Присоединение России к ВТО: торопиться не следовало
Экономическая безопасность России может серьезно пострадать, если российские платежно-расчетная и кредитная сферы попадут под управление мощных зарубежных «игроков»
Переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) начались еще в 1995 году, собственно, вскоре после создания объединения. Завершились же они прошлом году: 10 ноября 2011 года прошло заседание рабочей группы ВТО, в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в организацию, а 16 декабря 2011 года на Министерской конференции ВТО было принято решение сделать Россию членом организации. Теперь для окончательного вступления нужна ратификация договора Государственной думой.
Согласие РФ не применять меры в области защиты рынка до приведения механизмов в полное соответствие с Антидемпинговым кодексом означает отказ от использования инструментов государственной поддержки промышленности.
Существует множество доводов против присоединения России к организации, которая ставит своей целью либерализацию международной торговли. Тем не менее, не следует упускать из виду, что условием эффективной внешнеэкономической политики России в современном мире является и равноправное участие страны во внешнеторговых операциях с зарубежными партнерами. Огромную роль в реализации этого условия играют мировые экономические организации и особенно ВТО. По некоторым данным, без членства в ВТО Россия ежегодно теряет до 2,5 млрд. долларов.
Впрочем, рассмотрим доводы «за «и «против» членства России в организации немного детальнее. Реальные преимущества вступления нашей страны в эту организацию сводятся к следующему.
1. Присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства, превращения «правил игры» в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды.
2. Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет самостоятельно или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае мы будем вынуждены непрерывно вести переговоры относительно приведения своего законодательства в соответствие с нормами перманентно обновляющейся организации.
З. Жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности.
Перечень же вероятных негативных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых системных условиях представляется таким:
1. Удовлетворение Россией требования отменить с момента присоединения и не применять впредь все федеральные и региональные субсидии, подпадающие под действие мерам ССКМ (Соглашение по субсидиям и компенсационным), повлечет за собой полный пересмотр нынешних правил и порядка господдержки отечественных товаропроизводителей путем прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.
2. Принятие Россией обязательства, позволяющего подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой, означает наше согласие на продолжение задействования против РФ односторонних санкций при невозможности использования для защиты российских интересов существующего в ВТО механизма разрешения торговых споров.
3. Согласие РФ не применять меры в области защиты своего рынка до приведения соответствующих механизмов в полное соответствие с Антидемпинговым кодексом, ССКМ и с Соглашением по защитным мерам означает отказ от использования важных инструментов государственной поддержки промышленности.
4. Принятие российской стороной обязательства с момента присоединения к ВТО выполнять без изъятий и переходного периода все требования таких многосторонних соглашений, как Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам, и др., тождественно отказу от применения существующих в настоящее время в России механизмов господдержки промышленности в виде процедур лицензирования и сертификации, стандартов, ограничений на иностранные инвестиции в отдельные отрасли, и т. д.
От системных условий присоединения России к ВТО напрямую зависят перспективы не только развития, но даже элементарного выживания целых отраслей российской промышленности, а значит, и экономической безопасности страны.
5. Присоединение к СТГА (Соглашение по торговле гражданской авиационной техникой) заблокирует перспективу сохранения за Россией роли одной из ведущих авиационных держав.
6. Ослабление прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и на транспортные услуги, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в материальном производстве, особенно в базовых отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности.
7. Серьезными угрозами чреваты отказ от взимания экспортных пошлин и пересмотр существующих соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, в том числе в рамках СНГ.
Даже если России удастся добиться существенной корректировки этой совокупности условий по линии отказа от большинства дополнительных требований, то выполнение непременных обязательств, вытекающих из многосторонних соглашений ВТО, все равно повлечет за собой значительное изменение российского законодательства и серьезно повлияет на общие условия хозяйствования в нашей стране, на формы, методы и механизмы госрегулирования экономики, в первую очередь касающиеся поддержки предприятий.
Даже в этом случае потери последних будут носить абсолютно конкретный, незамедлительный и весьма тяжелый характер, тогда как выгоды – характер абстрактно-перспективный. От системных условий присоединения России к ВТО напрямую зависят перспективы не только развития, но даже элементарного выживания целых отраслей российской промышленности, а значит, и экономической безопасности страны в целом.
Вопросы доступа нерезидентов на рынки товаров и услуг тоже крайне значимы. Либерализация доступа иностранных фирм на рынок услуг, в первую очередь финансовых, приведет к существенным потерям для соответствующих российских предприятий. Нельзя забывать о том, что при всех своих недостатках финансовая система – это не только продуцент услуг, но и важнейший регулятор экономики, а значит, экономическая безопасность России может серьезно пострадать, если наши платежно-расчетная и кредитная сферы в значительной мере попадут под управление мощных зарубежных «игроков».
Задним числом следует признать, что в целях обеспечения национальных интересов в области экономики и поддержания национальной безопасности страны при формировании переговорной позиция России не должна была ускорять переговоры о присоединении к ВТО, соглашаясь на неоправданные уступки. В противоположность этому следовало добиваться установления для себя максимального срока переходного периода для осуществления мер по дальнейшей либерализации экономики и по упорядочению российского законодательства с учетом необходимости постепенной адаптации отечественной экономики к нормам ВТО.
В целях обеспечения продовольственной безопасности необходимо было стремиться к признанию права обеспечивать сопоставимый с другими странами-членами ВТО уровень государственной поддержки сельхозпроизводства и уровень тарифной и нетарифной защиты внутреннего рынка сельхозтоваров и продовольствия путем использования предусмотренных правилами ВТО механизмов.
При всем при этом при проведении переговоров следовало исходить из того, что вступление в ВТО выгодно не только и не столько России, но, прежде всего, основным странам-членам ВТО со стабильной экономикой, для которых дополнительно откроется огромный российский рынок для сбыта товаров и услуг. Если страны ВТО намерены воспользоваться преимуществами торговли товарами и услугами на российском рынке, то им явно не следовало искусственно затягивать процесс переговоров по вопросам членства России в этой организации.