Правительство ловких рук
9 наперстков, в которых не найдешь обещанного властями
Так, в 2009 году пенсии выросли на 45%, а в ушедшем 2012 году в три раза увеличились зарплаты военных. Но в наступившем году ждать подобного «праздника жизни» не стоит. Наоборот, целый ряд правительственных обещаний выполняться не будет. Получается своего рода игра в наперстки: шарик показали, но путем хитрых манипуляций он исчезает навсегда. А пустые стаканчики остаются. «МК» решил перевернуть каждый из них и посмотреть, что там было, а что в конечном итоге осталось.
Бюджет-оборотень
Президент, премьер, министр финансов – все гордятся тем, что в России сохраняется финансовая стабильность, и по этому показателю мы опять та самая тихая гавань мировой экономики.
Да, все так. Но только если забыть о том, что кроме федерального в России есть и региональные бюджеты, которые определяют экономическую жизнь «большой России». Если на федеральном уровне все замечательно, вместо ожидавшегося дефицита профицит, то это далеко не полная финансовая картина.
Еще в конце ноября в российскую глубинку заглянул замминистра экономического развития Андрей Клепач и ужаснулся: нехватка средств в бюджетах регионов к 2018 году, по его подсчетам, вырастет в 36 раз.
Откуда такая напасть? Из-за перекладываемых на них социальных расходов, таких, как зарплата учителей, врачей и прочих бюджетников. Напомним, когда в середине сентября президент обрушился на правительство, обвинив его в том, что оно не учло в федеральном бюджете его предвыборных обещаний, правительство вышло из положения традиционно. Федеральный бюджет остался практически тем же самым, а все социальные обязательства Москва переложила на регионы. Отсюда и пугающий рост региональных дефицитов.
Это — будущее российских регионов. А вот их настоящее в зеркале Росстата. Количество регионов, экономика которых по итогам первых восьми месяцев 2012 года зафиксировала чистые убытки, увеличилось до 13, тогда как годом ранее в январе—августе таких было всего 5. Важно, что число 13 получается уже с учетом поступивших из центра субсидий, которые увеличились по сравнению с прошлым годом более чем на четверть. Если бы этого не произошло, то регионов, находящихся в минусе, в преддефолтном состоянии было бы 47 — более половины от всех субъектов РФ. Иными словами, Россия обзавелась своими «грециями».
Настораживает, что усугубляется ситуация даже в таких индустриальных субъектах, как Красноярский край, Тюменская, Челябинская, Нижегородская и Архангельская области. Конечно, экспортные доходы идут в федеральную казну, и это отчасти объясняет, что в «экономически неуспевающие» попали такие экспортно ориентированные регионы, как вотчины нефтяников Тюмень и цветных металлов Красноярский край. Но все равно их экономически ухудшающееся положение — громкий сигнал тревоги.
Кризис ломится в двери наших регионов. В это время ФНС рапортует о росте сборов в консолидированный бюджет, который в 3,5 раза превышает неуклонно замедляющийся темп роста экономики (в первом квартале ВВП вырос на 4,9%, во втором — на 4%, в третьем — на 2,9%).
Кризис может оказаться гораздо ближе, чем кажется.
Кормление цифрами
Одним из самых профессиональных умений нашего правительства по праву считается мастерское жонглирование цифрами статистики. А любимым показателем является, конечно же, инфляция. К сожалению, при всем желании поставить новые рекорды в минимальном росте потребительских цен в этом году не вышло. Переплюнуть значение в 6,1% 2011 года было бы действительно сложно. Поэтому решено было остановиться примерно на 6,5% (итоговые данные выдаст Федеральная служба государственной статистики, она же Росстат, ближе к концу января).
Эффект «новой победы над ростом цен» был достигнут с помощью уменьшающихся в течение года прогнозов Минэкономразвития и ЦБ. Озвученные летом 7—7,2% инфляции к декабрю были снижены до 6,5—6,7%. Президент Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию также этот прогноз подтвердил, не забыв добавить при этом, что показатель в конечном счете может оказаться еще меньше.
«Практическую» инфляцию по итогам 2012 года решили подсчитать специалисты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и «Левады-центра», опросив россиян с разным уровнем достатка. Его результаты показали, что реальная инфляция составила порядка 25% вместо подсчитанных 6,5%. Интересно, что граждане с высокими и средними доходами отметили повышение цен на 5—10%, а россияне с плохим материальным положением — в среднем на 15%. На этом основании НАФИ сделал вывод, что чем больше человек тратит на еду, тем выше оказывается его субъективный уровень инфляции. Так, для пенсионеров инфляция с начала года уже составила 44%, тогда как предприниматели оценили ее уровень в районе 17%, что подчеркивает роль социального статуса в подсчете «практического» роста цен.
Между тем отраслевые эксперты обращают внимание на то, что Росстат следит за ценами сразу по 380 позициям, в то время как среднестатистический россиянин ориентируется не более чем на 30 основных видов товаров и услуг.
Тарифы растут быстрее официальной инфляции
Одной из самых наболевших тем для россиян считается повышение тарифов ЖКХ. Власти то и дело обещают либо их снизить, либо индексировать строго в соответствии с инфляцией, либо вообще заморозить на три года. Однако все время обещания чиновников так и остаются обещаниями, а на деле стоимость услуг ЖКХ продолжает расти. С 1 июля 2013 года, например, в среднем по России цены на отопление и воду вырастут на 10%, на электроэнергию — на 12%, а на газ — на 15%.
Таким образом, все тарифы с нового года растут в два раза больше прогнозируемой инфляции (5,5%). Мало того, лоббисты монополий-поставщиков коммунальных услуг пытаются добиться дополнительного повышения цен, объясняя это «компенсацией своих потерь», которые они понесли из-за переноса индексации с января на июль в 2012 году. Напомним, что это делалось в связи с предстоящими выборами в президенты Владимира Путина.
Именно тогда-то, когда Путин избирался, в жилищном комитете Госдумы и пообещали в первой половине 2012 года проводить мониторинг тарифов ЖКХ в регионах, а во второй половине думать, как обеспечить дальнейшее повышение эффективности услуг сферы без повышения тарифов. Вот только это оказались всего лишь слова.
Также до 2015 года на 60% подорожает проезд в плацкартных вагонах. Это связано с тем, что Минфин отказался субсидировать железнодорожникам проезд пассажиров в плацкарте. Тарифы будут повышаться на 20% ежегодно в течение трех лет. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что повышать на 60% «было бы сразу слишком резко», поэтому индексация будет происходить постепенно.
Новые налоги на старый лад
В июне 2012-го на Петербургском международном экономическом форуме министр финансов Антон Силуанов заявил: «Мы в правительстве договорились о том, что если и будут изменения в налоговой политике, то они не будут направлены на увеличение налогового бремени в ближайшие пять лет. Если и будут налоговые изменения, то только в пользу наших налогоплательщиков».
Реальность противоречит словам министра. Налог на недвижимость в 2012 году действительно не ввели. Однако он же, Антон Силуанов, в октябре заявил: «Подготовка поправок Правительства РФ к законопроекту о налоге на недвижимость запланирована на четвертый квартал 2012 года». Налог на недвижимость, видимо, будет введен в 2013-м, в крайнем случае с начала 2014 года. Пять лет вроде бы еще не пройдет, либо чиновники считать не умеют.
Возможен и третий вариант: введение нового налога на недвижимость компенсируют снижением или отменой других налогов. Тогда совокупное «налоговое бремя» на граждан действительно не увеличится.
Но ничего подобного нет. Наоборот. Правительство по инициативе Минпромторга с 1 сентября ввело ставки утилизационного сбора для импортных автомобилей. Что вызвало подорожание всей (легковой и грузовой) импортной автотехники на 3—4%. Но автомобиль есть не у всех. Зато цифры на ценниках в магазине касаются каждого. 18 декабря министр экономического развития Андрей Белоусов проговорился: «Мы не исключаем введения при определенных условиях налога с продаж как дополнительного к НДС в некоторых субъектах РФ». То есть правительство обсуждает двойное налогообложение торговли, что вызовет мгновенное повышение всех розничных цен на 3-5%.
Если это не «увеличение налогового бремени» для граждан, то что?
Последнее отнимают
Но уровень жизни населения может повышаться даже при высоких налогах, если доходы увеличиваются. Правительство постоянно утверждает, что оно хочет их повысить. На деле эти слова – обман.
Многие выживали путем сдачи в аренду квартир или банковских вкладов, проценты по которым в 2012 годы были выше инфляции (иногда вдвое, если верить официальным цифрам). Оба этих источника доходов граждан в наступившем 2013-м пойдут под нож.
Со сдающими недвижимость власть пока борется массовыми облавами (как в Москве). Но в 2013-м, видимо, будет принят большой пакет законов, ужесточающих ответственность за уклонение от уплаты налогов. И мелкие арендодатели окажутся под угрозой реальной уголовной ответственности. Конечно, налоги надо платить. Но и с государства никто не снимал обязанности создать комфортную и удобную для налогоплательщика систему их уплаты. К сожалению, наше правительство предпочитает драконовские методы.
Это касается и доходов по банковским вкладам. Законопроект, наделяющий Банк России (ЦБ) правом регулировать ставки по депозитам в административном (приказном) порядке, принят в первом чтении. Вероятно, с 1 марта 2013 года он вступит в силу. А ЦБ ясно сказал, что рекомендует не нынешние 12% годовых по вкладам, а 9,5%. Чтобы на полпроцента выше реальной инфляции — и хватит с вас. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала отрицательное заключение на законопроект Минфина об увеличении размера страхового покрытия банковских вкладов государством с нынешних 700 тыс. до 1 млн руб.
Пенсионная пирамида
В прошлом году правительство широко разрекламировало новую реформу, призванную к 2030 году улучшить пенсионное обеспечение, несмотря на демографическую яму. При этом Дмитрий Медведев преподнес затеянные преобразования как работу над ошибками предыдущего поколения реформаторов, которые в 2002 году ввели систему обязательных пенсионных накоплений.
Однако продумать реформу до конца в 2012 году правительство не успело: работу над новой пенсионной формулой планируется завершить к марту уже этого года. Но ее очертания ясны уже сейчас. Во-первых, планируется кардинально повысить роль стажа: для назначения трудовой пенсии нужно будет отработать 10 лет, а для получения максимальной пенсии (40% от бывшего заработка) придется отпахать 35 лет. Во-вторых, обязательные отчисления в накопительную часть пенсии сократятся с 6% до 2% от зарплаты — в пользу солидарной части. Отказаться от «общего котла» можно будет, подав в течение 2013 года заявление в Пенсионный фонд.
В перспективе, не отрицают чиновники, все 6% по умолчанию будут уходить в солидарную часть, и пенсионная система постепенно приобретет распределительные очертания. При этом правительство закрывает глаза на экономическую логику: при стареющем населении и ограниченных перспективах долгосрочного экономического роста «распределиловка» обречена на провал. Она является выходом разве что для растущих экономик типа Турции, где работников с каждым годом становится больше.
Еще в 1967 году нобелевский лауреат Пол Самуэльсон сравнил распределительную систему с финансовой пирамидой, в которой участники получают выплаты до тех пор, пока идет массовый приток «новобранцев». Когда число работников, вносящих взносы в систему, начинает падать, она становится неустойчивой. В итоге наши чиновники, вместо того чтобы усовершенствовать методы инвестирования пенсионных накоплений, предлагают вернуться к заведомо провальной модели.
Дураки на дорогах
Ни для кого не секрет, что даже по сравнению с лихими девяностыми темпы строительства дорог в России упали на порядок. Это официальная статистика, которую дает главный наш орган, ответственный за дороги, — Росавтодор. А ведь строительство дорог помогло бы Владимиру Путину выполнить свое давнее обещание — удвоить ВВП. Ведь зависимость роста этого показателя от положения дел с инфраструктурой давно доказана всеми экономистами. Но президента понять тут можно. Денег и на дороги, и на кормление армии военных и бюджетников попросту не хватает.
Остается делать хорошую мину при плохой игре и делать упор на проекты национального масштаба. Но и тут все выглядит не лучшим образом. Взять хотя бы многострадальный скоростной участок трассы М-10, тот самый, что идет через Химкинский лес в обход одноименного города. Ввод его в эксплуатацию, напомним, пока отложен на 4 года: с 2014-го на 2018-й. Проблемы с ним всем известны и понятны. Но, когда президент, отвечая на вопрос «будет она ездить или так и не будет?», перечисляет все те же проблемы, а потом сваливает ответственность на местные власти, выглядит это по меньшей мере странно.
Конечно, когда дело доходит до национального позора — дважды обрушивается дорога, построенная к саммиту АТЭС во Владивостоке, — конкретных виновных находят. Как в случае с замминистра регионального развития Романом Пановым. Но на этом все и заканчивается, а выделять на строительство продолжают копейки. В три раза меньше, чем в Китае, если сравнивать в отношении к ВВП (который у Поднебесной примерно в 4 раза больше в денежном выражении), как признают в Минтрансе. Да и эти средства, как известно, тратятся сомнительно. Остается надеяться, что введение дорожных фондов поможет изменить ситуацию, как этого хотят чиновники. И что хотя бы к 2018 году, как нам обещают, «примерно 80%» федеральных дорог будет находиться «в нормативном состоянии».
Заколоченные окна Интернета
Ушедший год для крупных государственных IT-проектов снова стал стабильно провальным. Во-первых, так и не заработала в полную силу система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая должна была стать фундаментальной платформой для реализации идеи «одного окна», до сих пор не функционирует в полном объеме. Хотя на бумаге СМЭВ с 1 июля 2012 года (а еще ранее — с лета 2011 года) должна была освободить граждан России от необходимости самостоятельно собирать и приносить дополнительные справки и документы при обращении за госуслугами. При полноценно работающей системе документооборот осуществлялся бы между ведомствами в электронном виде. Ответственные за запуск СМЭВ Минкомсвязи и Минэкономразвития кивают в сторону регионов, обвиняя те в торможении процесса подключения к системе. Ведомства обещают, что полномасштабная эксплуатация сервисов в рамках СМЭВ начнется в 2013 году.
Во-вторых, провалился запуск государственной автоматизированной системы «Управление», который был запланирован на 1 января этого года. Согласно постановлению правительства, подписанному тогда еще премьером Владимиром Путиным в 2011 году, для большей безопасности и слаженности действий федеральные и региональные органы власти должны были обмениваться информацией о своей деятельности исключительно через ГАС «Управление». На деле ее работа начнется со значительным опозданием — в лучшем случае во второй половине 2013 года.
И третье. С 1 ноября 2012 года заработал реестр запрещенных сайтов, доступ к которым должен быть закрыт на всей территории России. Соответствующий закон был в спешке принят с пеной у рта депутатами Госдумы прошлым летом. Результат оказался весьма неоднозначным. Появившийся список незаконных сайтов пока что содержит меньше 100 позиций, что явно меньше всего незаконного контента в Интернете. Многие владельцы запрещенных ресурсов после попадания в реестр попросту сменили IP-адреса (которые и блокировал ответственный за ведение реестра Роскомнадзор), что позволило им избежать блокировки. Наконец попытки засекретить сам черный список успехом не увенчались. Информацию о содержании реестра легко можно найти с помощью любого поисковика.
Коррупционеры ловят самих себя
Нешуточная волна по борьбе с коррупцией, развернувшаяся с начала осени 2012 года, вызвала неподдельный интерес буквально у всех и каждого. «Ведется последовательно и настойчиво», — отзывались на происходящее с серьезными лицами журналисты госканалов, «лишь войны кланов», — скептически оговаривались авторы сколь-либо независимых СМИ.
Факт остается фактом: из всех уголовных дел хоть сколь-либо ощутимый результат есть лишь по одному: за решеткой оказался замминистра регионального развития Панов. Хотя с таким количеством историй все журналисты чувствовали себя грибниками после дождя. И трудно было понять, какая из них выстрелит громче. Такого не было, пожалуй, с 1990-х годов.
Тут тебе и постоянно «дорожающее» дело с мошенничеством в «Оборонсервисе» с последовавшей отставкой министра обороны Сердюкова, и претензии на гигантские суммы к экс-министру сельского хозяйства Скрынник, и множество более мелких дел. Дошло аж до Росгидромета. И каждый новый случай давал надежду: ну вот сейчас, вот теперь. Но, несмотря ни на какую логику, люди из кабмина продолжают сохранять негласную неприкосновенность. Они — последний рубеж.
Теперь приходится отвлекать внимание от неловких попыток пропиариться на борьбе с коррупцией. Принялись за старые испытанные методы, вспомнили старых врагов. Алексей Навальный, видимо, еще долго будет чувствовать себя как уж на сковородке под пристальным надзором Следственного комитета.