Правительство переходит от слов к письмам

Правительство переходит от слов к письмам


В Госдуму РФ группой депутатов-единороссов во главе с первым вице-спикером Олегом Морозовым внесен законопроект «Об отчете правительства РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ». Уточним, что до появления нового закона министры приходили в Госдуму и публично, в рамках правительственного часа докладывали на заданную тему.







Справка КМ.RU: В начале января Комитет ГД по бюджету и налогам согласовал измененную думскую смету. Вместо 5 872 142 600 руб. на обеспечение деятельности Госдумы в 2009 году предлагается потратить 5 536 486 900 руб. Впрочем, на зарплате это не скажется: на оплату труда рядовых депутатов и их помощников, как и было запланировано, выделяется 1 806 938 200 руб. Годовой фонд зарплаты для председателя Госдумы и его заместителей составляет 29,1291 млн руб. Депутаты станут экономить на транспортных расходах, отложат до лучших времен обновление мебели и приобретение новых компьютеров, меньше будут тратиться на услуги связи, переподготовку кадров и всякую канцелярию.


Депутаты задавали министрам вопросы, иногда каверзные и не слишком приятные. Можно предположить, что ухудшающаяся обстановка в стране будет вызывать у депутатов (естественно, из оппозиции) еще больше нелицеприятных вопросов. И, скорее всего, риторических. Чтобы сохранить нервные клетки министрам, а также сэкономить время членов правительства и свое, депутаты решили превратить публичные встречи в письменные ежеквартальные отчеты.


В них, согласно законопроекту, должны содержаться сведения об объеме использованных правительством средств, их распределении между компаниями и регионами, использовании выделенных денег Внешэкономбанком (ВЭБ), фондом ЖКХ и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Предлагается включить в отчет и информацию об объеме кредитования отраслей с выделением займов, предоставленных банками с госучастием и банками, получившими субординированные кредиты ВЭБа.


Правительство будет отчитываться об антикризисной деятельности ВЭБа по 6 направлениям, в т. ч. и по тем трем, информация из которых сейчас закрыта. Это список компаний, получивших деньги в ВЭБе для погашения иностранных займов, условия и объемы рефинансирования долга; перечень и объем приобретенных прав требований у иностранных кредиторов; частично закрыта информация о решениях наблюдательного совета ВЭБа по поддержке финансового рынка.


Если закон будет принят в I квартале 2009 года, первый отчет правительство должно представить до 30 апреля. Срок действия закона ограничен текущим годом, последний отчет нужно представить до конца января 2010 года.


С одной стороны, думская инициатива выглядит здраво. Ведь в законопроекте депутаты подробно прописали, какая именно информация требуется. Кроме цифр (кому, сколько, на каких условиях), к отчету должны быть приложены копии всех внутренних документов, на основании которых выделены средства.


Но, с другой стороны, получается, что вместо совместных обсуждений планируемых решений Госдуме просто дадут возможность констатировать уже принятые решения. Депутаты от оппозиции полагают, что контроль за работой правительства превратится в профанацию.


30 января Госдума ждет «в гости» министров экономического блока на обсуждение «действий кабинета министров, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». В Госдуму приглашены первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, председатель Центробанка Сергей Игнатьев и руководитель Счетной палаты Сергей Степашин. Вероятно, это станет последним «живым» общением представителей власти.


Напомним, что еще в октябре депутаты внесли изменения в Бюджетный кодекс, согласно которым сами себя лишили своего единственного серьезного конституционного полномочия – контроля за расходом бюджетных средств.


В течение 2009 года правительство сможет использовать Резервный фонд и остатки средств бюджета (те деньги, что были по каким-то причинам не истрачены в предыдущем году) без санкции парламента.


Еще одна позиция, которую думское большинство сдало без боя, – предоставление правительству права своей волей, без оформления законом осуществлять в этом году инвестиции в госучреждения и государственные унитарные предприятия. Власти субъектов Федерации получают такое же право – в пределах своей территории и своих бюджетов. Также Минфин получил право без внесения изменений в закон о бюджете перебрасывать деньги с одной статьи на другую, с одного года на другой – в пределах трехлетнего бюджета.


Итак, депутаты уже не контролируют бюджет, а еще и перестанут оценивать работу правительства. Отсюда вопрос: может, имеет смысл в условиях кризиса перевести депутатов на самофинансирование? За что им вообще платить зарплату? За чтение министерских отчетов? Так с этим любой ученик средней школы справится…


 

Источникfintimes.km.ru

Ещё похожие новости