В Литве выразили желание обсудить с ЕС выплату компенсаций в связи с торговым эмбарго со стороны Москвы. Эстонское правительство напомнило, что почти четверть экспорта молочной продукции приходится на Россию.
В столицу Латвии для срочного совещания, прервав отпуск, возвращается глава кабинета министров.
Первыми тревогу забили латвийские производители рыбных консервов, заявляя о предстоящих массовых банкротствах: 90% рыбной продукции из Латвии поставляли в Россию. Теперь этот рынок закрыт.
Премьер-министр прерывает свой отпуск: в ближайшее время на внеочередном заседании правительства будут обсуждать, как спасать прибалтийский бизнес. Латвийские фермеры боятся разорения – мало того, что Россия ограничила импорт продукции, так еще и во многих хозяйствах – эпидемия африканской чумы свиней.
Недавно на латвийско-белорусской границе появились плакаты: сейчас в Латвию запрещено ввозить любые продукты животного происхождения. Все фуры, прибывающие из Белоруссии, подвергаются тщательному досмотру.
Есть опасения, что с мясными продуктами вирус африканской чумы свиней могут завести в приграничные с Белоруссией районы Латвии, где он пока не выявлен. Болезнь быстро распространяется среди животных, и против нее нет средств профилактики. Россия еще несколько месяцев назад ввела запрет на поставки свинины из стран Евросоюза. Латвия потеряла один из основных рынков сбыта.
“Экспорт был в Польшу больших свиней, и маленьких – в Россию. Очень большой удар, потому что никуда это мясо больше не идет”, – говорит Айгарс Трушелис, фермер.
Если эпидемию не удастся остановить, от латвийской свинины может отказаться и Евросоюз. Латвия уже не раз намекала Брюсселю, что неплохо бы материально поддержать прибалтийскую страну в непростые для европейской экономики времена, а после введения Россией продовольственного эмбарго латвийским фермерам придется совсем туго.
“Поддержка 35-50% нас не устраивает. Это очень мало. Если государство дает один миллион, они – 350 тысяч. Это смешно. Мы – буферная зона Евросоюза. Мы думаем, что помощь должна быть намного больше”, – уверен министр сельского хозяйства Латвии Янис Дуглас.
Пока же свиноводам советуют заняться перепрофилированием хозяйств. Например, вместо свиней купить коров. Только вот на какие деньги? Да и латвийские молочники сейчас – тоже в незавидном положении: молочные продукты отныне – в списке запрещенных для экспорта в Россию.
“Нет возможности на Европейском рынке сбыть все продукты, которые идут на Россию. Это невозможно. Получается – надо уволить людей, остановить производство или закрыть бизнес”, – говорит редактор латвийской деловой газеты Dienas Bizness Марис Кирсонс.
Между тем, помощи у правительства уже начали просить и латвийские овощеводы. После того как Россия запретила ввоз польских овощей и фруктов, предприниматели из соседней страны решили переориентироваться на Прибалтику.
“Что сейчас происходит? Польские фермеры хлынули на литовский рынок и продают там свои помидоры по 11 евроцентов за килограмм – это даже ниже себестоимости. Теперь литовцы едут торговать своими помидорами к нам в Латвию. И наших овощеводов это совсем не радует”, – поясняет руководитель Центра поддержки сельскохозяйственного рынка Ингуна Гулбе.
К недовольным латвийским фермерам присоединились кондитеры. У них – свои претензии к Брюсселю: почему конфеты президента Порошенко решили спасать за счет Прибалтики, недоумевает председатель правления одной из крупнейших латвийских кондитерских фабрик.
“Все началось еще в мае. Европейский союз решил помочь Украине административным способом и дал возможность дешевому украинскому продукту прибыть в Латвию. Наши магазины хорошо отреагировали на конфеты господина Порошенко – тот самый Roshen, запрещенный в России под предлогом низкого качества. Не думаю, что такое возможно где-то в Берлине”, – говорит он.
Сегодня очевидно – главный вопрос на повестке дня у латвийского бизнеса – как выжить в условиях войны санкций.
“Или Евросоюз, или США – самая богатая страна, которая самые жесткие санкции вводит – покупают то, что мы не можем экспортировать в Россию. И направляют в виде помощи на Украину. Самый разумный выход. Если американцы – наши союзники, думаю, так и поступят. Действительно купят часть нашего нереализованного экспорта и одновременно помогут нуждающимся в Украине”, – предлагает Юрис Пайдерс, политолог.
Но Вашингтон пока занят подсчетом собственных убытков от введения российских ответных мер. Суммарные потери европейской экономики подсчитывают и в Брюсселе. По прогнозам некоторых экспертов, они могут превысить 12 миллиардов евро.