Проблема отношения личности и общества в свете церковной общины
Особую важность церковная миссия имеет преимущественно не в сельской местности, а в больших городах, с уплотненной культурной и образовательной инфраструктурой. Как показали исследования, наиболее плодотворная почва для возникновения религиозного сознания находится в среде специалистов со средним и высшим образованием. Именно специальность есть область наиболее интенсивного религиозного самосознания и самоопределения. Зачатки православного мировоззрения все чаще встречаются среди писателей, историков, медиков, физиков, пытающихся дать религиозную интерпретацию фактам в своей предметной области.
Но религиозные изыскания ученых людей зачастую выглядят достаточно необычно. Так, для филологов приобретает особое значение культ «вочеловечившегося Слова»: в законах языка они пытаются обнаружить действие «божественного интеллекта», «грамматику промысла». Для физиков особое значение приобретают категории «света», «энергии», интерпретацию которых они находят у «отцов церкви» и пытаются сопрячь с данными современной науки. Среди медиков обнаружилось особое движение «болесвятства», связанное со стремлением не просто вылечить больного, но «взять на себя» его боль, лично ему «соболезновать». Историки и писатели совершают экскурсы в прошлое своих народов с целью доказать их «богоносное» призвание. В таком поиске кроется опасность не достичь Бога, а наоборот, отдалиться от него, не прийти к истинному богопознанию, но впасть в церковный раскол.
«Опросы, проведенные среди работников ряда научно-исследовательских и академических институтов, показали, что многие из них, не разделяя традиционных религиозных воззрений и не примыкая ни к одной из существующих конфессий, тем не менее, проявляют интерес, как они выражаются, к «тайне». Разумеется, никто не может запретить доктору физико-математических или филологических наук заниматься теоретическими изысканиями на самой границе тех дисциплин, в которых его можно признать компетентным, — а порой и за этими границами, в области «неведомого». Но нужно со всей ясностью отдать себе отчет, что уже на этой стадии может зарождаться опасная тенденция, ведущая к сектантству, к отрыву от большой науки, к перерождению самой ткани научного знания — в оккультное «тайноведение», — пишет Михаил Эпштейн, культуролог, философ, профессор университета Эмори (США).
Чем дальше уходит в прошлое коммунистическая эпоха с ее безусловным атрибутом — обязательной антирелигиозной идеологией и практикой, — тем яснее становится очевидная, но от этого не менее значительная истина: смена политических парадигм и изменение общественных приоритетов неминуемо вызывают к жизни историческое мифотворчество, а в церковно-приходской жизни — опасность расколов.
Одним из важных моментов в деле предотвращения возникновения церковных расколов в профессиональной среде является литературная проповедь: небольшие издания-брошюры, содержащие в себе актуальную для любого впервые заинтересовавшегося религией человека информацию. И действительно, сегодня во многих храмах мы можем видеть специальные полочки с бесплатными материалами о православной вере, которые может взять любой желающий. Таким образом Русская Православная Церковь проявляет заботу о каждом новопришедшем в храм Божий, в какой бы момент он не зашел в Церковь.
Одним из препятствий церковной проповеди является стереотип социальной нормы, как средства социальной регуляции поведения конкретных личностей и целых групп. В разных обществах понятие «социальной нормы» различное. Даже в советском «классовом» и в советском «общенародном». Посткоммунистическое общество также изменило свое понятие о нормальном, в частности, перестав смотреть на верующего как на маргинала. Однако главное осталось неизменным: большинство, как и раньше, воспринимает себя в качестве граждан, обязанных следовать в жизни правилам, установленным государством, разделяя (по крайней мере, декларативно) его основные установки, а отсюда и появление националистических и политических расколов.
Упомянув слово «маргинал», очевидно, стоит вспомнить и о традиционном определении явления «маргинальности». Происходящее от латинского marginalis (находящийся на краю), это слово характеризует относительно устойчивые социальные явления, возникающие в результате расшатывания нормативно-ценностных систем под воздействием различных контактов, социальных и технологических сдвигов и т. п. факторов. В СССР перестройка знаменовала собой начало процесса смены прежних парадигм мышления. Революция 1991 года завершила начатое, структурно разрушив прежнее общество до основания. Однако, как и любая революция, она не смогла, а главное не захотела создать «нового человека». Старые коммунистические ценности, в глазах большинства девальвированные прежним режимом, были снесены «на свалку истории», причем в такой спешке и с такой горячностью, что это напоминало желание переписать прошлое, психологически воспринимавшееся как грандиозная политическая ошибка.
Создание исторически заданных, хрестоматийно правильных, но исторически недостоверных картин опасно прежде всего с религиозной точки зрения, ибо приучает человека воспринимать мир в мифологических категориях, не задумываясь над тем, насколько и как это может вредить и авторитету Православной Церкви, и его, человека, собственной вере. Духовная жизнь человека включает в себя всю гамму сознательно- психической жизни, различные сферы его личной и общественной деятельности. Это и особая настроенность человека на возвышенные идеи, принципы и идеалы жизни. К светским высшим категориям духовности относятся как общественно-гражданские ценности — патриотизм, любовь к Отечеству, народу, так и личные — вера в себя, истину, добро, справедливость, совестливость. Все это — сфера высокой духовности. Отсюда следует, что духовность включает в себя и религиозное, и светское содержание.
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) пишет: «Столь необходимый диалог между религией и либеральным гуманизмом касается не богословия или религиозных верований. Это антропологический диалог, основной темой которого является судьба человека». Необходимо также отметить, что если светская духовность характеризуется ценностями предельно широкого общего плана и содержания, то религиозная является значимой только для определенных групп, исповедующих ту или иную религию. Религиозно-духовные ценности различны у разных религий, и каждая из них устанавливает свою шкалу нравственных ценностей, свое содержание духовности. С позиции тождественности духовного и религиозного начал в искаженном виде представляются исторические события, реальная жизнь и общественная практика, многие социально-психологические, культурно-нравственные и другие проблемы.
Таким образом, понятие «духовность» вбирает в себя самое широкое содержание, которое всегда нужно конкретизировать в зависимости от предмета исследования. Это особенно следует иметь в виду при раскрытии характера воздействия религии на сознание, духовный мир человека. Духовно-психологический фактор в современном мире приобретает особое значение и как средство массового воздействия, и как объект этого воздействия. Сегодня без преувеличения можно говорить об информационной борьбе за сознание человека, его духовную ориентацию. Расколы в контексте информационно-психологической ситуации проявляют особую активность, стремятся интенсивно воздействовать на сознание определенных социальных слоев общества или всего народа. В этой борьбе Православной Церкви надо проявить особое внимание и усердие для привлечения в лоно истинного богословия как можно больше неофитов, занятых религиозным поиском. Особую роль в деле привлечения новых членов в Церковь и спасения их от возможного увлечения раскольничеством и сектантством является миссионерская деятельность нашей Церкви. Сегодня для нас как никогда важно стать по слову апостола Павла «все для всех чтобы спасти хотя бы некоторых».