Православные храмы Клайпеды: рождается модель духовного и социального партнерства

Православные храмы Клайпеды: рождается модель духовного и социального партнерства

 

До Второй мировой войны в тогдашнем Мемеле (прежнее название Клайпеды), городе со стотысячным населением, была лишь небольшая (всего 30-40 человек) православная община. Редкие службы осуществлялись приезжими священниками Свято-Сергиевской церкви в Векшняй. Возродить после окончания войны приходскую жизнь в Клайпеде было поручено родившемуся и выросшему в Литве протоиерею Иоанну Левицкому, возглавлявшему в то время приходы соседней Кретинги и Тельшяй. В начале 1946 г. к православным верующим относили себя уже несколько сотен жителей Клайпеды, и, понятное дело, они нуждались в духовном окормлении, с нетерпением ожидая, когда же станут проводиться богослужения.

 

Отец Иоанн неоднократно обращался к властям с просьбой зарегистрировать православную общину, а также выделить помещения для отправления богослужений. В письме от 7 сентября 1945 г. уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Литовской ССР отец Иоанн указывал: «До войны в Мемеле была церковь (т.е. дом молитвы) по ул. Перкасу, №9. В годы войны церковь разрушена. Вещи церковные расхищены – на 71 тысячу рублей… В город уже приехали более ста русских семей, не считая военных и 9 тысяч душ портовых рабочих. Люди просят о богослужении. Им самим жить еще негде – все разрушено, а уже просят о богослужениях, чтобы вымолить у Господа помощи в их бедах… А между тем на углу улиц Покшто и Жарджю есть свободная немецкая кирха». На соответствующий запрос председатель Мемельского горисполкома Бергас заявил: «Если уполномоченный Линев даст письменное распоряжение, то помещение будет отведено и отремонтировано».
 

Религиозные потребности православных были удовлетворены, но лишь в той мере, в какой это могло допустить руководство атеистического государства. В 1947 г. все православные общины Советской Литвы должны были заново пройти государственную регистрацию. На общих собраниях приходов избирались «приходские двадцатки», утверждались ревизионные комиссии и кандидатуры церковных старост. Протоколы собраний отправлялись в Епархиальный совет, органам местной власти, уполномоченному по делам РПЦ – и по этим протоколам принимались соответствующие решения. На протоколе собрания общины, прошедшего в Клайпеде 26 января 1947 г., появилась резолюция заместителя председателя горисполкома: «Препятствий к передаче под церковь русской православной общине дома № 17 по улице Лепу (бывшая Интернациональная усыпальница) со стороны Клайпедского горисполкома не имеется».

 

Итак, власти разрешили православным пользоваться зданием на лютеранском кладбище. Еще полгода ушло на то, чтобы приспособить его для проведения богослужений. На конных повозках в Клайпеду привезли иконостас из закрытой властями православной церкви в латвийской Лиепае. Новый православный храм был освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, его первым настоятелем был назначен священник Феодор Ракецкий. 28 декабря 1947 г. отец Феодор совершил в нем первое богослужение.

 

Клайпедская община была в то время едва ли не самой крупной в республике – в ней состояло около 1000 человек. Естественно, за священником следили сотрудники МГБ. «Разработка» отца Феодора Ракецкого продолжалась более двух лет, после чего священника арестовали, и «особым совещанием» он был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Настоятелем Всехсвятского храма стал протоиерей Николай Недвецкий, а отец Феодор вышел на свободу лишь после ХХ съезда КПСС, осудившего сталинские репрессии.

 

Долгие годы наряду с православными богослужениями во Всехсвятском храме совершались также лютеранские службы. С обретением Литвой независимости в Клайпеде было создано первое в новом государстве христианское просветительское общество «Слово» во главе с прихожанкой Всехсвятской церкви Ларисой Лукошявичене. Переоборудованный из евангелико-лютеранской кирхи православный храм на бывшем лютеранском кладбище к концу 1990-х годов уже не мог вместить всех верующих.

 

В 2000 г. в одном из «спальных» районов Клайпеды Смильтелес была заложена новая православная Покрово-Никольская церковь. Храм освящен в честь Покрова Божией Матери и во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского (покровителя путешествующих и мореплавателей), что для Клайпеды как единственного в Литве морского порта имеет особенное значение. Автором проекта храма стал пензенский архитектор Дмитрий Борунов (он же является автором проекта церкви во имя Иверской иконы Божией Матери в городе Паланга).

 

 

Покрово-Никольская церковь состоит из двух приделов; больший придел (вмещающий до 500 человек) освящен в честь Покрова Богородицы, меньший – во имя святителя Николая. Оба придела создают впечатление двух отдельных храмов, вплотную приближенных друг к другу. Храм венчают два шлемовидных купола, форма которых напоминает шлем древнерусских воинов. Комплекс завершает колокольня с куполом, стоящая отдельно от храма. Основной иконостас храма выполнен в Пензе художниками мастерской «Дабор». Над иконостасами в обоих приделах церкви работали вильнюсский иконописец Владимир Подгорный и клайпедская художница Маргарита Артамонова. Примечательно, что она же является матушкой Маргаритой, женой настоятеля расположенного в основной школе имени Андрея Рублева храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерея Владимира Артамонова, который, в свою очередь, является не только директором школы, но и благочинным Клайпедского благочиния.

 

 

Спонсорами храмового комплекса стали известные в Литве предприниматели Владимир Романов и Александр Попов. Еще один жертвователь Владимир Стефанов дал средства на купол колокольни, он же взял под опеку создание церковной библиотеки и воскресной школы для детей и взрослых. Сегодня Покрово-Никольская церковь по праву может считаться архитектурным украшением города, которым гордится православное население Клайпеды (до 25% жителей города составляют исповедующие преимущественно православие русские, украинцы и белорусы: по переписи населения 2001 г. – 21,3%, 2,4% и 1,9% соответственно).

 

Хотя уже несколько лет в городе действует Покрово-Никольский храм, прихожане посещают также церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, разместившуюся в основной школе имени Андрея Рублева. Эта церковь действует в выходные и праздничные дни: по воскресеньям здесь собирается до ста человек, по праздникам – вдвое больше. Там же проходят уроки религии для учащихся этой и других школ города.

 

 

Вначале между школой имени Рублева и церковным приходом Веры, Надежды, Любови и Софии был заключен договор об аренде помещений, который действовал десять лет. Затем, в 2004 г. школа подписала договор об аренде, но уже с обществом христианского просвещения «Слово»; этот договор перезаключается каждый учебный год. По словам директора школы и настоятеля храма Владимира Артамонова, на это было получено соответствующее разрешение отдела просвещения городского самоуправления Клайпеды.

 

Но хотя помещения сданы в аренду легально, церковная деятельность в них является не вполне законной, так как религиозные обряды в школе совершаться не могут. Некоторые родители учеников, не одобряющие самого факта наличия церкви в школе, обратились в мэрию с жалобами. С другой стороны, сторонники школьного храма говорят, что, во-первых, церковь находится не в школе, а при школе. Если кто-то не хочет отдавать своих детей именно в эту школу, то неподалеку (две-три автобусных остановки) есть другая русская школа.

 

Вообще-то ничего плохого в том, что при учебном заведении имеется небольшой храм, нет, только, может, нравственность у здешних детей повыше, да наркоманов вокруг поменьше. Тем более что службы проводятся только в выходные и праздничные дни. А молодые родители – воинствующие атеисты – могут отказаться от посещения их детьми уроков религии. Зато в школе бережно относятся к искусству, проводят конкурсы, дети с удовольствием демонстрируют свои живописные работы. Так что, прежде чем возражать, иным родителям неплохо было бы взвесить все «за» и «против» такого соседства.

 

Да и сама церковь, хотя и небольшая, но внутри выглядит очень красиво, и отчего бы ребятишкам к красоте не приобщиться?..

 

 

По мнению мэра Клайпеды Витаутаса Грубляускаса, «такой случай – единственный во всей Литве. Духовное и социальное партнерство возможно, но эти отношения необходимо узаконить – и создать модель, которой в подобных ситуациях могли бы руководствоваться и другие учебные заведения и религиозные общества. Решение должен принять городской совет».

 

СтраныЛитва

Ещё похожие новости