Пиар-партнеры

Пиар-партнеры


Итак, Россия снова востребована в США — Ромни поспешил воспользоваться словами Обамы (сказанными Медведеву) о том, что после выборов ему будет проще вести переговоры по ПРО.


Обвинив Обаму в «поразительной слабости», Ромни вновь назвал Россию «геополитическим противником номер 1».


Медведев ответил: «Я бы советовал… включать доводы рассудка и следить за часами — сейчас не середина 1970-х. В том, что касается… идеологических клише, я всегда опасаюсь, когда та или другая сторона использует конструкции типа «враг номер один» и так далее».


Медведев совершенно прав, говоря про «ту или другую сторону». Не только политики США делают резкие замечания по адресу России. Консервативные патриоты всех стран похожи: видят друг в друге врагов, любят апеллировать к силе и играть мускулами (хотя бы лицевыми). Кстати, на наших патриотических сайтах хоть и попинали сучок в глазу Ромни, но многие блогеры «с глубоким удовлетворением» тут же написали, что в общем-то он прав: да, Россия являлась, является, будет являться главным геополитическим противником США (как и они нашим, разумеется). На том стоим, тем гордимся.


Да, мы с США — партнеры. Прежде всего — пиар-партнеры. По «взаимопугалкам-взаиморугалкам». И чем хуже отношения — тем лучше идет этот бизнес.


Антирусский товар по-прежнему находит в США покупателя — иначе Ромни не стал бы его рекламировать. Но все-таки борьба на американских выборах идет прежде всего вокруг той или иной системы здравоохранения, тех или иных налогов, законов об абортах — и, пожалуй, только после этого очередь доходит до внешней политики. Да и там на первом месте — Иран, потом Китай и лишь потом — Россия.


Зато в сознании среднего российского избирателя «образ американского врага» занимает куда большее место. Конечно, важнее всего для людей социальные вопросы — реальная жизнь. Но вот наша политическая риторика похожа на танец вокруг «американского шеста» — причем не столько конкретных проблем в отношениях с США (то же ПРО), а вокруг эмоционально переживаемой «американской угрозы» в целом.


Конечно, «американский Серый Волк» — громоотвод для власти. «Война все спишет» — психологическая война против «пиндосов» не все, но многое списывает. Кроме того, власти РФ сильно раздражает то, что США вечно читают им «деммораль». Политико-идеологические разногласия легко и выгодно назвать «геополитическими», а эти последние сгустить до степени эмоционально непримиримых…


Но, как всегда, неверно кивать только на власть. Нет, ТВ-пропаганда так действенна потому, что востребована. Средний гражданин РФ хочет думать и верить, что мы ведем Большую Игру с США, они борются с нами, мы — с ними. Это наполняет нашу, вообще-то очень скучную, «политическую жизнь» Глубоким Смыслом (глубоким, как теория заговора). Мы боремся с США — значит, мы существуем. Как Держава, по-прежнему Сверхдержава… Понятно, как это повышает и личную самооценку. Поэтому ТВ-картинка так прочно отпечатывается в мозгу.


Что ж… Если иных способов консолидации общества, кроме как «против кого-то», все равно нет, так пусть против «американских инопланетян» — все лучше, чем против своих осязаемых сограждан. «Американцы» — козел отпущения престижный и вполне абстрактный… В ходе «борьбы» с ними хоть никого не поколотят.


Потому что «борьба с Америкой» — все-таки не геополитика, а психотерапия. Ни мы ничем реально не угрожаем и мало чем мешаем США, ни они — нам.


Очевидно, что ядерная война — совместный суицид. Идея о том, что «они» мечтают «захватить наши природные богатства», — просто фобия. В 1990-е, куда более слабая Россия провела приватизацию нефтегазовой отрасли. Ельцин не допустил к этому пирогу иностранцев (так поступили и все безъядерные страны СНГ). И России за это никто ничем не угрожал — ни прямо, ни косвенно. Знаменитое «приближение НАТО» к нашим границам никак не отразилось на нашей безопасности — ни разу, никаких угроз. А война США в Ираке имеет к России такое же отношение, как война России с Грузией — к США… (Больше того. России не угрожает и Китай — но это особая тема).


Но все факты отскакивают от «оборонного лба», не оставив и вмятины. Хотя очевидно, что ни России, ни США не выгодно, не нужно резкое обрушение другой страны — это нарушило бы равновесие в мире, что совсем не в интересах наших государств, связанных не игрой с нулевой суммой, а достаточно тонкой системой прямых и обратных связей. Конкуренция между странами, конечно, есть, но темы совсем другие — не военно-территориальные, а экономические, технологические, связанные с качеством жизни.


Правда, здесь что-то изменить — трудно. Тем легче воевать с виртуальными врагами…

Ещё похожие новости