Подорванная и устаревшая

Подорванная и устаревшая


Американская экономика все больше проседает, а президентская гонка продолжает набирать обороты – за исключением одного направления. Испаноговорящие американцы из Латинской Америки по-прежнему поддерживают Барака Обаму с поразительным перевесом  –  61 к 27%. Если Обама победит, то вполне возможно, причиной тому будет его отношение к иммиграции. Однако в этом вопросе он не сможет реализовать ни одну из своих идей и приоритетов, не говоря уже о политике, находящей поддержку у многих латиноамериканцев. Республиканская партия заняла жесткую позицию в данном вопросе. А у демократов есть свое четкое мнение. Это значит, что иммиграционная система Америки может остаться в том состоянии, в котором она находится сегодня – полностью подорванной.


Мы считаем себя величайшим в мире обществом иммигрантов. Безусловно, так оно и было почти на всем протяжении истории нашей страны. Но за последние два десятилетия произошло нечто поразительное. Другие страны сами превращаются в иммигрантские сообщества, перенимая многие ярчайшие идеи у США и даже совершенствуя их. Каков же результат? Соединенные Штаты – это уже не та исключительная страна, какой она была ранее, и ее преимущества в иммиграционной сфере уменьшаются.


Можете ли вы себе представить, что в Канаде и Австралии доля родившихся за границей граждан выше, чем в США? В этом плане Америка, которая когда-то шла впереди планеты всей, все больше похожа на многие другие западные страны. Во Франции, в Германии и в Британии лишь чуть-чуть меньше уроженцев других государств, чем в Америке (в процентах к численности населения). И многим из этих стран удается принимать у себя иммигрантов на основе их навыков и профессиональных знаний, что помогает им развивать свою экономику.


Иммиграционная политика Канады в настоящее время основана на вербовке талантливых иммигрантов, обладающих такими способностями и знаниями, в которых страна нуждается больше всего. Эти люди могут сами обращаться за рабочими визами, им даже не нужен работодатель. Канадское правительство дает баллы при рассмотрении визовых вопросов, и дополнительные очки получают те, у кого есть научное образование, технические навыки и опыт работы.


Результаты применения такой системы наглядно видны в Ванкувере, где у американских компаний высоких технологий, таких как Microsoft, есть крупные исследовательские лаборатории и офисы. Работающие там люди – почти сплошь иностранные выпускники американских университетов, не сумевшие получить рабочую визу в США. Они переехали чуть севернее, в Ванкувер, и теперь живут в городе, который очень похож на многие американские города западного побережья. Есть, конечно, и исключения: они платят налоги, подают заявки на патенты, делают изобретения  и нанимают на работу людей в Канаде.


62% виз на постоянное жительство Канада выдает на основе навыков и умений, а остальные – для воссоединения семей. В США ситуация прямо противоположная: две трети американских иммигрантов приезжают, чтобы воссоединиться с семьей, и лишь 13% зеленых карт выдается из-за таланта, опыта работы и прочих достоинств. И эта ситуация постоянно ухудшается. За последнее десятилетие лимит по заявкам на визы по форме H1-B (для иммигрантов с высокой квалификацией) был урезан наполовину.


И дело не в том, что такие люди не нужны Америке. Американские компании безуспешно пытаются заполнить 3,7 миллиона рабочих вакансий, многие из которых относятся к сфере науки. Тем временем, иностранные аспиранты получают половину докторских степеней в этих областях, но почти все они после окончания учебы отправляются домой. (В последние годы лимит по визам H1-B заканчивался уже в первые дни после его предоставления!) Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг называет иммиграционную политику Америки самой большой проблемой для ее экономики и заявляет, что наш нынешний подход сродни «национальному самоубийству».


Самых лучших и самых талантливых у Америки отнимает не только Канада. Австралия, Британия и Сингапур – все они всячески обхаживают и заманивают наиболее талантливых выпускников. А есть ведь еще Китай и Индия, откуда родом многие из этих выпускников. По мере экономического роста этих стран там появляются новые возможности, и многие индийцы и китайцы решают вернуться на родину. Китайское правительство прилагает серьезные усилия по привлечению этих людей и предоставлению им работы. Это касается как выпускников колледжей, так и опытных профессоров из лучших университетов мира. Все новые факты говорят о том, что такие усилия приносят свои плоды.


Но вся эта аргументация в пользу реформирования иммиграционной системы Америки не имеет особого значения, пока сохраняется межпартийное противостояние. Сторонники жесткой линии в этом вопросе считают, что иммиграционная реформа должна начинаться с ужесточения контроля на границах, где нужно усиливать патрулирование, со строительства более прочных и эффективных заборов и заграждений, а также с более массовых депортаций на манер тех, что проводятся уже несколько лет.


Пока продолжаются иммиграционные баталии, на местах происходит что-то странное. Иммиграция мексиканцев в Америку практически остановилась. Pew Hispanic Center в апреле опубликовал доклад, из которого следует, что чистые показатели миграции мексиканцев в США (это приехавшие в США минус уехавшие в Мексику) сегодня равны нулю, и что на самом деле количество возвращающихся домой мексиканцев может быть больше вновь приехавших. Такая тенденция отчасти может быть следствием ужесточения мер правоприменения, но скорее всего, это вызвано ослаблением американской экономики и мощным снижением коэффициента рождаемости у мексиканцев (что в свою очередь вызвано повышением уровня их образованности и появлением новых возможностей в Мексике).


Сохранится такая тенденция или нет, но США придется что-то делать с рабочими, уже находящимися здесь. Самое разумное решение состоит в том, чтобы подготовить закон о депортации людей с преступным прошлым и предоставить некий правовой статус остальным. Путь к гражданству для этих рабочих должен быть по-настоящему долгим, и они должны стоять в очереди позади обычных кандидатов и обладателей виз. На это у них может уйти лет 15, и все это время такие люди должны будут платить все налоги и соблюдать все законы.


Это позволит осуществить реформу системы по-настоящему. Нам следует резко сократить количество законных иммигрантов, прибывающих в страну в связи с тем, что их финансируют члены семьи. Нам надо существенно увеличить число тех, кто приезжает, обладая нужными нам навыками и квалификациями. Мы должны признать, что некоторые отрасли действительно нуждаются во временных работниках – калифорнийские фермы, например; и что эти отрасли могут создавать программы временной занятости – дабы вовремя снять урожай. В идеале такой закон должен быть двухпартийным, инициированным видными демократами и не менее авторитетными республиканцами. Естественно, он должен пользоваться мощной поддержкой президента.


Трагедия, безусловно, заключается в том, что такой законопроект у нас был. Его выдвинули в 2005 году сенаторы Джон Маккейн и Тед Кеннеди, и он был полностью поддержан тогдашним президентом Джорджем Бушем. Но он даже не дошел до голосования в Сенате и Палате представителей. Правым этот законопроект был ненавистен, потому что  открывал легальные пути для рабочих без документов, а левым – потому что  он мешал воссоединению семей. А профсоюзы выступали против положений о сезонных рабочих.


Раньше нелюбовь к этому законопроекту со стороны  радикалов из обеих партий могла облегчить его прохождение, потому что  такой расклад означал поддержку законопроекта центром, а именно центр в то время решал все. Сегодня власть и влияние у партий сместились от центра в стороны, и теперь партийные программы и планы определяют фланги. Провал иммиграционной реформы это символ провала политического процесса. Простая истина состоит в том, что в стране, где 300 с лишним  миллионов населения, оппоненты будут у любой политики, ибо не все с вами согласятся. Однако сейчас оппоненты могут парализовать политический процесс. И поэтому ничего не делается.


Ситуация плачевная, потому что  Соединенные Штаты остаются образцом для всего мира. Это мировой плавильный котел, место, где создается всемирная нация. Может, иммиграционная политика у нас уже и не получается лучше, чем у всех остальных, но вот процессы ассимиляции у нас проходят лучше всех, это точно. Люди приезжают в США со всего света, и как по мановению волшебной палочки становятся американцами.


Они (мне следует сказать “мы”) приезжают в нашу страну полные решимости и  самоотверженности. И со  временем у них появляется страстная любовь к Америке. Такой прилив талантов, трудолюбия и патриотизма обеспечивал стране жизнеспособность на протяжении последних двух столетий. И если мы сумеем возродить его, Америка сохранит свои жизненные силы и в 21-м веке.

Ещё похожие новости