Папа призвал мир зарыть топор войны
О пасхальном обращении Папы Римского |
Любопытный момент, на который многие обратили внимание, слушая традиционное пасхальное обращение Urbi et Orbi («Городу и миру») Папы Римского. На этот раз Бенедикт XVI обратился к десяткам тысяч верующих на площади Святого Петра в Риме не только со словами своего папского благословения пастве, но и с серьезным предупреждением сильным мира сего. Он призвал остановить вооруженные конфликты на Земле, перечислив практически все «горячие точки» планеты — Сирию, Мали, Нигерию… И это еще раз доказывает, что не может быть отдельной жизни духовной и жизни мирской, напротив, Папа особо подчеркнул текущий политический момент, пожелав всем сил «для возобновления строительства мирного общества». Как говорится, имеющий уши да услышит.
Запад как цивилизация возник именно по причине распространения христианства. И если посмотреть на современные западные ценности, то станет ясно, что они базируются либо на христианстве, либо на его новом прочтении или отрицании. Весь вопрос в том, насколько это новое прочтение способствует установлению добра и, наоборот, искоренению зла. С этим сегодня есть большие проблемы, и на это тоже прямо указано в пасхальном послании.
Бенедикт XVI сказал, что человечество «погружается во мрак, не будучи способным отличить добро от зла». По мнению Папы, моральные ценности, как и Бог, сейчас находятся в темноте, их не видно, поэтому у людей нет четких критериев между «хорошо» и «плохо».
Слушая речь Папы, нельзя было не услышать обеспокоенности тем, как развивается современный мир. Лично у меня сложилось впечатление, что в этом незримом споре Бенедикт XVI все–таки на стороне тех, кто добивается достижения Целей развития тысячелетия, поставленных перед всеми странами мира на саммите ООН в 2000 году. И далеко ли мы продвинулись за прошедшее десятилетие? К сожалению, конфликты и насилие постепенно перемещаются с периферии в самый центр нашего континента. В немалой степени это результат ошибок нынешней правящей европейской элиты. В том числе и в отношении к христианству.
Например, в Великобритании запрещают носить нательные крестики на работе. Ношение крестика — это не вызов обществу, тем более созданному христианством, это не может быть оскорблением для представителей других религий, но тем не менее в христианской Великобритании этого делать не рекомендуется. Непонятны мотивы тех людей, которые вводят такие запреты. В любом деле нужна мера, особенно в политкорректности.
Своим отношением к традиционной религии Запад постепенно добивается одного — говоря словами Папы, размывания нравственных критериев. Но человеку свойственно во что–то верить — в Бога, в его отсутствие, в науку и т.д. И если человек является носителем религиозного мышления, а его традиционную религию в стране, культуру и ментальность которой эта религия создала, пытаются загнать чуть ли не в подполье, тогда он обращается к другим ценностям. Вот поэтому все больше и больше коренных европейцев выбирают ислам — религию, нетрадиционную для Европы, но по отношению к которой редко применяются ограничения (хотя и они есть — вспомним запрещение носить хиджаб во Франции). Во всяком случае, ислам не критикуется и не ограничивается так, как это происходит с христианством. Опасность новообращенных в том, что они имеют склонность к более сильному переживанию своей новой духовности, что может повлечь за собой желание заняться фундаменталистскими практиками, направленными на своих сограждан. Неудивительно, что сегодня в террористических лагерях немало вот таких новообращенных фанатиков из числа европейцев.
Немецкие спецслужбы, например, обеспокоились тем, что один из активистов пообещал распространить в Германии 25 млн. копий Корана на немецком языке. Знать священные книги разных религий похвально, но открытое утверждение желания обратить в ислам жителей страны, в которой он никогда не был доминирующей религией, заставляет задуматься.
Какой вывод можно сделать? Традиционная христианская система ценностей на Западе находится в кризисе. Во всяком случае, об этом говорят достаточно высокие католические сановники (и Римский Папа в том числе). В такой ситуации неспособность отличить добро от зла особенно опасна на политическом уровне, так как задевает уже не отдельные личности, а целые страны. Не случайно Папа призвал зарыть топор войны и подумать о более цивилизованных отношениях.