Переговоры Таджикистана и США: Душанбе остается на шпагате
В Душанбе с 20 по 22 февраля проходил ежегодный раунд политических консультаций между Таджикистаном и США. Официальную делегацию Таджикистана возглавил министр иностранных дел Хамрохон Зарифи, американскую – помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк.
Согласно распространенной официальной информации, в ходе переговоров были обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества, развития экономики и торговли, обеспечения благоприятного инвестиционного климата, состояния прав человека и прочее в том же духе.
По мнению же наблюдателей, главный итог переговоров – заявление Роберта Блейка о том, что США не планируют выводить свои войска из Афганистана через Таджикистан. Представитель Госдепа также опроверг слухи о желании Вашингтона открыть свою военную базу в Таджикистане.
Местные СМИ пишут о скандале, сопровождавшем пресс-конференцию представителя Госдепа. «Кульминацией… стало то, что переводчик начала учить журналистов, как правильно и конкретно задавать вопросы. Это вызвало недоумение журналистов, считающих Соединенные Штаты страной, ратующей за свободу слова и демократию. Возможно, Блейк не выдержал «горячего и дружественного приема» оказанный таджикской стороной, но пресс-конференцию свою он прервал раньше запланированного времени».
Отметим, что непосредственно перед визитом американской делегации Душанбе должны были посетить заместитель премьер-министра РФ Игорь Шувалов и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, однако эта поездка была «перенесена», как поспешили уверить в МИД Таджикистана – по инициативе российской стороны и “абсолютно вне всякой связи” с таджикско-американскими политическими консультациями.
Несмотря на заявления Блейка, уже 28 февраля Таджикистан посетит ещё одна делегация из США, на этот раз с представителями Пентагона, чтобы обсудить ситуацию в Афганистане.
Координатор региональных программ Института востоковедения РАН Александр Князев полагает, что на переговорах в Душанбе вопрос в пользу американского присутствия в Таджикистане окончательно решен не был.
— Возможно, условия Душанбе оказались неприемлемы для США.
По его мнению, гарантия сохранения власти в год президентских выборов могла стать одним из условий президента Рахмона:
— Если это так, то можно ожидать со стороны американцев действий по оказанию давления на Рахмона. Например, вместе с британскими союзниками путем новой дестабилизации… возможно, через механизмы цветных революций.
Однако, по его словам, вряд ли ставится задача полной реализации такого сценария – кандидатура Рахмона американцев вполне устраивает, вопрос только, вероятно, в цене требуемого решения:
— Блейк в некотором роде блефует, его заявление об отказе от «таджикско-киргизского» маршрута – это сигнал Рахмону с предложением продолжать диалог, стремясь к скорейшему решению в своих интересах.
Итого в остатке: Эмомали Рахмон в год проведения в Таджикистане президентских выборов пытается извлечь из сложившейся политической ситуации сиюминутную выгоду, а также ищет гарантий сохранения своей власти. Пряник Запада – возможность дать Рахмону некие финансовые бонусы (вывод войск, отмена поправки Джексона-Веника и пр.), кнут (по крайне мере, один из) – угроза быстрой дестабилизации ситуации в стране. Основные рычаги России – 201-ая военная база на территории Таджикистана, финансирование модернизации таджикской армии, облегчённый режим для таджикских мигрантов на территории РФ. Не выбирая конкретный вектор, в лучших традициях украинского руководства, Душанбе сидит на шпагате, максимально оттягивая момент решающего внешнеполитического выбора.