Пиршество хищников продолжается
Пенсии повысились, страна вздрогнула в предчувствии чего-то нехорошего. Впрочем, понятно чего – народ боится повышения цен на всё и вся, в частности, на услуги ЖКХ, транспорт, электричество, газ, водоснабжение, теплоснабжение.
Эти опасения, к сожалению, обоснованы: так, к примеру, с нового года в Москве услуги ЖКХ вырастут в среднем на 28%. А тут ещё юродствующий министр финансов Кудрин пугает всех гиперинфляцией, пытаясь доказать, что мировой кризис ещё не пройден, и Центробанк просто обязан ослабить рубль. Пусть всем будет плохо, пусть народ проклянет правительство, ЦБ и самого Кудрина – зато экономика вздохнёт облегчённо.
Министр не врёт – дышать действительно станет легче, но только экономике американской. В то время, когда одни экономисты прогнозируют падение доллара до 15, а то и 6 рублей, господин Кудрин предлагает его поднять до 35-40 рублей. Исходя из этих цифр, можно представить, насколько должна напрячься Россия, чтобы спасти США и повязанные с ними российские олигархические структуры.
Между тем, на мировых рынках начал подниматься спрос на сырьё. Цены на традиционный бюджетообразующий экспорт – металл и нефть – стабильно растут. Однако правительство и «единоросское» большинство в Госдуме приняли на 2010 год бюджет, исходя из заниженной стоимости нефти и темпов роста мировой экономики, что, с одной стороны, на корню режет все инициативы президента о модернизации и социализации экономики, а с другой – разница между заниженным бюджетом и реальными доходами от продажи нефти создаст огромный резерв так называемой «подушки безопасности». Эти деньги не будут учтены статьями бюджета, их расходование будет всецело зависеть от воли правительства. А как показал опыт последних лет, «подушку безопасности» проедают у нас в основном банки и госкорпорации. Говоря иными словами, очередной этап ограбления народа и финансовое обескровливания страны уже заложен бюджетом 2010 г.
Президент, конечно, много чего наобещал народу – покончить с коррупцией, разогнать госкорпорации, ставшие основным инструментом растаскивания бюджета, поднять науку, защитить неимущих. Но разве Дмитрий Анатольевич правит страной? Ему отведена совершенно чёткая роль пламенного, мечтательного, немного наивного перестройщика, то есть роль нового Горбачёва, под чьи речи будет реализована следующая фаза развала страны. Вопрос – добровольно ли Медведев соглашается с таким положением вещей или ему, как говориться, деваться некуда – остаётся открытым. Однако факт налицо: порочная система продолжает работать, и её планы простираются на годы вперёд.
По мнению президента Института проблем глобализации Михаила Делягина, при разработке прогноза социально-экономического развития России на 2010-2012 годы Минэкономразвития исходило из возможности преодоления глобального экономического кризиса, при этом выводы МЭРТ построены на заниженных ценах на нефть и темпах роста мировой экономики, что позволяет получить существенную разницу между тратами, заложенными в бюджет, и истинными доходами государства. Полученная разница, так называемая «подушка безопасности», будет направлена на затыкание социальных дыр, образовавшихся в результате падения производства и собирания налогов, ну и, конечно же, на обеспечение благополучия тех, кто поставлен действующей системой на кормление.
Как уже говорилось выше, осваивание ресурсов госрезерва, формируемого за счёт сверхприбыли государства, не учтённой бюджетом, осуществляется финансовыми институтами через антикризисные программы правительства и госкорпорациями. Всё это происходит в ущерб реального сектора экономики и социального благополучия граждан. Кто сегодня может ответить на вопросы: какую роль в национальной экономике сыграли госкорпорации, насколько они эффективнее частных; проще говоря, какая в них польза? Ответить на эти банальные вопросы сегодня вряд ли кто-то решится. Между тем, госкомпании абсолютно утратили свою ответственность как перед президентом, так и перед народом; они даже не отчитываются в том, в чём отчитываться обязаны. В частности, депутатам Госдумы не удалось получить информации о том, как госкомпании потратили деньги, которые государство оставило им, разрешив не выплачивать дивиденды за 2008 г. Чиновники Росимущества по данному поводу также хранят молчание.
Среди тех, кто не платил дивиденды, по данным газеты «Ведомости», – Федеральная сетевая компания (ФСК, государство оставило ей около 500 млн руб.), «Первый канал» (около 400 млн руб.), «Системный оператор» (порядка 100 млн руб.), международный аэропорт «Шереметьево» (50 млн руб.), почти все оборонные предприятия, перечисляет Уваров. Меньше обычного выплатил и «Газпром»: 8,5 млрд руб., или 5% прибыли по РСБУ, хотя прежде он отдавал акционерам 17,5% прибыли по РСБУ (за 2008 г. вышло бы 30,3 млрд руб.).
Российские госкорпорации уже давно стали зацикленными на себе и по факту олигархическими структурами, подчиняющимися исключительно собственным финансовым интересам. Их цель одна – наращивать активы и выкачивать из бюджета миллиарды. Самостоятельно инвестировать или вести хозяйственную деятельность они не умеют, т.е. у них исключительно пиявочная политика. Приведём только один пример: 9 декабря 2009 г. в Правительстве РФ состоялось совещание, на котором обсуждалась судьба авиакомпании «Россия». По некоторым данным, ставился вопрос о том, оказывать ли перевозчику, который находится в настоящий момент не в лучшем финансовом состоянии, финансовую помощь или нет. Напомним, общая задолженность авиакомпании составляет около 8 млрд. руб., и только для продолжения операционной деятельности без сбоев ей единовременно необходимо 3 млрд. рублей.
Примечательно то, что на итоги данного совещания вице-премьером Правительства был наложен негласный гриф секретности. Пресс-службы Правительства, Министерства транспорта РФ и ГТК «Россия» от комментариев на данную тему категорически отказались. Один из спикеров заявил, что анонсировать информацию об этом совещании запретил лично вице-премьер Сергей Иванов.
Впрочем, попытка засекретить информацию, вполне понятна: ведь Ростехнологии и Правительство Санкт-Петербурга отказались финансировать авиакомпанию, если федеральный центр не выделит на это средств. То есть, в данном случае со стороны Ростехнологий идёт прямой шантаж. При этом вопрос о том, будут ли финансировать «Россию» и из какого бюджета, приводит в движение очень многие процессы, так как решается вопрос не только о судьбе «России», но и о проекте «Росавиа». Дело в том, что ключевые звенья этого проекта – «Атлант-Союз» и «Россия» – обладают огромным долгом. Вместе почти 20 млрд. рублей. Это примерно $700 млн. На эти деньги можно заново создать семь перевозчиков, закупить в условиях падающего рынка дешевые самолеты. Активы же убыточных компаний можно просто обанкротить, как это было сделано с авиакомпанией «КД-Авиа».
А как на всё это смотрит Росимущество, в чьи прямые обязанности входит блюсти государственный интерес, приглядывать за госкорпорациями и не допускать ситуаций, о которых шла речь только что? Об участии чиновников Росимущества в грандиозном переделе собственности ходят легенды. Однако президент страны до сих пор не произвёл в этом ведомстве не то, что зачистки, но и более-менее серьёзных кадровых изменений. Господа Никитин Глеб Сергеевич и Петров Юрий Александрович до сих пор восседают на своих местах, распоряжаясь чужой собственностью, как свое собственной, а значит, пиршество хищников продолжается.
Совершенно очевидно, что при таком положении дел нам не стоит рассчитывать на скорое решение экономических проблем. Но благо есть кризис, и не беда, что в Европе и США он почти не ощущается, российское большинство граждан об этом не знают. Благо в стране ещё есть пенсионеры, копеечной прибавкой к пенсиям которых можно оправдать самый нелепый скачёк цен и инфляции.