Отменить барьеры на печать Эксперты подсчитали выгоду от наплыва мигрантов.
Центр интеграционных исследований Евразийского Банка Развития (ЕАБР) опубликовал свой доклад «Трудовая миграция в едином экономическом пространстве (ЕЭП)». За его основу взят анализ двух соглашений, вступивших в силу 1 января 2012 года в рамках ЕЭП Беларуси, Казахстана и России (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств).
Как отмечено в документе, соглашения «оценивались с точки зрения юридических новаций, влияния на существующую договорно-правовую базу и институциональные рамки в области трудовой миграции, а также содействия эффективной защите прав и социальных гарантий трудящихся-мигрантов».
Помимо этого, эксперты проанализировали последствия нововведений, их влияние на рынок труда и экономику стран ЕЭП. В заключении, в докладе даны рекомендации для Беларуси, Казахстана и России по совершенствованию миграционной политики и законодательства в этой сфере. Для обоснования выводов были приведены юридические, статистические и графические данные. Приведена таблица сфер деятельности, которые привлекают приезжих работников больше всего (строительство, конечно, оказалось на первом месте).
Так, эксперты ЕАБР сделали один из выводов, что российский бюджет недополучает от 10 до 40 миллионов рублей: мигрантов в России достаточно, но большое их количество живет нелегально и не платит налог на прибыль. Чтобы отечественная экономика ощутила положительный эффект, в России необходимо, в том числе на законодательном уровне, закрепить ряд положений миграционной политики.
«Если это произойдет, то доходы бюджета РФ могут возрасти в среднем на 40 млрд рублей за счет налогов, что полностью покроет потери бюджета от нелегальной миграции, а также снижение дефицита рабочих рук и средней заработной платы и, в свою очередь, приведет к росту ВВП», – отмечается в докладе.
Там же выделяется несколько основных направлений развития законодательной базы государств-участников Соглашений: унифицикация понятийного аппарата, создание гармоничной системы миграционного законодательства, формирование механизмов контроля в области трудовой миграции, закрепление основ правового статуса трудящихся мигрантов и их семей, и разработка системы адаптации и интеграции гостей.
Чтобы эти направления развивались успешно, эксперты порекомендовали странам ввести ряд мер. В России:
– ввести в законодательство термины «миграция населения» и «миграционная политика»;
– закрепить в законодательстве определение «незаконный мигрант», «трудящийся мигрант»;
– разработать и принять стратегию развития миграционного законодательства;
– разработать и принять ФЗ «О порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы»;
– рассмотреть возможность разработки и принятия Миграционного кодекса РФ;
– общими усилиями создать дополнительный наднациональный орган государств-участников ЕЭП, для выработки и проведения комплексной и сбалансированной миграционной политики на территории государств-участников ЕЭП;
– установить дополнительные налоговые льготы и иные экономические преференции для мигрантов;
– повысить уровень информированности работников-мигрантов, включая потенциальных.
Два вышеупомянутых соглашения упрощают миграционный процесс, ликвидируют некоторые квоты, ограничивающие процесс заключения договоров работодателя и иностранного работника, в том числе необходимое ранее разрешение на работу в РФ.
Как отмечено в докладе, «после присоединения к ЕЭП Таджикистана и Кыргызстана (такие планы озвучивались – это создание так называемого Евразийского экономического союза) миграция в Россию может вырасти». При этом считают эксперты, «миграция высококвалифицированных специалистов является залогом взаимовыгодного развития стран-участниц тех или иных международных союзов». Как будет определяться уровень профессионализма работников, в документе не поясняется.