Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО: «Нас Запад давит. Зачем нам еще артачиться и ругаться с Россией?»
В канун Дня независимости Белоруссии (3 июля) ее президент Александр ЛУКАШЕНКО встретился с главным редактором «Комсомольской правды» Владимиром СУНГОРКИНЫМ и заведующим отделом политики «КП» Владимиром ВОРСОБИНЫМ
О Медведеве
– Александр Григорьевич, у вас начались «русские дни» – только проводили Дмитрия Медведева, 10 минут назад у вас закончилась встреча с главой российской ФСБ Бортниковым, а теперь вот и мы пришли к вам с надеждой на искреннее интервью. Как впечатления от встречи с Медведевым?
– Не впервые я встретился. Владимир Владимирович мне всегда много рассказывал о людях, которые к нему близки. В том числе и о Медведеве, конечно. А в первый раз мы с Дмитрием Анатольевичем встретились несколько лет назад. Когда посещали Курган Дружбы на стыке границ Белоруссии, России и Украины. Кучма тогда улетел вперед, а Владимир Владимирович пригласил меня лететь с ним. В том же вертолете был и Медведев. Я тогда для себя отметил – толковый, вменяемый. И еще – крепкий по мозгам, разумный человек. Тогда мы больше часа общались… Поэтому для меня нынешний Президент Российской Федерации не загадка. Правда, тогда он был более открыт, чем сейчас… Но вы ж понимаете. Это же президентство – определенные рамки, нормы поведения… Главное – нам не надо было знакомиться, тратить на это время, мы абсолютно доверяем друг другу. Вплоть до таких глобальных государственных вопросов, в которых Беларусь не участвует и участвовать не будет. Когда Дмитрий Анатольевич посвящал меня в них, я видел его честность и искренность, поскольку в этих вопросах разбираюсь.
|
– В России спорят, кто Медведев – либерал или сторонник «жесткой линии»…
– Я заметил, что в российских СМИ идет некая борьба за президента. Одни – ой, какой либерал! Вторые – смотрите, он против американцев что-то сказал. Бросьте! Он нормальный россиянин, русский человек, и будет отстаивать интересы Российской Федерации. Это патриот своей страны. И абсолютно надежный – я в этом убедился – друг Беларуси.
– А с главой российской ФСБ Бортниковым что обсуждали?
– Массу вопросов. Это и границы, Вооруженные силы… Вообще я должен сказать, что Комитет госбезопасности Белоруссии и российская ФСБ, как и наши военные ведомства, давно живут как в одном государстве. Если бы все министерства так слаженно работали – у нас бы не было никаких проблем. Слава богу, что безопасность России и Белоруссии, нашего Союзного государства, мы обеспечиваем совместно. Не было такого случая, чтобы спецслужбы России не представили нужную нам информацию.
О едином Союзе
– Раньше про Союзное государство много говорили, спорили. А сейчас тишина. Что это значит? Неужели мы уходим от идеи Союзного государства?
– Но это к вам претензии. Это российская пресса молчит. Я понимаю, что шли ориентировки – как надо о Союзе писать. Это я очень хорошо и точно знаю. Не спорьте… Но есть объективная вещь. Вот вы Лукашенко критиковали – дескать, ему ближе идея Советского Союза. Он тянет руководство России к такому образцу построения Союзного государства. Путин как-то сказал, что строить Союз надо по образцу ЕС, и вы сразу закричали: ай, как хорошо! Я тогда заметил – а зачем, ребята, нам ЕС, когда у нас перед глазами более тесное интеграционное образование. У нас Советский Союз в голове! Мы, выходцы из Советского Союза, всегда страдали «измами» – коммунизм, социализм, капитализм. Или СССР, ЕС, или еще что-то. А когда мы в 1999 году подписали договор и на деле взялись за построение Союзного государства, возник вопрос, что, может быть, слишком высокую планку мы договором задали? С течением времени России он перестал нравиться. Нам сказали: хорошо, давайте принимать Конституцию Союза. И предложили вариант, который был в два раза слабее договора. Мы не согласились.
– А как с единой валютой?
– В договоре все было прописано – как единую валюту создавать. Там речь шла о едином эмиссионном центре. Но в Москве сказали: нет, будет российский эмиссионный центр, а вы тут вот включайтесь, подключайтесь… То есть был нарушен главный принцип построения единого государства – равноправие. А этот принцип не мы с вами придумали! Возьмите Европейский Союз (какой бы он ни был!) – Ирландия на референдуме проголосовала против, и теперь проблемы у всего ЕС. Почему? Потому что там исходят из принципа уважения каждого государства. А ваши СМИ начали говорить о том, что Россия такая большая, а Беларусь такая маленькая… Ну и какое это равноправие? Я задаю вам вопрос: возможен ли союз на принципах неравноправия?
– Это будет не союз.
– Правильно, не союз! И рано или поздно неравноправие приведет его к развалу. Мы это понимаем, да и в России понимают. Но, видимо, Союзный договор стал чем-то не устраивать российское руководство. Более того, Россия вышла из договора о равноправии субъектов хозяйствования. Ну а потом пошло-поехало – наш сахар не пустили в Россию, кондитерские изделия везли вашим детям на новогодние праздники – арестовали несколько машин. Ну просто дошло до абсурда! Слава богу, сейчас ситуация на продовольственном рынке в мире изменилась, и сегодня россияне просят: продайте продуктов побольше. На автомобильных заводах – на БеЛАЗе и на МАЗе – очереди! Россияне предоплату за год делают, чтобы получить самосвал или трактор… Лужков лично просит: дай щебень, дай цемент… Россия сегодня, как пылесос, всасывает все! Так что ж мы, идиоты, продавая столько в России, непорядочно относиться к вам?! Нас Запад, американцы давят, и зачем нам еще артачиться и ругаться с Россией? К сожалению, все реже стали проводиться высшие государственные
советы Союза. Порой мы по году не собирались. Неужели вы верите, что это по нашей вине? Вот я хочу вас спросить: вот вы приехали в Минск, неужели у вас были какие-то проблемы?
– Никаких! Нам на границе сказали: граждане России и Белоруссии, проходите, а иностранцы – стойте для проверки документов.
– Это дорогого стоит. Да, мы не иностранцы. И очень приятно слышать, что «граждане Белоруссии и России, проходите». А лучше б было сказать: «граждане единого государства»…
|
– Еще бы Казахстан подтянуть!..
– Да, да, да. Это мы с Дмитрием Анатольевичем обсуждали. Еще я его спросил: а как ты оцениваешь то, что мы сделали с Владимиром Владимировичем? Только честно. И он откровенно отвечал, что получилось, что нет… Я, кстати, открою секрет. Раньше я об этом не знал. Медведев рассказал, что когда-то он, чиновник в правительстве при Путине, завизировал свой первый документ. Им был… Договор о союзе Беларуси с Россией. Вот такая у него судьба сложилась. Мы с Ельциным договор изобрели, Путин его ратифицировал, а Медведев его визировал…. Российский президент сказал, что он привержен Союзному договору. А мне это как бальзам на сердце… Он мне такую вещь говорит (в Бресте): «Давайте мы не будем говорить о каких-то великих вещах, ставить глобальные цели. Но давайте каждый день что-то делать». Давайте, говорит, выберем 15 – 20 злободневных вопросов и будем их решать, чтобы люди увидели, что мы действительно решаем конкретные задачи.
– Было много разговоров о том, что российский бизнес хочет скупать белорусские предприятия. А вы его не пускаете…
– Неужели все предприятия купить желают? Придется поторговаться, просто так за здорово живешь уже не отдадим, пусть бизнесмены крепко подумают. А если серьезно, то начиная с 2002 г. сохраняется тенденция увеличения притока иностранного капитала в белорусскую экономику. В прошлом году валовое поступление иностранных инвестиций составило более $5,4 млрд., из них из России треть – $1,8 млрд. Кстати, для американцев мы тоже не создаем здесь проблем. Приходите с россиянами, садитесь рядом и предлагайте другие условия, лучшие. Чего вы из-за кордона критикуете? А россияне приходят. Тот же Абрамович, Дерипаска – не знаю, как вы к ним относитесь. Мы их видим – миллиардеры, с большими деньгами. Глава «Системы» Евтушенков приезжал недавно, интерес у него есть.
О США: «Вы, американцы, проиграли!»
– Давление американцев на вас, кажется, ослабевает.
– Они поняли, что на меня давить бесперспективно после попыток экономических санкций… Это ж глупо вводить санкции, которые не работают! А они все не работают. Невозможно в современном мире государство, находящееся в центре Европы, зажать так, чтобы оно не повернулось. Я не думаю, что европейцы сошли с ума, создавая в угоду американцам в центре Европы очаг напряженности. Это ж себе дороже! Сегодня Беларусь – самое беспроблемное для Европы государство. А проблемы могут возникнуть. И желающих подогреть здесь ситуацию – и в России, а еще больше на Западе – хоть отбавляй. И оружия, и денег подкинут. Главное – только разжечь этот очаг. Но европейцы понимают: это им невыгодно.
– А за что вы чуть ли не всех американских дипломатов из Минска выслали?
– Мы за посольство взялись не потому, что хотели побольнее ударить американцев. Они сами создали эту ситуацию! Через посольство шли деньги для оппозиции. Сейчас все равно идут, но намного меньше – сил у американцев уже не хватает. Их тут осталось 5 дипломатов всего… Ведь дело в том, что для американцев все было здесь создано – живите, работайте. Мы даже закрывали один глаз на то, что они нашу оппозицию кормили, поили, возили. И к власти еще хотели привести. Давайте бороться честно! Вы, американцы, проиграли. Вы оппозицию не поставили здесь во власти. Не получилось «оранжевой» или «тюльпановой» революции. Мы с вами честно, лоб в лоб сражались на политическом поле. После чего мы могли вас просто выдворить отсюда, но мы этого не сделали. А когда США начали вводить санкции против наших предприятий и ведомств, скажите, зачем нам вообще такие отношения с этой страной? Зачем нам это посольство здесь, которое создает только проблемы? И мы им сказали: Беларусь забирает своих дипломатов из США, оставляет пару человек для виз и консульских услуг. И вы, пожалуйста, уезжайте отсюда. Кстати, интересный момент: когда у Кондолизы Райс спросили, надо ли закрывать посольство в Беларуси, она возмутилась: «Что же вы Беларусь ставите в один ряд с Северной Кореей, Ираком, Ираном, это ж совсем другое государство!» И категорически выступила против. По имеющимся каналам я ее поблагодарил. Хотя и не думаю, что она большой друг Беларуси. Ее тоже информируют соответственно.
– Накручивают.
– Конечно! Разве в Америке знают, что такое Беларусь? Буш ее и на карте не найдет… Помню, собрали как-то белорусскую оппозицию, 5 или 6 человек, в том числе коммунистов наших, повезли к Бушу. Буш, как человек откровенный, искренний и простецкий, такое им наговорил, что наши оттуда уехали с опущенными ушами… Буш откровенно им сказал, как надо работать. А оппозиционеры думали, что им денег дадут.
О парламентских выборах: «Мы с оппозиционерами шутить не будем!»
– Скоро у вас пройдут парламентские выборы. Есть ли у оппозиции шансы попасть в парламент?
– Они могут туда попасть только при одном условии (и это Запад понимает!) – когда Лукашенко возьмет их за уши, никому не скажет, что это оппозиция, и какими-то ломовыми методами посадит этих людей в парламент. Но неужели я этим должен заниматься? Это ж будет диктатура! И потом я же их всех знаю. Люди продажные, непорядочные.
– Вы ожидаете на этих выборах новых уличных беспорядков, организованных оппозицией?
– Оживление, конечно, будет. Но настораживает тот факт, что Западу наша оппозиция сильно надоела. Особенно американцам. Те уже говорят прямо: будет дело – будут деньги. А это что значит? Прежде всего уличные выступления, демонстрации. А если еще погромы и взрывы… Тогда заказчик вообще был бы доволен. Вот говорят об оппозиционере Козулине. Он же никакой не политический заключенный. Возьмите видеосъемку, посмотрите, что он творил. Как он повел на штурм тюрьмы тысячную толпу… И не стоит из него делать мученика! Придет время, выпустим его по закону, и никто его там держать не будет. Поймите, нам выгодно Козулина выпустить, он всю оппозицию разрушит. Всю! Они же, бедные, переживают, просят меня подержать его в тюрьме хотя бы до парламентских выборов… Ну и потом, если ты вчера с президентом ел с одной тарелки, а потом начинаешь поносить президента… Такого человека вообще к власти нельзя допускать. Это ж непорядочный человек!.. В любом случае особого беспокойства у меня нет. В Беларуси люди знают, что самое страшное
– нарушить стабильность в нашем обществе. Мы сегодня доводим до сведения лидеров оппозиции, что мы с ними шутить не будем. Ясно, что им дали деньги, которые надо отрабатывать. Но я вам откровенно хочу сказать: мы хотим продемонстрировать и Западу, и России, как надо проводить выборы. Мы их сделаем открытыми и демократичными, и вы убедитесь, кого сегодня поддерживает народ.
– У США позиция страшно уязвимая… У них есть такие друзья, на фоне которых Белоруссия выглядит просто раем. Главы этих стран правят по 40 лет подряд и считаются союзниками Америки. Мы у знакомых американских политиков спрашиваем: а чего вы к Лукашенко имеете? У них один аргумент.
– Сукин сын?
|
– Нет, в Европе сидит. Вот если бы он был где-то в Азии, в Африке. А в Европе не можем терпеть. В таком месте нельзя, чтобы не наш человек был.
– Правильно! Вы же знаете, что было до Лукашенко здесь? Реальное создание Балто-Черноморского «санитарного кордона». Прибалтика, Беларусь, Украина. Плюс Польша. Кто-то хотел отрезать Россию от цивилизованной Европы, загнать ее в Азию. Беларусь выпала из этого проекта. Я сказал: нет. Мы не против того, чтобы строить добрососедские отношения с Прибалтикой, Польшей, Украиной. Но не в ущерб российским интересам. Мы провели референдум по этому вопросу – о Союзе России и Белоруссии. Народ проголосовал «за» подавляющим большинством. Кому-то в руководстве тогдашней Беларуси это было невыгодно. Вот я главе ФСБ Бортникову рассказывал: русские люди в Беларуси на чемоданах сидели! Это трудно сейчас представить, но русские здесь кому-то очень мешали. Лукашенко это сломал и повернул вспять. И вы думаете, на Западе мне это простят? Уж сколько мне угрожали… Все было. Конечно, в центре Европы иметь Лукашенко им не нужно. Им нужен сукин сын свой.
– Говорят, к вам приезжал известный английский имиджмейкер лорд Тимоти Белл. Белоруссии потребовался специалист по пиару?
– Отвечу прямо: да по тем же причинам, по которым сама Россия прибегает к услугам влиятельных западных пиар-агентств, – и когда проводила саммит «большой восьмерки», и когда продвигала свою олимпийскую заявку на Сочи-2014. Вы прекрасно понимаете, что в современном мире информация – это такой же стратегический товар, как, скажем, энергоресурсы. Кстати, когда Белл приехал в Беларусь, он был восхищен и поражен. Раньше он ломал голову, что мне сказать в пользу этой страны. А тут посмотрел в экономические показатели. Связался с руководством Всемирного банка, МВФ… И говорит: я готов с Белоруссией работать!
О младшем сыне: «Он не мой пиар, он – мой хвост!»
А вот о младшем сыне главы государства и о том, как в Беларуси борются с коррупцией (там самый низкий уровень ее в Европе!), как президент проводит досуг читайте в бумажном Еженедельнике “КП” или завтра на нашем сайте.
Владимир ВОРСОБИН, Владимир СУНГОРКИН