке Редниково под Слупском, что в 130 км от Гданьска, противоракетной базы – GBI (Ground-Based Interceptor) третьего позиционного района американской стратегической ПРО в Восточной Европе. Кроме того, стороны договорились о поставке в Польшу десяти батарей противовоздушной обороны Patriot PAC-3 производства американской фирмы Raytheon.
В американском госдепартаменте настаивают, что “соглашение никак не связано с событиями в Грузии”. Однако Кондолиза Райс, прилетевшая в Варшаву, чтобы поставить свою подпись под договором по ПРО, прямо заявила, что “это соглашение является важным шагом в наших усилиях по защите США и наших европейских союзников от растущей угрозы распространения баллистических ракет”. На этот раз не прозвучало ни слова о “странах-изгоях”, “ракетной опасности, исходящей от Ирана”. Теперь и так всем ясно, что ни о каком Тегеране уже давно речи не идет.
Очевидно, что польская GBI предназначена исключительно для понижения потенциала российских стратегических сил сдерживания, размещенных в центральной части РФ. На боевых позициях в Козельске (Калужская область), в Татищево (Саратовская), в Выползово (Тверская), в Тейково (Ивановская) и в Йошкар-Оле (Марий Эл) находится 221 комплекс УР-100НУТТХ (SS-19) “Стилет”, “Тополь” (SS-25) и “Тополь-М”, шахтного и подвижного типа (SS-X-27). Всего 871 ядерная боеголовка, практически половина всего того, что имеют на вооружении РВСН.
Конечно, десять противоракет, размещенных в Польше, погоды не делают. Но проблема в том, что США явно не собираются ограничиваться только одной этой базой в Восточной Европе и небольшим количеством ракет-перехватчиков. В планах Пентагона есть еще и создание противоракетных баз в Норвегии и Великобритании. Директор Агентства по ПРО США генерал-лейтенант Оберинг называл базы в Грузии и Турции. Если к этому присовокупить два позиционных района ПРО США на Аляске и в Калифорнии (около 60 противоракет), планы Пентагона разместить оружие в космосе, то становится очевидно – Вашингтон успешно окружает РФ частоколом своей противоракетной обороны, стремясь получить одностороннее стратегическое преимущество.
Недавние публичные обещания, которыми Кондолиза Райс и американский министр обороны Роберт Гейтс, осчастливили своих россиянских партнеров Лаврова и Сердюкова на саммите “2+2” об абсолютной прозрачности развертывания этой системы, само собой, не выполняются. Никто уже не обещает, что противоракеты будут на базе в Польше только складированы, а в шахты их опустят лишь после того, как все убедятся в приготовлениях Ирана ударить по европейским союзникам США. Наоборот, все ракеты займут свои места там, где положено. “Забыли” американцы и о смехотворном обещании “зафиксировать радар в Чехии так, чтобы он не был ориентирован в сторону России”. Ведь эту процедуру технически невозможно выполнить, поскольку антенна РЛС сканирует весь горизонт. Как бы ни ориентировалась станция, вся европейская часть РФ у нее – как на ладони. Более того, о допуске российских офицеров и в Польшу, и в Чехию якобы для контроля того, чем занимаются там представители Пентагона, речь тоже уже не идет. Вернее, США как бы не против таких отдельных визитов. Но договариваться нужно о них с Варшавой и с Прагой, а там в один голос возмущенно твердят, что не потерпят на своей территории “наследников Советской армии”.
Как же реагируют на эти агрессивные приготовления власти РФ? Туманными угрозами. Замначальника генштаба генерал-полковник Ноговицын предупредил Варшаву, что размещение любого военного объекта “не может быть безнаказанным с точки зрения боевого применения”. База американских противоракет, сказал он, получит приоритет для нанесения ракетного удара. Не исключено даже ядерного. Супостат, однако же, напуганным отнюдь не выглядит. Министр обороны США Гейтс, отлично представляя себе степень зависимости от США всей россиянской политической верхушки, включая “верховного главнокомандующего” и премьера, назвал высказывания Ноговицына “пустой риторикой” и успокоил встревоженных поляков. Известно, что для производства выстрела необходимо, как минимум нажать на спусковой крючок или, если речь идет о стратегическом сдерживании, на “красную кнопку”. Однако среди членов правящей кремлевской группировки нет никого, кто был бы способен на столь решительный поступок.