Погода мешает России стать мировой кормилицей

Погода мешает России стать мировой кормилицей


Февральская стужа повредила урожай зерновых в России, однако наши экспортеры зерна поставили новый рекорд. В целом же, российское сельское хозяйство по-прежнему сильно зависит от погоды, и наша потенциальная способность накормить весь мир остается нереализованной.



На днях премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительство не намерено вводить в этом году ограничения на экспорт зерна. Его заместитель Виктор Зубков, курирующий АПК, подтвердил, что “есть все возможности” избежать таких ограничений. “Мы полагаем, что на 1 июля текущего года у нас будет 15 млн тонн зерна в стране, которые позволят нам обеспечить все внутренние потребности, поэтому ситуация сегодня на рынке стабильная”, – уверен первый вице-премьер.


Прошлогодний урожай, по уточненным данным, составил 94 млн т, что с учетом переходящих запасов и интервенционного фонда значительно превышает внутренние потребности страны (около 70 млн тонн). В этих условиях экспорт только приветствуется, поскольку избыток зерна на внутреннем рынке неизбежно снижал бы цену на него, ставя аграриев в невыгодное положение (для потребителей эти тенденции незаметны, поскольку цена зерна составляет менее четверти в стоимости хлебобулочных изделий).


Так что экспорт позволяет даже в условиях избыточного урожая поддерживать высокий уровень цен на зерно, что дает возможность аграриям инвестировать в свое производство. Цены на зерно растут, и, как ожидается, останутся высокими до нового урожая.


Тем временем экспортеры уже поставили рекорд: с 1 июля прошлого по 19 марта нынешнего года за рубеж было продано 22 млн т зерна. Еще недавно в правительстве предупреждали о возможности ввести квотные ограничения экспорта, если его объемы превысят 24 – 25 млн тонн. Теперь решили, что ограничения не понадобятся: зерна внутреннему рынку хватит в любом случае. Хотя, согласно последнему прогнозу Минсельхоза, зерновой экспорт достигнет к лету 27 – 28 млн тонн.


По всей видимости, расчет делается на то, что в итоге рынок сам себя отрегулирует. Ведь с начала года экспорт зерна резко замедлился: если в декабре из РФ было вывезено 2,9 млн тонн, то в январе и феврале – соответственно 1,4 млн и 1,2 млн тонн. Сказался высокий уровень цен: более 8 тыс. руб. за тонну на базах юга России. При таких ценах наше зерно практически неконкурентоспособно на внешних рынках: если экспортеры и продолжают закупать его, то только в целях выполнения ранее заключенных контрактов, едва ли не в убыток себе. Укрепление рубля еще более осложняет экспорт. В общем, не удивительно, что предпоследний зерновой аукцион в Египте (крупнейшем в мире импортере зерна) российские поставщики проиграли американцам, а в последнем вообще не участвовали. Так что и без всяких государственных ограничений зерновой экспорт удержится в приемлемых рамках до нового урожая. Так, согласно прогнозу президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, по итогам марта за рубеж будет вывезено 1,5 – 2 млн тонн.


Впрочем, зерно зерном, но Россия намерена расширять номенклатуру экспорта продовольственных товаров. Аграрии начинают поставлять на внешние рынки подсолнечное масло, сахар, мясо птицы и свинину. В текущем сельхозгоду начался также экспорт гречихи, установлен рекорд по экспорту гороха. Конечно, на внешних рынках придется столкнуться с сильной конкуренцией со стороны европейцев, американцев, бразильцев. Причем конкуренция эта в условиях членства в ВТО будет неравной.


Напомним, что Россия взяла на себя обязательство ограничить поддержку сельского хозяйства: в ближайшие годы она может достигнуть $9 млрд, но затем ее нужно будет вернуть к нынешнему уровню – $4,4 млрд в год. При этом Евросоюз, уступающий России по площади сельхозугодий, имеет право субсидировать своих фермеров на $50 млрд в год. Государственные субсидии напрямую сказываются на цене продаваемой за рубеж продукции. Так что российским экспортерам остается уповать на меньшие издержки аграрного производства в стране и близость некоторых покупателей. Но вот на погоду надежды никакой: зона рискованного земледелия, как-никак.


Напомним, в 2010 г. из-за летней жары и засухи в ряде регионов сгорело более половины урожая, из-за чего целый год Россия не экспортировала зерно и вынуждена была импортировать даже такие продукты, как гречневая крупа. Нынешней зимой аномальные холода погубили более 15% озимых посевов зерновых на юге страны, более половины урожая рапса, а также немало виноградников и фруктовых садов. Точные масштабы потерь выяснятся, когда полностью сойдет снег. Впрочем, в целом по России с зерном все не так уж плохо: как сообщил Злочевский на брифинге в Минсельхозе, гибель озимых посевов зерна в этом году может составить около 6% от площади посевов, тогда как в прошлом году погибло 9,4%, а в среднем за последние десять лет – 7,1%. По словам Злочевского, общий урожай зерна в 2012 г. ожидается на уровне прошлого года, но может достичь и 100 млн тонн. Так что в будущем сельскохозяйственном году Россия может еще раз обновить свой рекорд зернового экспорта.


И все же стабильным поставщиком зерна на внешние рынки она в ближайшие годы вряд ли станет – с учетом ограничений, установленных ВТО, а также тенденций изменения климата. Чтобы не зависеть от погоды, нужны передовые аграрные технологии, а они стоят тех денег, которых у российских фермеров просто нет. Поэтому, по оценкам экспертов Всемирного банка, Россия и ее соседи по постсоветскому пространству до сих пор производят менее половины тех объемов сельскохозяйственной продукции, которые способна взращивать их земля.

ИсточникУтро

Ещё похожие новости