Правительство спешно готовится к кризису
Продолжая декларировать неизменную уверенность в завтрашнем дне, российское правительство тем не менее активно готовится к кризису. Для этого через Госдуму проводится закон об экстренных полномочиях кабинета министров. Первое чтение он уже прошел 6 июля, а завтра, 11 июля, пройдет второе и, возможно, сразу третье. Впечатляющая скорость могла бы насторожить, если не знать, что перед ним было немало других законов, пронесшихся сквозь обе законодательные палаты как скорые поезда через полустанки. Нынешняя Дума вполне может претендовать на звание самой скоростной за всю историю новейшего российского парламентаризма. О планируемом быстром прохождении закона сообщил вчера первый зампред Думы Александр Жуков.
Сейчас действует временная норма, позволяющая кабинету министров принимать решения об использовании средств Резервного фонда без внесения изменений в закон о федеральном бюджете. Кроме того, у него есть возможность повышения общего объема расходов федерального бюджета при предоставлении межбюджетных трансфертов.
Эксперты ожидают, что хотя закон и будет принят, толку от него окажется немного, поскольку он предлагает старый набор мер для новой кризисной ситуации. В том, что она будет существенно отличаться от предыдущей, можно не сомневаться: ни один кризис не похож на предшествующий.
Жуков также поведал, что 6 июля депутаты высказали целый ряд замечаний к законопроекту, которые примут вид поправок и будут внесены ко второму чтению. Согласно им, в случае надобности планируется создать специальную комиссию из депутатов Госдумы и сенаторов, подобную той, что существовала в 2008-2009 гг. Комиссия в идеале станет рассматривать антикризисные предложения правительства и давать или не давать им ход. В частности, она будет ведать направлением средств Резервного фонда на поддержку экономики, финансового рынка, рынка труда и социального обеспечения населения.
Как и раньше, среди антикризисных мер коммерческие банки остаются одним из приоритетных направлений господдержки. Если банкам внезапно станет плохо, правительство сможет ссудить их деньгами через механизм обмена привилегированных акций банков на облигации федерального займа (ОФЗ). Законопроект предоставляет правительству право провести эмиссию ОФЗ на сумму 150 млрд руб, погашаемых в 2022 году и имеющих постоянный купонный доход. Они будут переданы по договорам мены банкам, которые рассчитаются за них привилегированными акциями.
Предмет обмена со стороны банков представляется несколько странным, поскольку, как известно, привилегированные акции не голосуют на собрании и не имеют отношения к управлению акционерным обществом. Привилегия у них одна – ежегодное начисление дивидендов, размер которых может быть самым разным, но чаще всего бывает минимальным. Это – не то преимущество, которое нужно государству. Логичнее было бы потребовать за ОФЗ простые акции, определенный пакет которых позволяет провести в руководство банка своих людей.
Законопроект предлагает также расширить перечень причин для выдачи госгарантий по займам юридических лиц в иностранной валюте. Они смогут занимать не только на инвестпроекты, но и на иные цели, установленные правительством.
В обмен за прохождение закона кабинет министров обещает отчитываться перед Думой о реализации антикризисной программы. Но даже и это обещание не подвигло Думу разрешить правительству увеличивать размер госдолга по своему усмотрению в момент необходимости. Из документа данное положение, вероятно, будет изъято, рассказал Жуков. Очевидно, депутаты посчитали, что кризис кризисом, но это уже слишком.
«Если правительству в ходе исполнения бюджета, в т. ч. в рамках реализации антикризисных мер, понадобится больший объем гарантий, чем тот, который дан в пределах границ долга, то мы обратимся в парламент», – пояснила в ходе заседания думского комитета заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.
Как известно, в первом чтении законопроект был принят, несмотря на критику оппозиции. Первый зампред бюджетного комитета Оксана Дмитриева заявила: «В данном законопроекте предложены всё те же антикризисные меры, которые были реализованы в 2008-2009 гг. практически зеркально и которые вызвали большую критику при их рассмотрении и реализации». «Мы прошли кризис хуже, чем все страны «Большой восьмерки» и большинство стран «Большой двадцатки». Если возникнет кризис, то данный законопроект будет либо вреден, либо бесполезен», – считает Дмитриева.
Из всех мер борьбы с прошлым кризисом, считают эксперты, наиболее эффектные получились у Китая. С него-то России и надо было брать пример: ведь Китаю удалось частично переориентировать экономику на внутренний спрос.
Внутренний же спрос можно оживить новыми программами утилизации и другими подобными стимулами, считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. При этом просто раздавать деньги бесполезно, поскольку они могут оказаться на валютном рынке.
Правда, не совсем понятно, что следует утилизировать. Разница между Россией и Китаем состоит в том, что Китай производит всё, а мы – мало что. Утилизация автомобилей уже была. Телевизоры мы уже не делаем, равно как и большинство прочего ширпотреба. Квартиры строим, но они слишком дороги и утилизации не поддаются. Не больно-то разгонишься, Внутренний спрос есть, а вот внутренних товаров для его удовлетворения нет. Такой вот получается замкнутый круг.
Законопроект рекомендован Госдумой для принятия во втором чтении. Правительство, по словам Жукова, практически согласилось с большинством депутатских поправок. Окончательный отчет правительства по антикризисным мерам должен быть представлен вместе с ежегодным отчетом кабинета министров.
Документом вводится ограничение на использование средств Резервного фонда, направляемых на увеличение бюджетных ассигнований и сокращение долговых обязательств, а также на осуществление мер соцподдержки. Они не могут превышать 5% от общего объема утвержденных расходов федерального бюджета. Устанавливается ограничение размера использования средств Резервного фонда – до 200 млрд руб.
В случае принятия закон будет действовать до 31 декабря 2012 года включительно. А с 1 января 2013 года ему на смену придет бюджетное правило, которое сейчас также рассматривается нижней палатой.