Отставка главы Генштаба Юрия Балуевского считалась очень вероятной с 2007 года, когда на место министра обороны России пришел гражданский специалист (налоговик, а ранее торговец мебелью), а заодно и зять прежнего премьер-министра РФ Виктора Зубкова Анатолий Сердюков. Отношения Балуевского с новым шефом явно не складывались, что, хотя и не выливалось в открытую конфронтацию, часто «утекало» в прессу под видом рассказов «осведомленных источников». Негодование генералитета, стоявшего за Балуевским, вызывало отсутствие у Сердюкова армейского опыта и его программа продажи неиспользуемого имущества Минобороны (первый аукцион состоялся только в мае 2008 года). Недовольство Генштаб также выражал намерением министра сократить непрофильные специальности в армии (юристы, журналисты и проч.). Наконец, недоволен был Балуевский и планом перевести Главкомат ВМФ из Москвы в Петербург. Все эти действия в Генштабе называли подрывом обороноспособности страны.
После победы на президентских выборах Дмитрия Медведева отставка Балуевского стала еще более вероятной. Эксперты считали, что Балуевский состоял в «команде» проигравшего кандидата в преемники – Сергея Иванова – и оттого чувствовал нависшую над ним опасность. «Балуевский, несмотря на авторитет у военных, не очень устраивает руководство в Кремле, поскольку часто со своей военной прямотой подвергает сомнению инициативы властей, в том числе и реформу Минобороны», – напоминает директор Центра политической информации Алексей Мухин. Старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев не исключил, что связке «Балуевский-Иванов», в которой Балуевскому отводилась роль министра обороны при преемнике Иванове, действительно могла существовать. Отставка Балуевского могла стать «еще одной возможностью отодвинуть Иванова», предполагает эксперт.
Еще 24 марта высокопоставленный источник “Интерфакса” в Минобороны сообщил о готовящейся отставке Балуевского. Тогда же в СМИ появились публикации о том, что на гражданку вместе с Балуевским попросились сразу несколько руководителей главных и центральных управлений Минобороны и Генштаба. Да и начальник Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны генерал-полковник Виктор Власов, покончивший с собой за несколько дней до того, перед самоубийством писал рапорт об увольнении.
В момент увольнения Балуевского прямая причастность к этому решению Сердюкова не скрывалась. На встрече с Медведевым в Кремле, где кроме министра и главы Генштаба присутствовал и Николай Макаров, президент сообщил: «Я получил предложение от министра обороны о назначении нового первого заместителя, начальника Генштаба, изучил эти предложения, поддерживаю их».
Участь Балуевского – традиционна и незавидна. Как и многие увольнявшиеся прежде высокие чиновники он получил почетную должность в Совете безопасности РФ. Там он будет заместителем секретаря – Николая Патрушева.
Лишним указанием на то, что новое место службы не более чем почетная ссылка стало сообщение о награждении Балуевского орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Новоназначенный глава Генштаба генерал Макаров прошел все ступени армейской карьеры – от начальника взвода.
В последний период работы Макаров был очень близок к министру Сердюкову – в ранге зама отвечал за снабжение войск вооружением.
“Однозначно, Макаров – человек Сердюкова. Он сам предложил его кандидатуру и сам лично год назад забрал его из Сибирского округа в Москву”, – напоминает военный эксперт Павел Фельгенгауэр. Макаров, послуживший в ГДР, Таджикистане, в четырех военных округах и даже на Балтфлоте, стал вторым военачальником, приглашенным на работу в столицу Сердюковым после получения министерского портфеля.
При этом задатки Макарова как военнокомандующего эксперты оценивают осторожно. “Обычный танковый генерал. Сердюкову просто был необходим в Генштабе человек, заточенный под его интересы”, – говорит Фельгенгауэр.