Патриоты Литвы должны депортировать непатриотов, но лучше – расстреливать
Литовский глянцевый журнал Žmonės – “Люди”, – рассказывает, каково в Литве живется людям, который обвиняют в отсутствии патриотизма.
Героиня статьи актриса Эгле Яцкайте вызвала гнев со стороны патриотов тем, что в канун 16 февраля – Дня восстановления литовского государства, откровенно призналась: этот праздник у нее не ассоциируется с настоящим праздником. Издание сообщает, что в Интернете даже организовалась группа, призывающая начать сбор средств, с помощью которых Яцкайте “сможет эмигрировать из Литвы”.
“За то, что искренне высказала мнение, меня предлагают депортировать?”, – спрашивает актриса со страниц журнала. Далее Žmonės печатает полный горькой иронии монолог Эгле Яцкайте: “Неужели я обязана лицемерно утверждать – да, это великий день! 16 февраля я застелю стол льняной скатертью, заставлю закусками, потому что это особенный день… Неужели я должна, стуча кулаками по столешнице, говорить своим детям, желающим учиться за границей,- неважно, дите, что не можешь свести концы с концами. Ты обязан оставаться здесь. Ради количества!” “Если патриоты думают и поступают именно так, тогда я не патриотка. Так расстреляйте меня за это”, цитирует актрису глянцевый журнал, подчеркивая, что “нельзя смело высказывать собственное мнение, потому что нельзя злить патриотов”.
Напоминаем, что в канун Дня защитников свободы, который в Литве отмечается 13 января, генеральный директор и главный редактор новостного агентства BNS Артурас Рачас опубликовал ироничную инструкцию, как именно настоящий патриот Литвы обязан отмечать этот государственный праздник. “За неделю до 13 января следовало бы запретить трансляцию “Русское радио Балтия” и “Первого Балтийского канала”. Ведь это в ущерб патриотизму и все тащит назад в прошлое. Государство мы или не государство, черт побери?! Потом можно снова разрешить, но всех слушающих и смотрящих зарегистрировать и не платить им социальных выплат. Сэкономленные средства направить на распространение литовского начала во всем мире и на поощрение литовского бизнеса.
Кульминацией торжеств в память 13 января могло бы стать торжественное разрушение Тракайского замка. Ведь это явно советское наследие. Кто заботился о его восстановлении? А. Снечкус, вождь оккупационной коммунистической партии, сидевший рядом с И. Сталиным, Н. Хрущевым и Л. Брежневым. Может ли быть большее оскорбление литовского самосознания? Чему мы учим молодое поколение? И так уже 22 года…
В ходе разрушения замка можно было бы жечь памятные костры, бросать в них свезенные со всех концов Литвы написанные в советские времена книги литовских авторов – таких как Ю. Марцинкявичюс, С. Нерис, П. Ширвис, Р. Гранаускас, М. Мартинайтис и другие произведения, использовав на растопку работы художников В. Кирасаускаса, А. Гудайтиса, В. Калинаускаса или С. Красаускаса, а также партитуры О. Балакаускаса, Б. Дварионаса или В. Кутавичюса. Может, даже все то, что в те времена В. Ландсбергис писал о Чюрленисе, следовало бы сжечь – как говорится, профилактически, ради святого спокойствия. И тогда в Литву придут мир, покой и благодать”, – резюмирует инструкцию генеральный директор и главный редактор новостного агентства BNS Артурас Рачас.
Для читателей за рубежами Литвы следует заметить, что таким образом ироничные журналисты агентства BNS воюют против нынешних властителей, пустивших страну по миру, а теперь призывающих любить ее на голодный желудок, исправно платя налоги, на завтрк, обед и ужин вместо еды распевая куплет: “Голодный, но свободный!”, против тех из них, которые очень обижаются на плохих патриотов, которые (О, ужас!!!) платят налоги там, где и зарабатыают, не доверяя свои деньги любителям тратить их попусту. Ведь живя на родине, они очень явственно ощущали “заботу” властей зареформировавших насмерть то, что сами не строили.
Вероятно должно напомнить и ставшую классической фразу: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя» (англ. Patriotism is the last refuge of a scoundrel) — афоризм, произнесенный доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе 7 апреля 1775 г. и опубликованный Джеймсом Босуэллом в жизнеописании Джонсона в 1791 году. Но следует полагать, что он не подразумевал реальной и щедрой любви к нашей стране, но имел в виду тот патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов.
Иллюстрацией к афоризму Джонсона может служить жесткая сатира на вигских оппозиционеров-«патриотов», содержащаяся в комедии Генри Филдинга «Исторический календарь за 1736 год» (1757 г.; следует отметить, что в тот момент партия вигов была правящей, и «патриотами» именовала себя внутрипартийная оппозиция в противоположность правительственной фракции «политиков», иначе «придворных»). В комедии Филдинга выведены образы четырех «патриотов». Из них один — «патриот-пустомеля. Он пьет за свою страну и кричит о ней, но никогда ради нее палец о палец не ударит». Другой — «своекорыстный патриот». Свое кредо он излагает таким образом:
“Моя лавка — моя отчизна. Об успехах второй я сужу по состоянию дел в первой. (…) И я не могу согласиться с вами, сэр, будто война нанесла бы нам ущерб. Напротив, я считаю ее единственным условием процветания моей родины. Я веду торговлю саблями, и война обеспечит мне хорошие барыши. Поэтому я за войну!”
Еще два типа — «осторожный патриот» и «безразличный патриот» — олицетворяют трусость и конформизм.
В конце концов, все четверо охотно продаются прохожему «скрипачу» (премьер-министру) и принимаются плясать под его скрипку
100 лет спустя после Джонсона, американский сатирик Амброз Гвиннет Бирс еще усилил афоризм:
“В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берем на себя смелость назвать это прибежище первым.”
Американский философ Ральф Бартон Перри в 1951 году, пережив две мировые войны, также распространял афоризм с джонсоновской критики «ложного» патриотизма на патриотизм вообще:
“Если патриотизм — последнее прибежище негодяя, это не только потому, что во имя патриотизма могут быть выполнены злые дела, но и потому, что патриотический пыл может уничтожить моральные различия вообще”
Л. Н. Толстой, наряду со многими другими перлами англо-американской эссеистики, включил афоризм в «Круг чтения» (в редакции: “Последнее прибежище негодяя — патриотизм”), после чего о нём узнали в России. В наше время отечественные авторы нередко его Толстому и приписывают. При этом Толстой понимал афоризм, в соответствии со своим общим негативным отношением к «злу патриотизма», о котором он писал:
“Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.”