Site icon ИА Русские новости

Православная и привлекательная?

Православная и привлекательная?


Все, что будет сказано ниже, по сути, размышления над одним из вечных вопросов – что такое женская красота? Зримая, осязаемая, хранимая в душе и разливающаяся вокруг – для чего она существует в мире? И какова наша роль по отношению к этой загадочной субстанции?







Красота как цветение пола


Не было времени на земле, которое бы не провозглашало свой идеал женской красоты. Наше время ничем не отличается, его идеалы широко известны. Женская красота в понимании нашего времени глядит на нас с каждого биг-борда, с телеэкранов и, наконец, сквозит в облике соотечественниц. Кратко выразить сущность этого идеала можно, пожалуй, в двух словах – “активная самка”.


Мы не будем сейчас рассуждать об аморальности подобных эстетических предпочтений. Мы постараемся выяснить, есть ли в них доля истины, то есть причастен ли подобный идеал тому вечному Образцу (всего ЖЕНСКОГО в том числе), который зовется “замыслом о человеке”. Ведь (будем честны!) и мы порой, не без зависти, засматриваемся на стройные ножки и тонкую талию современных красоток.


Бог создал человека разнополым. Но ненависть и презрение к полу, еще в апостольские времена ставшие признаком псевдохристианства1, сегодня популярны не меньше: под прикрытием евангельской цитаты о “безбрачных ангелах” (Мф. 22:30) на приходах иногда ведется холодная война против всех проявлений женственности, а тем паче – женского стремления к красоте. В чем ошибочность такого поведения?


Еще блаженный Иероним Стридонский предостерегал от понимания православной аскетики как неизбежной кастрации: “Где плоть, и кости, и кровь, и члены, там необходимо должно быть и различие пола. Где различие пола, там Иоанн – Иоанн, Мария – Мария. <…> Когда говорится, что в тот день не женятся, не выходят замуж (Мф. 22:30), то говорится о тех, которые могут жениться, но не женятся. <…> Где есть пол, там мужчина и женщина. Уподобление Ангелам не есть превращение людей в Ангелов, а есть совершенство бессмертия и славы” [11].


О том, что пол – категория непреходящая, онтологическая, сохраняющаяся и в Царствии Небесном, говорили также святитель Иоанн Златоуст, святой Мефодий Патарский и другие святые [11]. Святитель Нектарий Эгинский в одном из писем к монахиням призывает их не забывать, что они женщины, и подражать преподобным женам, а не преподобным мужам.


Пол в православии – это “образ бытия человеческой природы” [11], он необходим для спасения человека, так как “открывает возможность, направление и путь человеческой любви” [11].


Взаимонаправленность любви мужчины и женщины, и их обоих вместе – на дитя их любви – является реализацией образа Божия в человеке как Бога-Троицы: “”Различие полов обусловлено необходимостью выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного”, “осознание человеком реальности пола есть одновременно и первый опыт самосознания””, – пишет известный греческий богослов Х. Яннарас [12].


Таким образом, человек в православии призван сохранять и развивать те качества и свойства, которые характерны именно для существа определенного пола, сохранять свой пол.


В. В. Розанов справедливо заметил, что “пол не есть вовсе тело; тело клубится около него и за него” [15]. Пол – глубок и широк, и размножение человеческого рода, соединение полов в любви является одним из благословенных его течений (вспомним красивейшие строки “Песни Песней”: именно образ плотского соединения мужчины и женщины стал самым возвышенным и прекрасным символом в христианстве, ведь именно с ним сравнивается мистическое общение с Богом!). Святой Иоанн Лествичник в 5-й ступени Лествицы вообще высказал шокирующую мысль, “что плотская любовь, причем даже не в браке, а незаконная, грешная, может в некоторых случаях явиться ступенью, приводящей человека к любви к Богу: “Я видел нечистые души, бросавшиеся в плотскую любовь. Именно опыт этой любви приводил их к внутреннему перевороту, когда их эрос сосредотачивался на Господе, преодолев страсть, они стремились любить Бога со всей силой ненасыщаемого желания. Вот почему Христос, говоря о целомудренной блуднице, сказал не о ее страсти, а о том, что она много любила и смогла преодолеть любовь любовью”” [12].


Тайна пола теснейшим образом связана с тайной Богообщения. Именно поэтому даже в монашестве рождающая, вожделеющая сила пола не ампутируется, она “перенаправляется”, сублимируется, – но не уничтожается вовсе. Тем более не подлежит она уничтожению в жизни супружеской, где пол цветет и плодоносит.


Здесь следует остановиться на тиражируемых нынче взглядах на половую жизнь как на нечто “скотское и неразумное” – мысль, восходящую к святому Григорию Нисскому. Подобное мнение никак не может быть признано православным: уже С. Троицкий в своей “Христианской философии брака” убедительно доказывает, что истоки этого учения находятся в языческом гностицизме, а последующие исследователи объясняют интуицию святого Григория в духе “освящения пола” после воскресения Христа2


.


Какое отношение имеют изложенные мысли к заявленной теме? Самое прямое: во-первых, красивым может считаться лишь то, что соответствует своему Предназначению, Божьему замыслу – поэтому женщина, исполняющая свою половую роль, красива. “Каждой женщине дана таинственная женская природа, которую она призвана бережно хранить и блюсти, а когда придет время, принести за нее ответ на Страшном Суде. Этой тайной пронизано все то, что называется словом ЖЕНСТВЕННОСТЬ, главная составляющая женской красоты” [13], – пишет протоиерей Александр Немчинов.


Во-вторых, красота как таковая является непременным качеством женщины: еще “христиане до Христа” – Сократ и Платон – говорили о красоте как о том непременном условии, которое вызывает силы рождения и тем дает родиться (человеку, идее, Благу) [14]. Уже христианские философы конкретизировали эту мысль применительно к женщине: “Ведь женщина – венец творения, и потому именно в ней сосредоточена вся красота и тайна его живой гармонии” [16].


“Женщина (неважно, знает она об этом или нет; впрочем, большинство наверняка знает) – это прежде всего цветок. Ее призвание – нежность и красота, – пишет известный православный философ И. Ильин. – Вот почему она требует бережливости и восхищения; и требует по праву. Нежно ее восприятие; нежна ее природная тайна, которую она в себе воплощает; нежна ее фигура; нежен ее взор. <…> Нежность обязывает ей быть красивой. <…> В этом бытии цветка у женщины чего только нет; тут и любовь к другим цветам природы и понимание их языка; тут и забота (форма) ее одежды (опрокинутая чашечка цветка); тут и врожденный вкус к линии и цвету; тут и радость от собственной красоты; тут и аромат; тут и искусство красноречивого молчания и молчаливого ответа, и многое другое, что так восхищает нас” [6].


Таким образом, не бывает красоты без женщины, а женщины без красоты. Женское желание красоты во всем – естественно и не предосудительно. Красота есть цветение женского пола; даже если смотреть на женскую красоту с точки зрения физиологии, то все медики согласятся в одном: видимая глазу красота есть результат здоровья, готовности женского организма к воспроизведению. И чем ярче эта красота, тем больше здоровья перейдет потомству.


Наше время погрешает не в том, что видит в женщине готовую к воспроизведению особь. Оно грешит смешением: когда в женское вносятся и уничтожают его ярко-мужские черты, типа стремления к независимости и первым ролям, категоричность в суждениях и прочее. Погрешает современный идеал “прекрасной дамы” и разрушающей “узкопрофильностью”: когда женственное вульгаризируется, когда таинственный момент возникновения взаимной тяги полов превращается в кощунственное “сделай сам”. Пользуясь образом Ильина, можно увидеть, как осыпаются от такого обращения лепестки с цветка женственности. Само одеяние современных дам тому свидетельство: все меньше вокруг нежных и вдохновляющих цветочных “чашечек”, все больше голого инструментария “тычинок и пестиков”. Если бы такая катастрофа случилось в природе, цветок не исполнил бы своей миссии, он остался бы пустоцветом: к оголенному цветоносу не прилетит пчела.


О плетении волос


“Люди перестали быть животными, когда мужчина стал ценить в женщине красоту”, – писал Н. Чернышевский. Эта мысль недалека от истины: “дурное вожделение”, та “отрава половой жизни”, от которой призывали избавиться отцы и от которой исцелил пол воплотившийся Бог, не замечает красоты и не ищет ее. “Дурному вожделению” все равно, как выглядит искомая самка (а в особенно острых случаях пропадает вообще разница, кем или чем удовлетворять половую потребность).


Разница между здоровым влечением (“естественный пламень”, по слову отцов) и “дурным вожделением” такая же, как между здоровым чувством и всякой страстью. Она заключена в концентрации душевных сил: ненормально, когда часть, подобно опухоли, разрастается настолько, что становится больше целого – и тем вызывает смерть.


Следуя этой логике, мы постараемся рассмотреть следующий животрепещущий вопрос из жизни “жен православных”, а именно: до какой степени уместно православной женщине заботиться о своей внешности? Ведь сегодня очень популярны мнения о том, что всякая христианка, уделяющая внимание этой стороне своей жизни, погрешает. Как всегда, это мнение основывается на вырванной из контекста евангельской цитате: “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде” (1 Пет. 3:3).


Попробуем рассмотреть эту цитату в контексте Священного Писания. Все оно пестрит упоминаниями о женской красоте и даже (!) украшательстве, как о чем-то естественном, аксиоматичном: “Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой? а народ Мой забыл Меня, – нет числа дням” (Иер. 2:32).


Любящий муж, заботящийся о красоте своей жены, и сама жена-красавица становятся символами Господа и Его Церкви: “И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец. Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя [была] виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия” (Иез. 16:10-13). Мы понимаем, что ничто, по своей сути греховное, не может стать столь высоким символом, иначе подобное сравнение было бы кощунством. А значит, говоря об истинном украшении православной женщины, апостол говорит не о запрете на естественную красоту, а призывает стремиться к вышеестественной – и одно не отменяет другого!


“Богатое внутреннее содержание человека не исключает заботы о внешней красоте, – подтверждает священник Михаил Воробьев. – Да и в отношении к повседневности быта христианский взгляд на вещи совпадает со ставшей уже тривиальной мыслью великого русского поэта: “Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей” <…> Православная женщина не должна быть неряхой, одетой “в темное и просторное”. Напротив, в старину, впрочем, не столь уж отдаленную, существовало понятие “кобеднешнего платья”, то есть особого, праздничного платья, в котором не стыдно было пойти к обедне. А если у кого-то сложилось иное впечатление, то здесь действует, условно говоря, “социология грубошерстного пальто” (такой рассказ есть у Генриха Белля). Кто в основном наполнял наши храмы до того, как сгинула КПСС? Немолодые женщины, пенсионерки, вдовы – беднейшие люди, у которых вообще никогда не было дорогой и красивой одежды” [18].


К сожалению, в наследство от прошлых лет нам досталось и отсутствие вкуса, грации, чувства соразмерности и уместности той или иной вещи, жеста, цветового акцента и прочее – всех тех “мелочей”, которые и составляют красоту (не дерзаем написать “внешнюю”, потому что здесь так тонка грань, отделяющая внешнее от внутреннего). К примеру, взять самый женский предмет одежды – юбку. Приверженцы православного “дресс-кода” настаивают на ношении женщиной длинных юбок, но сколько женщин умеют такую юбку носить? Это ведь целое искусство: умение ходить в такой юбке, подбирать подол, пробираясь по грязи, умение сделать земной поклон, не оборвав при этом край, не ткнувшись в пол носом при попытке встать с колен и т. п. Недаром “юбка в пол” считается высшим шиком у законодателей мод, а многие сестры во Христе все бунтуют против ее ношения!


“Плохой вкус – это, конечно, не грех <…>, – пишет протоиерей Александр Сорокин. – Но все-таки вкус нужно в себе воспитывать.


В Евангелии сказано: “Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое” (Мф. 6:17) – то есть выгляди празднично. И когда Спаситель говорит о лилиях, которые Господь одевает лучше, чем Соломон одевался, – ведь Он тоже рассуждает тут с точки зрения красоты и вкуса” [3]. Нелишним будет заметить, что “помазание главы” в те времена было действием “косметическим”. Именно поэтому и богослов А. И. Осипов, и автор статьи о женской красоте священник Михаил Воробьев, и прочие авторитетные люди не отрицают умеренного пользования косметикой. Святейший Патриарх Кирилл как-то рассказал, как был потрясен, получив письмо с вопросом: “Почему православные женщины так убого выглядят?” Вот что сказал Владыка: “Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. <…> Мы должны быть свободны от необходимости соответствовать ложному, фарисейскому пониманию благообразия. Равным образом не следует и приходящих в Церковь молодых людей ставить в жесткие ограничивающие рамки: отныне одеваться следует так, а не иначе. <…> Насаждая фольклорное, музейное, костюмированное Православие, мы тем самым словно сигнализируем обществу и человеку о том, что наша вера якобы не имеет никакого отношения к современной жизни. А между тем место Православия – на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувств” [17].


Итак, когда же погрешает женщина, “плетущая волосы”? Когда приведенные в порядок локоны становятся основным источником (или непременным условием) радости.


* * *

Красота влечет к себе. Святые отцы называли красоту величайшей тайной, за которую надлежит славить Творца, и одним из сильнейших искушений, которое необходимо преодолеть человеку. Действительно: немного отойти от меры, немного “черезчур” в уходе, украшениях, благообразии – и женская красота станет блудной, приманкой для блудников и водоворотом для женщины. Спасение – только в Духе. Не в безобразии, не в отказе от красоты как таковой, а в одухотворении жизни. И тогда, любуясь женщиной, мужчина не будет “тонуть”, а будет учиться любоваться Божиим миром.


 


1. Ср. правило 1 Гангрского собора, обличающее ересь Евстафия: “Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвою”.


2. Подробнее об этом: Неганова Е. Антропологические предпосылки моногамного брака: “<…> Мнение свт. Григория о том, что разделение на “мужское” и “женское” не относится к образу Божию и добавлено лишь в предвидении грехопадения, не стоит понимать буквально. Следует признать, что хотя мировоззрению святителя иногда был свойственен некий спиритуализм, в то же время он, говоря, что разделение на полы есть добавка, не имеющая никакой метафизической значимости, скорее всего не имел в виду, что совершенный человек не должен был иметь пола вообще, но пола падшего, который носит характер разлуки и смерти. <…> Интересно еще высказывание преп. Максима о том, что в Своем бесстрастном рождении Христос соединил мужеский пол и женский [36]. <…> Нельзя понимать буквально его слова и предполагать, что они означают, что Христос был ни мужчина, ни женщина, андрогин. Господь преодолел пропасть, которая разверзлась между полами в результате грехопадения, преодолел похоть, эгоизм, страстность, деспотизм, разделяющие их, преодолел любовью, которая “долготерпит, милосердствует… не превозносится… не ищет своего… все переносит” (1 Кор. 13:4). С воплощением Христа рождение человека происходит не в смерть (имеется в виду вечная смерть), а в воскресение, и соединение полов лишается трагического привкуса умножения обреченных на вечные страдания, а обретает радость от того, что человек приходит в мир, человек, призванный снискать вечное блаженство” [12].


Литература:


1. Великанов П., протоиерей. Пол. – www.mir-slovo.ru.


2. Вопросы женского здоровья. – www.med2000.ru.


3. Грех ли быть модным? – www.nsad.ru.


4. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку – www.azbyka.ru


5. Десницкий А. С. Что говорит Библия о телесной стороне любви? – www.bogoslov.ru


6. Ильин И. Книга надежд и утешений. – М., Апостол веры, 2006.


7. Козырев Ф. Н. Церковь и пол. Размышление первое: о семье и Церкви. – www.kiev-orthodox.org


8. Козырев Ф. Н. Церковь и пол. Размышление второе: О седьмой заповеди. – www.kiev-orthodox.org


9. Коппел-Ковтун С. Мужу нужна жена. – www.etika-prav.ru


10. Красота. Философский словарь. – www.ph1.freecopy.ru


11. Неганова Е. Единосущие человечества и проблема пола. – www.dubus.by


12. Неганова Е. Антропологические предпосылки моногамного брака. – www.pagez.ru


13. Немчинов А., протоиерей. Богом данная женственность… – www.zapysy.com.ua


14. Платон. – www.ru.wikipedia.org


15. Розанов В. В. Люди лунного света. – www.tululu.ru


16. Сокурова О. Б. Нетленная красота святых жен и обольщение современности. – www.3rm.info


17. Тягнибеда О., Велигжанина А. Новоизбранный Патриарх Кирилл: Христианство не должно быть музейным! – www.kp.ru


18. Фадеева Н., Воробьев Михаил, священник. Мир погибал, а моя жена все наряжалась… – www.pravoslavie.ru


19. Федорова Т. Листом красиво дерево, а одеждою тело. – www.pravmir.ru

Exit mobile version