Глава секретариата президента (СП) В.Балога после затянувшейся паузы выступил с заявлением: “После того, как Центральная избирательная комиссия подтвердит убедительный успех “оранжевых”, автоматически будет создано большинство в Верховной Раде, которое немедленно приступит к формированию правительства. Вся процедура займёт несколько часов, не более, и новый состав Кабинета Министров сразу же начнёт работу”.
Опубликована статья И.Юхновского – соратника президента – о сути конституционной реформы, как ее понимает В. Ющенко. По вопросу о будущем парламента 6 созыва сказано: «Верховная Рада, которую изберут в 2007 году, будет наделена функциями переходного парламента. Она должна определить дату вступления в силу новой Конституции и под нее объявить выборы в Верховную Раду и выборы президента государства соответственно уже новой Конституции».
Усилилась критика президентом действий правительства в области ТЭК и, как следствие, – его вмешательство в сферу ведения Кабмина. Ющенко подписал Указ «О некоторых мерах относительно обеспечения устойчивого функционирования и развития рынка природного газа». В русле энергетической темы обострилась критика руководства НАЭК «Энергоатом» (и лично А.Деркача – кандидата в народные депутаты от Партии регионов) и его деятельности по управлению атомной энергетикой, особенно в части сотрудничества с Россией.
Продолжает развиваться линия СП на тотальную дискредитацию правительства. Список обвинений в адрес Кабмина расширяется, а жёсткая критика распространяется на всё более широкий круг тем и лиц. К Н. Шуфричу и Н. Рудьковскому в качестве объекта критики добавились соответствующие фигуры из ТЭК (В.Бойко, А.Деркач).
Критика деятельности Бойко ведётся по линии якобы „разоблачения” неких „теневых договоренностей” украинского и российского правительств по сдаче стратегически важной для Украины газотранспортной системы (ГТС) россиянам в обмен на доступ украинских компаний к российским месторождениям углеводородов. Логичным продолжением такой критики стало вмешательство Ющенко в экономическую деятельность правительства. Президент распорядился представить ему проект вопросов на предстоящих переговорах Кабмина с властями РФ по энергоносителям, а также ввёл в украинскую делегацию своих людей.
Элементом тотальной компрометации Кабмина и лично В.Бойко стала распечатка беседы в Москве В. Януковича и В. Путина по проблемам ГТС. Эта фальшивка фабриковалась с таким расчётом, чтобы поставить под вопрос не только конкретные аргументы правительства по ТЭК, но и всю стратегию развития энергетической отрасли в целом, в особенности её внешнеэкономический аспект.
Обостряется настойчивая критика Совбезом деятельности НАЭК «Энергоатом». Объектом нападок СНБО стали договорённости между Украиной и РФ о тесном сотрудничестве по обогащению урана для АЭС в Международном центре в Ангарске. И в этом случае пропрезидентские силы выбирают объектом критики правительства его деятельность по развитию внешнеэкономических связей с Россией. Представляется, что компрометация правительства преследует не только агитационно-пропагандистскую цель, но и готовит действия СП в отношении Кабмина после выборов.
Под шум критики правительства происходит постепенный перенос центра управления экономикой по наиболее важным стратегическим и оперативным вопросам из Кабмина в секретариат президента. Фактически из исключительного ведения правительства выводятся углеводородная и атомная энергетика, включая и важнейший внешнеэкономический аспект.
Наличие президентских представителей в украинской делегации по газовым переговорам сужает пространство для манёвра Партии регионов на переговорах с РФ в плоскости политико-экономических обменов и уступок. Вместе с тем очевидно стремление СП замкнуть на себя и бизнес-структуры, близкие Ющенко, всю топливно-энергетическую отрасль, включая атомную энергетику.
Президент Украины впервые за последние годы стал предъявлять адресные претензии к РФ. Это касается не только темы отравления. Примечательно, что РФ фигурирует у Ющенко в негативном свете ещё в двух случаях: в критике министра Ю.Бойко на предмет, якобы, сдачи им национальных интересов России в вопросах ГТС и в теме сотрудничества Украины с Россией в атомной энергетике (удар по председателю НАЭК «Энергоатом» А.Деркачу).
И в 2004 году, и сейчас антироссийские лозунги и заявления президентской партии тщательно маскируются под рекламу «проевропейского» курса Украины. Основной целью здесь является маргинализация, унижение и деморализация населения юго-востока, причём не только русскоязычного. Конечная цель – нейтрализовать все попытки этой части граждан Украины организоваться в борьбе за свои права и в защиту собственного выбора.
Раздувание среди сторонников и симпатизирующих НУНС антироссийских настроений производится с помощью противопоставления «европейского пути» Украины курсу на интеграцию с РФ и другими развитыми странами СНГ в единое экономическое пространство. Те граждане Украины, которые не поддерживают ющенковскую версию внешней политики (евроинтеграция + членство в НАТО), начинают рассматриваться как ущербные и неполноценные. Соответственно, сторонники евроинтеграции объявляются цветом нации. Избиратель определённого склада провоцируется на жёсткую русофобию, и все это становится предметом дальнейшего пропагандистского обыгрывания в выступлениях «оранжевых» политиков и СМИ.
Ставка делается на эффект маргинализации в глазах «оранжевых» избирателей едва ли не половины населения Украины, проживающего в юго-восточной части страны и в Крыму, то есть тех, для кого ядром их культурных ценностей всегда была ориентация на Россию. В среде сторонников НУНС и БЮТ (правда, Тимошенко во время агитации на юго-востоке несколько приглушила антироссийскую риторику) создаётся ситуация антироссийского психоза, что мобилизует этот контингент не только против российского направления во внешней политике Украины, но и против массы избирателей, которые такое направление поддерживают.
Есть основания предполагать, что президентский лагерь рассматривает данную избирательную кампанию как благоприятную возможность переломить общественные настроения против НАТО в свою пользу. Ярким примером всего комплекса этих установок, задач и тезисов являются речи президента Украины, например, его выступление 15 сентября во Львове.
Постепенно президентские силы перешли к мобилизации собственного избирателя и, судя по всему, сворачивают агитацию в центре Украины. БЮТ в данный момент делает упор на расширение поддержки за счёт регионов юго-востока, где наблюдается интенсивное присутствие лидера блока и большое количество её личных встреч с населением. Кампания президентской НУНС в центре Украины, где Ю. Луценко пытался отбить часть голосов БЮТ в пользу НУНС, была не очень удачной. Вероятно, следствием этой неудачи и стал переход НУНС к мобилизационным (скрыто антироссийским) лозунгам для «своего» избирателя, который сосредоточен в Галиции и частично на Волыни.
ВЫВОДЫ
Логика предвыборной кампании на Украине все больше делает ее повторением кампании 2004 года, завершившейся «оранжевым» переворотом. Основные черты сходства:
1. противопоставление евроинтеграции как «полноценного» типа развития Украины «низшему», «российско-азиатскому» типу;
2. упор на моральную критику правительства и ПР; тему 2004 года о «бандитской» власти сейчас сменили темы «политической коррупции» и «вседозволенности власти как следствия депутатской неприкосновенности»;
3. эксплуатация настроений украинской этнической исключительности, при этом такая исключительность отождествляется с галицийским сознанием и ценностями (тщательно маскируемыми под украинские) и «европейским» выбором;
4. обвинение ПР и правительства в сдаче национальных интересов и, как следствие, нагнетание антироссийских настроений;
5. воскрешение усилиями Ющенко темы его отравления;
6. формирование в общественном мнении чёткой установки на то, что проигрыш «оранжевых» («демократических сил» в терминологии Ющенко) возможен лишь вследствие «фальсификации» выборов правительством В. Януковича и ПР.
Последний пункт усиливается однозначными утверждениями о почти неминуемой победе «демсил» (Балога, Ющенко, Тимошенко), хотя результат соцопросов скорее говорит об обратном. Избирательная тактика НУНС строится теперь на мобилизации традиционных «оранжевых» избирателей, на основе скрыто антироссийских и «проевропейских» лозунгов. Третированию и завуалированным оскорблениям подвергаются все, кто не разделяют воинствующего этнического национализма и патологической русофобии, исходящей из «оранжевого» лагеря.
Возможные сценарии действия секретариата президента после 30 сентября (или даже в ночь после выборов) приоткрываются, если проанализировать его отношение к правительству.
Новая линия компрометации президентом правительства, основанная на критике деятельности в области ТЭК, связана с «иностранным» – российским фактором. Готовится переход к обвинениям правительства и ПР в измене национальным интересам. В остающиеся до 30 сентября дни эта линия обвинений станет одной из ведущих в агитационно-пропагандистской работе Ющенко и НУНС. Она же должна послужить основанием не только для отстранения Правительства и ПР от власти после выборов, но и, в случае сопротивления ПР радикальному изменению хода событий, – для уголовного преследования министров и лидеров ПР. Вероятно, в первую очередь удар будет наноситься по тем фигурам в окружении В.Януковича, которые отвечают за ТЭК. Не исключено, что ставка будет делаться и на раскол в руководстве ПР.
В контексте возможных после выборов претензий Тимошенко на премьерство в составе «оранжевой» коалиции действия президента по перемещению в Секретариат некоторых важнейших полномочий Кабмина могут иметь и другую цель: заранее лишить будущее правительство возможности принимать наиболее важные стратегические решения в экономике. Для Ющенко это особенно значимо, учитывая стремление Тимошенко перехватить тему нефтегазового развития отрасли и сотрудничества с РФ.
Нынешняя дискредитация правительства необходима секретариату президента для убедительного обоснования отстранения после выборов действующего правительства и назначения вместо В.Януковича и.о. премьер-министра вместе с новым составом Кабинета. Подготовка Ющенко к форсированной отмене политреформы, необходимость нейтрализации премьерских амбиций Тимошенко потребует оперативного (как и сказал Балога) назначения нового правительства. По действующей Конституции процедура формирования правительства занимает много времени (зависит от парламентского большинства), что чревато для Ющенко потерей стратегической инициативы. Скорее всего, такая процедура будет президентом проигнорирована.
Под предлогом «политической необходимости», «спасения страны» и т.п. будет предпринята попытка завести в здание Кабмина «оранжевое» правительство с «исполняющими обязанности» вместо министров. И одновременно, апеллируя к угрозе общего хаоса, президент объявит конституционный референдум о возвращение ему обширных полномочий. Движение в этом направлении началось.
Украина: выбор пути