Site icon ИА Русские новости

Повернётся ли Путин к «путинскому большинству»?

Повернётся ли Путин к «путинскому большинству»?


Обманув своих сторонников, новый президент может остаться без поддержки


Процент голосов, который получил Владимир Путин на выборах, при всех «но» говорит о том, что большинство россиян готово принять тот факт, что именно он будет следующим президентом России. Но почивать на лаврах победы новому руководителю страны удастся недолго.


Ситуация в обществе такова, что Путину надо, наконец, определяться, с кем он, и куда ведёт страну? Лавировать между либералами и националистами правящему режиму давно уже непросто. А теперь это становится ещё и опасно. Ещё на первом «пропутинском» митинге на Поклонной горе обратило на себя внимание, что костяк выступающих составили именно те, кого власть последние два десятилетия всячески пыталась задвинуть в самый дальний и пыльный угол политической жизни – Сергей Кургинян, Александр Проханов, Наталья Нарочницкая. А либеральный «друг» Путина экс-министр экономики Алексей Кудрин вместе с путинской «крестницей» Ксюшей Собчак хоть и не очень удачно, но вписались в антипутинский митинг на проспекте Сахарова.


Показателен был и лозунг «Слава России!», которым Владимир Путин завершил своё выступление на митинге 4 марта. Этим лозунгом до недавних пор пользовались, в основном, «маргинальные» патриоты и националисты, которых власть не только не замечала, но и с удовольствием сажала по 282-й статье.


Сплотив сторонников «оранжевой угрозой», Владимир Путин вольно или невольно взял на себя обязательства перед значительной частью своего электората проводить действительно национально-ориентированную политику. Для начала, хотя бы в экономике. Об этом в интервью «Свободной прессе» говорил и известный политик Юрий Болдырев.


А это значит, что от Путина ждут, например, отмены вступления в ВТО, вложения нефтедолларов не в американские ценные бумаги, а в изношенную инфраструктуру российских городов и весей, действенные меры по стимулированию рождаемости и тому подобных шагов.


– Думаю, и сам Путин понимает, что от него сейчас ждут ответа на вопрос: ради чего он вернулся? Причём, от ответа на этот вопрос зависит ответ на другой – надолго ли?! – говорит Председатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков – Как ни относись к нашумевшим московским митингам, а одно полезное дело они всё же сделали. Властная элита, мечтающая о «нефтедолларовом» сытом застое «нулевых», вдруг обнаружила наличие в стране кроме себя ещё и народ. У которого (кто бы мог подумать!), оказывается, кроме «потребностей» имеется не только свой взгляд на ситуацию в стране, но и некие претензии на учёт его мнения при принятии решений…


Есть и ещё одно принципиальное отличие, делающее сегодняшнюю ситуацию непохожей ни на что, происходившее в России в течение последних 20 лет. Запад (со всем своим гигантским финансовым, внешнеполитическим и информационно-пропагандистским ресурсом) впервые играет не за российскую власть, а против; и часть несистемной оппозиции – лишь перчатка на его руке. Это с одной стороны, принципиально меняет соотношение сил, а с другой – создаёт механизм постоянного давления на Путина через активизацию протестного движения по любому поводу. При этом какие-либо явные и тайные договорённости (если даже они имеются), могут быть нарушены в угоду политической целесообразности в любой момент.


«СП»: – Как в такой ситуации придётся вести себя Путину?


– Путину потребуется стать не только избранным президентом, но и (на сей раз – не на словах, а на деле) национальным лидером. А это возможно только в том случае, если он сможет предложить нации принципиально новый стратегический проект развития, который поддержит абсолютное большинство граждан, и позиционировать себя, как «старшего по проекту». Тогда «сожрать» Путина народ не позволит. Таким образом, борьба за и против Путина де-факто закончена. Началась борьба за «проект Путина», который ему придётся реализовывать.


«СП»: – Какова расстановка сил в начале этой борьбы?


– Либералы пытаются уверить всех, что основу протестующих составил т.н. «обеспеченный креативный класс», выступающий «за либерализацию и западный путь». Следовательно, Путин обязан «договариваться» именно с либералами, и сам будущий проект должен быть «ещё более либеральным, чем теперь». А тем временем сам «креативный класс» объединится под крылом занявшего второе место в Москве и Питере ( а также в Екатеринбурге – ред.) Прохорова в мощную либеральную партию и на следующих (как они надеются – внеочередных) парламентских, а то – и президентских, выборах покажет всем «кузькину мать».


Но Прохоров набрал меньше 8% голосов принимавших участие в голосовании. Путин – в разы больше. А значит – с точки зрения классической демократии, никаких оснований для дальнейшей либерализации в России у Путина нет.


Большая часть выбравших Путина голосовали так не потому, что им нравится нынешний премьер-министр, а потому, что все остальные претенденты не нравятся ещё больше. Когда либералы начнут активно строить свою объединенную партию, они станут шаг за шагом «давить» на власть, требуя, якобы, обещанной им «либерализации», а каждый шаг в этом направлении будет отзываться негативными социальными последствиями и вызывать переход сегодняшних «пассивных сторонников» Путина в ряды его противников.


«СП»: – Осознаёт ли эту опасность Путин?


– Думаю, да. А значит он, в первую очередь, обязан действовать, оправдывая ожидания своих вольных и невольных сторонников, а отнюдь не «либерального меньшинства», которое всё равно при первом удобном случае будет против него. Либералы требуют «дальнейшей либерализации», которая, по их мнению, включает наряду с оправданной демократизацией партийно-парламентской политической системы, также ряд экономических шагов, максимально «освобождающих» бизнес от каких-либо обязательств перед государством и своими согражданами. Но ведь огромное большинство народа ожидают принципиально иных изменений! Никто не против демократизации политической системы. Но что касается экономики и общественных отношений – тут симпатии абсолютного и подавляющего большинства на стороне большей социализации и больших обязанностей для бизнеса перед государством и обществом. И если Путин действительно не хочет терять сторонников, то должен понимать, что народ требует от него «больше либерализма» в политической системе и «больше социализма» в экономике и общественных отношениях.


Есть и ещё одна проблема, не решать и не замечать которую Путину никак не удастся. «Русское большинство» продолжает оставаться в России на положении бедных родственников. Все 20 «либеральных» лет власть, повторяя вслух благостные либеральные мантры о «россиянстве», «многонациональности» и «мультикультурности», делала вид, что никакой проблемы нет, а есть только отдельные «ксенофобы» (разумеется, исключительно русские), которых надо просто сажать. Подразумевалось, что рано или поздно национальная проблема как-нибудь «рассосётся сама собой», и следующие поколения русских привыкнут к мысли, что демократическое правило, согласно которому «воля народа – это воля большинства народа» применительно к ним в России не действует. Однако теперь уже совершенно очевидно, что не «рассосётся». Более того, эту запущенную болезнь сегодня вовсю активизируют именно либералы-западники, стремясь «скрестить национализм с либерализмом» и полученный уродливый гибрид противопоставить самой идее российской государственности.


Как бы то ни было, но и эту важнейшую проблему так или иначе решать придётся именно Путину. Возможно, это не вполне согласуется с мировоззрением Путина-человека, в котором, как известно, питерский либерал давно и с переменным успехом борется с патриотом-державником. Но зато – является совершенно необходимым для Путина-политика, которому, чтобы оставаться президентом, совершенно необходимо стать реальным (а не провозглашённым съездом «Единой России») национальным лидером, то есть лидером большинства.



Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что Владимир Путин в нынешней ситуации может повернуть государственную машину, как «направо», так и «налево».


– С одной стороны, Путин может проводить левопопулистский курс. Но при этом надо учитывать, что воинственная патриотическая риторика стране не нужна. Конфликт с теми же США вреден для России, тем более, что особенного повода для него нет. Все разговоры про злокозненного Макфола, который приехал в Россию устраивать оранжевую революцию – чистой воды пропаганда, не имеющая отношения к действительности. С другой стороны, политика «словесной» конфронтации с Западом дала свои положительные результаты, поэтому для Путина велик соблазн по инерции продолжать в том же духе. Тем более, что за «патриотической» риторикой стоят конкретные интересы военно-промышленного комплекса, который хочет получить миллиарды для распила.


Есть свои плюсы для Путина и в осуществлении правого курса. Таким образом, он сможет перехватить у оппозиционеров активных избирателей, которые были на Болотной, на Сахарова. Для этого надо взять Прохорова в правительство в качестве ответственного по непопулярным реформам (Владимир Путин уже заявил, что не прочь взять Прохорова в правительство, если тот сам согласится – СП). Руками олигарха очень удобно будет продавить повышение пенсионного возраста, осуществлять дальнейшую коммерциализацию здравоохранения и образования. Тем более, для этого есть отличное обоснование – успех Прохорова на выборах. Путин или кто-то из его окружения теперь может сказать, что выборы показали популярность либеральных идей в обществе, ведь Прохоров занял «целое третье место». Правда, в этом случае возникнет конфликт с теми избирателями, которые голосовали за Путина, за наращивание социальных обязательств государства перед гражданами.


«СП»: – Современные «почвенники» часто упрекают руководство страны в том, например, что мы вступаем в ВТО. Может ли ещё Путин «отыграть» это решение назад?


– Нет, вступление России в ВТО – вопрос решённый. Кроме того, я думаю, что значительная часть государственных средств по-прежнему будет вкладываться в американские ценные бумаги, а не в развитие инфраструктуры.


«СП»: – То есть Путин обманет ожидания тех, кто за него голосовал?


– Я не думаю, что значительная часть тех, кто голосовал за Путина, хотели, чтобы он перестал вкладывать деньги в американские государственные облигации. Эта тема недостаточно закачана в массовое сознание. Думаю, Путин прибегнет к испытанному средству – большому пиару маленьких достижений. Будут показывать репортажи о строительстве новых дорог, домов, а подробности при этом будут опускать…


«СП»: – Россияне по-прежнему будут проглатывать этот пиар или могут начаться народные протесты уже со стороны так называемых «пассивных сторонников» Путина?


– Да, вероятность, что в протест будут вовлечены новые слои населения есть. Поэтому, я думаю, в политике правительства будут элементы, как либеральных, так и патриотических идей. Например, начнут либеральные реформы, посмотрят на реакцию населения. Если протестов не последует, будут продолжать в том же духе. Одновременно начнут говорить о том, как они заботятся о малообеспеченных, вводят налог на роскошь. Хотя этот налог и не принесёт особых доходов в бюджет, однако шуму вокруг него будет много.

Exit mobile version