Site icon ИА Русские новости

ПОВТОРНАЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ?

ПОВТОРНАЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ?

 

 

В годах, последовавших за установлением власти администрации УНМИК на территории Автономного края Косово и Метохия, многие внутренне перемещенные лица столкнулись (наряду с прочими проблемами) и с одной довольно специфичной проблемой, касающейся их имущества: повторной национализацией сельскохозяйственных участков, находящихся в их владении до июня 1999 года.

 

Не известно точное количество подобных случаев, никакого учета не существует, но заметно, что подобные события происходят почти во всех муниципалитетах, особенно в областях, прилегающих к большим городским центрам на Косово. Имеющийся опыт многочисленных НГО, занимающихся оказанием юридической помощи внутренне перемещенным лицам, намечает количество в несколько десятков подобных случаев, но необходимо учесть возможность того, что многим из собственников ничего об ущемлении их прав не известно.  

 

Законные (со)владельцы чаще всего получали неофициальную информацию или сообщения от соседей или родственников о том, что их имущество занято. После первых проверок, обычно обнаруживалось, что на их имуществе-недвижимости уже построен объект, т.е. участок уже используется посторонними лицами. В некоторых случаях, перемещенные лица об происшедших изменениях в кадастре при попытке заключить договор купли-продажи. Ознакомлением с содержанием кадастра (которого в некоторых случаях добивались с большими трудностями и обструкциями), перемещенные лица получали и официальную справку о том, что имущество, которое национализировано применением актов, принятых после Второй мировой войны, и возврат которого реализован в течение 90-их годов, на данный момент в кадастре зарегистрировано в качестве собственности посторонних лиц, чаще всего сельскохозяйственный комбинатов.

 

Для получения полной картины по данному вопросу, придется вернуться в период непосредственно по окончании Второй мировой войны в тогдашней ФНР Югославии. Утвержденными в тот период актами государство конфисковало[1] и национализировало[2] имущество врагов народа, т.е. землевладельцев, и предоставило его безземельным крестьянам или сформировало сельскохозяйственные  кооперативы или другие юридические лица в коллективной собственности. Целью утверждения актов, предоставивших возможность проведения аграрной реформы, являлось сокращение пропасти между богатыми землевладельцами и многочисленными бедными крестьянами. [3] 

 

Все указанное было в соответствии с идеей установления нового коммунистического общества, в котором преобладающим видом собственности является коллективная собственность, и принципами коллективизации, установления социальной справедливости и равенства, и наказания коллаборационистов. Копированием советской модели крупных сельскохозяйственных кооперативов – колхозов, совершена попытка отчуждением недвижимостей, находящихся в частной собственности, создать сельскохозяйственные кооперативы, продукция которых должна была улучшить питание населения. На практике, вопреки благородным целям и намерениям, многие  граждане без какой-либо вины пострадали и были принуждены ”согласиться” с отчуждением своего имущества и, в худших случаях, подвергались преследованию, арестовывались и  осуждались к многолетнему лишению свободы, вследствие чего терпели и страдали и их семьи. Наряду с имуществом физических лиц, и имущество юридических лиц, религиозных организаций подвергалось такому же режиму. В этот период имущество Сербской православной церкви на территории КиМ уменьшилось в значительной степени. Указанные события послевоенных лет описывались в множестве статей, фельетонов, романов, фильмов…

 

В течение 90-их годов законодательство попыталось в определенной степени исправить данные нарушения права. Принятием Закона о порядке и условиях признания прав и возврата земель, перешедших в коллективную собственность на основании сельскохозяйственного земельного фонда и конфискацией вследствие невыполненных обязательств по обязательному выкупу сельскохозяйственной продукции,[4] Республика Сербия попыталась обеспечить всем гражданам, сельскохозяйственные участки которых были отчуждены в период непосредственно после Второй мировой войны, возврат земель или справедливую компенсацию. Это в первую очередь касалось тех лиц, земли которых применением Закона о сельскохозяйственном земельном фонде коллективного имущества и предоставлении земли сельскохозяйственным организациям были конфискованы из-за невыполненных обязательств по обязательному выкупу сельскохозяйственной продукции. Все заинтересованные лица могли в административном производстве реализовать свои права, вытекающие из указанного акта, а в отдельных случаях велись и судебные процессы. Данный закон применялся на всей территории Республики Сербия, граждане, невзирая на их национальность, осуществляли свои права. По окончании административного /судебного производства, собственники регистрировали свои права в кадастр, и беспрепятственно пользовались своим имуществом.

 

После установления УНМИК администрации, а потом и власти органов временного самоуправления  (ПИСГ) в соответствии с резолюцией Совета безопасности № 1244/1999, начали возникать проблемы внутренне перемещенных лиц, указанные во вступительной части. В новом кадастре, установленном после июня 1999 года, на Косово в качестве собственника/владельца опять появляются сельскохозяйственные кооперативы. В своих попытках выяснить способ возникновения повторной национализации их имущества, внутренне перемещенным лицам не удавалось получить конкретный ответ и получить право на ознакомление с документацией, на основании которой изменения произошли. Всего в одном случае пользователь – перемещенное лицо получил сообщение о том, что перерегистрация осуществлена на основании решения муниципального собрания.

 

В качестве особо показательного случая можно привести ситуацию, когда Специальный представитель Генерального Секретаря ООН на Косово, Иоаким  Рикер Исполнительным распоряжением 2008/21 отменил решение Муниципалитета Дечани, которым, вопреки всем законам, 24га, зарегистрированных в качестве собственности монастыря Високи Дечани, перерегистрировано и отнесено к собственности общественных предприятий с юридическим адресом в Дечани.[5] 

 

На конференции ”Перемещены Вы, не Ваши права”, организованной Миссией ОБСЕ на Косово, МПДЛ и Министерства окружающей среды и пространственного развития Косово в г. Приштина в ноябре 2007 года, автор настоящих строк в рабочей части, посвященной работе кадастровой службы Косово задал вопрос о данной проблеме представителям Центральной кадастровой комиссии Косово. Их ответ состоял в том, что речь идет об области, неурегулированной законодательством. Других объяснений данной проблемы они не смогли предложить участникам конференции.  Если известно, что Постановлениями УНМИК 1999/24 и 2000/59 урегулирован вопрос действующих на территории Косову актов, данная позиция становится вполне непонятной. Указанными постановлениями четко установлено, что в случаях возникновения правового вакуума можно применять и нормы, действующие на Косово в период 1989-99 гг., если не являются дискриминирующими, а Закон о порядке и условиях признания прав и возврата земель, перешедших в коллективную собственность на основании сельскохозяйственного земельного фонда и конфискацией вследствие невыполненных обязательств по обязательному выкупу сельскохозяйственной продукции формально и фактически таким не был. Остается, также, непонятным, подлежит ли каждый отдельный случай денационализированного имущества 90-их годов возврату сельскохозяйственным кооперативам, или тут налицо дискриминация. Нет сведений (что не должно значить, что такого на практике не бывало) о том, что денационализированное имущество, принадлежащее, например, лицу албанской национальности, повторно зарегистрировано в качестве владения/имущества сельскохозяйственного кооператива. Ни одним формальным решением: законом, постановлением, решением, такой процесс не введен официально, и невозможно получить ответ, на основании какого акта  или другого правового обоснования внесены изменения в кадастре.  Сам процесс перерегистрации реализован без уведомления лиц, имеющих правовой интерес участвовать в производстве, чем они остались без возможности обжаловать решение. Без какого-либо юридического обоснования и уведомления, многие перемещенные лица лишены возможности пользоваться своими правами собственности, а также защитить их. Такая практика противоречит и конкретным актам, которыми урегулирована область приобретения и использования имущества[6], т.е. процедура регистрации прав в общественные поземельные реестры – кадастр[7].  Очевидно, что формальные решения (если они вообще существуют?!) органов, компетентных для регистрации права на недвижимость, принятые в процедуре, не соответствующей правилам процедуры и на основании документов, достоверность которых нельзя подтвердить.

 

Настоящее является грубейшим нарушением прав человека, гарантированных высшими международными документами (ООН Всеобщая декларация прав человек,  Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод Совета Европы, и т.п.) а также действующим на территории Косово законодательством.

Нарушаются и некоторые из основных принципов – защита имущества, приобретенные права, право на справедливое судебное разбирательство, право на предъявление искового заявления. На фоне прочих проблема на Косово, возникших с июня 1999 года, таких как отсутствие свободы передвижения и безопасности, и многочисленных проблем имущественно-правовой природы, таких как жилого имущества, делового и сельскохозяйственного имущества, проблема указанной группы перемещенных лиц оставалась незамеченной.

В силу сложности данной правовой проблемы, перемещенным лицам дополнительно труднее защитить свои права, поскольку трудно установить, какой орган является компетентным. Мандат ХПД не распространялся на сельскохозяйственное имущество, так что перемещенные лица не имели возможности реализовать свои права в процессе перед данным органом.  Последовавшее расширение мандата КПА/КИА на сельскохозяйственное имущество не распространяется на данные случаи, поскольку налицо не только фактическое временное занятие имущества неуполномоченным лицом без изменений регистрации владельца/собственника в кадастре, а необоснованная регистрация в кадастре.

 

Международные организации, находящиеся на территории Косово – УНМИК, ЕУЛЕKC, ОБСЕ и другие, тоже не занимались настоящей проблематикой, хотя данная юридическая проблема очень похожа проблеме так называемой мошеннической купли-продажи,, о чем ОБСЕ составлен отчет. [8]

 

Правовые консультанты, оказывающие помощь внутренне перемещенным лицам, были вынуждены использовать доступные правовые средства: возбуждали административные делопроизводство в соответствии с положениями Закона об общем административном делопроизводстве или уголовные дела, в соответствии с положениями Уголовного кодекса/Уголовно-процессуального закона.    

                                               

Компетентными органами являются Кадастровые комиссии /Центральные и муниципальные/ и прокуратура, не имеющие соответствующей практики в данной области и не ведущие учет подобной проблематики.

 

К сожалению, всем административным, а также уголовным процессам (возбуждаемым, чаще всего, из-за уголовного преступления изготовления поддельных документов и легализации ложного содержания по ст. 332, ст.333 и ст.334 УК Косово) общее то, что никакого прогресса не видно и что, насколько известно автору, ни один из них до сих пор не закончен.

 

Ни обращение к омбудсмену не дало никаких результатов. На занятом имуществе, находящемуся в основном в окрестностях больших городов, рядом с путями сообщения, вырастают разные объекты, здания, склады, хранилища , владельцы которых осуществляют прибыль. Внутренне перемещенные лица ожидает новая проблема, касающаяся  процесса приватизации на Косово, который фактически заканчивается. Лица, купившие в процессе приватизации, напр. сельскохозяйственный кооператив, вправе распоряжаться таким образом приобретенным имуществом, а перемещенные лица, если, в лучшем случае, добьются решения органа/суда, ведущего процесс, не смогут осуществить право на возврат имущества, только права на возмещение ущерба, за который (в лучшем случае) ответственность понесет государственный орган. Учитывая весь имеющийся опыт и продолжительность процесса, можно ожидать, что этим их права останутся полностью и постоянно ущемлены, и что в конце останутся и без имущества и без полного и справедливого возмещения.

 

Имеющийся опыт с проблемами имущественно-правовой природы на Косово свидетельствует об отсутствии простых и легких решений. Действия, которые можно предпринять для хотя бы краткосрочного продвижения и, тем самым, возможности долгосрочного решения проблемы данной группы перемещенных лиц, можно разделить на несколько пунктов:

·         Создание базы данных о лицах – Министерство по КиМ Республики Сербия может, в сотрудничестве с ассоциациями граждан, ассоциациями внутренне перемещенных лиц и другими субъектами, создать базу данных о внутренне перемещенных лицах, денационализированное имущество которых повторно ’’национализировано’’ т.е. для которых проведена регистрация старого владельца в кадастр без какого-либо правового обоснования и без уведомления;

·         Подготовка отчета о количестве лиц, имуществе  и других деталях  –  в котором содержалась бы информация о количестве лиц, права которых ущемлены, имуществе и т.п. С таким отчетом можно познакомить ЕУЛЕKC, ОБСЕ, УНМИК, Совет Европы, и т.д.

·         Оказание юридической помощи – НПО могут продолжить со своей деятельностью оказания юридической помощи в начавшихся процессах, или возбудить соответствующие процессы в целях защиты прав пользователей – перемещенных лиц;

Таким образом, с данной проблемой можно познакомить существенных субъектов. Краткосрочная цель, которую можно достичь – получение сведений о приблизительном количестве внутренне перемещенных лица, права которых нарушены. Предоставлением юридических услуг путем принятия соответствующих юридических действий в процессах перед компетентными органами в Косово удастся избежать истечения сроков исковой давности и оказать дополнительное давление на указанные органы. Представление отчета и контакт с международными организациями,  которые, в соответствии со своими полномочиями, могут воздействовать на компетентные органы в Косово, должны привести к проведению аудита легальности их деятельности. Окончательной целью является обеспечение возможности данной категории пользователей – перемещенных лиц получить от компетентных органов в Косово право на ознакомление с юридическим основанием для перерегистрации их имущества в кадастре, и обеспечение справедливого и беспристрастного процесса, в котором попытаются защитить и отстоять свои права. В течение процесса необходимо запретить отчуждение спорных недвижимостей до окончания процесса. В случае выявления  повреждения прав собственности, необходимо утвердить ответственность служебных лиц и возврат имущества или справедливую компенсацию. 

 

РАСТКО БРАЙКОВИЧ,

юридический советник

 

июль 2010 года





 

 

[1] Решение о переходе в государственную собственность вражеского имущества, о государственном управлении имуществом отсутствующих лиц и о секвестре над имуществом, насильно отчужденного властью захватчика («Службени лист ДФЮ», №  2/1945 от 6. февраля 1945 г.),  Закон о конфискации имущества и о выполнении конфискации («Службени лист ФНРЮ», № 61/1946 от 30.7.1946 года), Закон о переходе в государственную собственность вражеского имущества и о секвестре имущества отсутствующих лиц («Службени лист ФНРЮ», № 63/1946 от 6.8.1946 года), Закон об изъятии военной прибыли, приобретенной в течение оккупации страны(«Службени лист ФНРЮ», № 52/1946 от 28.6.1946 года)

[2] Закон о национализации частных хозяйственных субъектов («Службени лист ФНРЮ», № 98/1946 и 35/1948), Закон о национализации арендуемых зданий и строительных участков («Службени лист ФНРЮ», №  52/1958, 3/1959, 24/1959, 24/1961 и 1/1963)

[3] Закон об аграрной реформе и колонизации(«Службени лист ДФЮ», № 64/1945 и 16/1946 и «Службени лист ФНРЮ», №  24/1946, 99/46, 101/1947, 105/1948, 4/1951, 19/1951, 42-43/1951, 21/1956 и 55/1957 и «Службени лист СФРЮ»,№ 10/1965), Закон об аграрной реформе и внутренней колонизации («Службени гласник НРС», № 5/1948, 11/1949 и 34/1956) .

[4]  («Службени гласник РС», № 18/1991, 20/1992 и 42/1998)

[5] Данное распоряжение Специального представителя ГС ООН в Косово органы Муниципалитета Дечани отказались выполнить. 

[6] Закон об основаниях имущественных  правоотношений СФРЮ, «Сл. Лист СФРЮ» № 6/1980

[7] Закон о кадастре Косово, «Сл. новине УНМИК», Постановление 2003/25 и Закон об утверждении реестра прав на  недвижимое имущество в Косово, «Сл. новине УНМИК», Постановление 2002/22;

[8] Отчет Миссии ОБСЕ в Косово: ,,Мошенничество при купле-продаже имущества в регионе Pejë/Печи”, август  2009 года.

 
Exit mobile version