От «Тайн» к «Наследию»
Петербургские подводные археологи – энтузиасты, открывающие«Тайны затонувших кораблей» в акватории Финского залива, а также в других пределах, богатого своими водами Невского края провели в пресс-центре ИТАР-ТАСС пресс-конференцию по итогом очередного завершившегося сезона.
Сегодня, начатый уже много лет назад проект «Тайны затонувших кораблей» получил новое название «Подводное наследие России». И это глубоко символично, ибо за время работы археологов, ими обнаружен далеко не один корабль, составивший в свое время славу нашего Отечества, как великой морской державы. Достаточно указать, что среди находок, сделанных за годы регулярных экспедиций обнаружены корабли Русского Императорского флота: шлюп «Свирь» (+1824г.), и пароходо-фрегат «Гремящий» (+1862г.), на нем, в 1858 году тогда еще молодой Государь-Освободитель Александр II совершил паломничество в Соловецкий монастырь, и парусно-винтовой фрегат «Олег» (+1869г.), и эскадренный броненосец «Гангут» (+1824г.), а также суда, приходившие в наш город под иностранным флагом.
И вот организаторы и участники проекта собрались на очередную пресс-конференцию, чтобы сообщить о ее результатах и предъявить публике некоторую часть богатейших находок этого, самого продолжительного в их истории, сезона.
Научный руководитель проекта Владимир Яковлевич Лукошков сообщил, что, как и всегда, помимо работы в Финском заливе, в этом году археологи обследовали и район прорыва блокады Ленинграда. Где в районе крепости Шлиссельбург было обнаружено более 10-и объектов военной техники, в числе которых — танки, самолеты и катера. Но, все же, одним из важнейших приоритетов в деятельности исследователей остается история древнерусского мореплавания. О редчайших находках, свидетельствующих о значительной активности русских мореплавателях периода Киевской Руси, сделанных, в частности. В устье Охты, мы также имели возможность поведать нашим читателям. Обнаруженные древнерусские корабли позволяют говорить о совершенно уникальных судостроительных технологиях, присущих славянам, контролировавшим некогда значительные морские и речные торговые пути.
Важными итогами завершившегося сезона, археологи называют обнаружение одного из первых русских военно-транспортных кораблей. Скорее всего, именно о нем писал Государь Петр Алексеевич, когда указывал, на то, что один из таких кораблей пропал без вести. Этот корабль, как и многие другие, благодаря особой среде Финского залива, сохранился практически полностью, но сейчас ему грозит опасность. Дело в том, что один из «пионеров» Русского Военно-морского флота лежит как раз в том месте, по которому печально известный «Газпром» намерен провести линию своего газопровода «Нордстрим». Остается одно из двух: либо поднимать реликвию, либо взрывать ее. В данных условиях, поисковики обратились, как непосредственно, к самому газовому монополисту, так и к нынешним властям России, с целью привлечь внимание к этому памятнику Русской морской славы и недопущения его варварского уничтожения.
В этой связи, весьма отрадно, что рука об руку с подводными археологами, а это действительно специалисты высочайшего уровня, которых можно «пересчитать по пальцам», сотрудничают, как власти, так и музейщики Кронштадта. Где же, как ни в этой колыбели Русского флота, быть первому отечественному музею подводной археологии. Совсем скоро в Кронштадтском историческом музее откроется выставка, рассказывающая о кораблях, сокрытых ныне в водах Финского залива. На ней будут представлены многочисленные предметы, поднятые со дна Балтики героями этого события.
Некоторые из этих экспонатов были показаны нам в стенах пресс-центра ИТАР-ТАСС. Здесь и модель корабля, которую капитан затонувшего судна возил в своей каюте и многочисленные стеклянные бутыли, которые везли в Петербург в начале XVIII века в виду нехватки местной стеклотары, и большой корабельный фонарь. Здесь и предметы матросского и офицерского быта: ленточка от бескозырки с броненосца «Гангут», эфес офицерской шпаги и даже полностью сохранившийся золотой столовый прибор со специями из капитанской каюты. В его изящных стеклянных сосудах до сих пор содержится оливковое масло, уксус, соль и черный перец.
Но, по словам водолаза-исследователя Игоря Галайды, особую и вовсе не материальную ценность представляет собой церковная свеча, поднятая с борта все того же «Гангута». Ведь все корабли Русского Императорского флота имели на своем борту судовую церковь и приписанного к ней священника. Эта свеча обязательно будет затеплена на панихиде по всем погибшим русским морякам, совершение которой участники экспедиции намерены организовать в недалеком будущем.
Любопытно, что наряду, с находками, сделанными в Финском заливе, на выставке будут представлены и экспонаты, привезенные из города-побратима Кронштадта — французского Тулона. Они были подняты с борта, затонувшего у его берегов, во времена царствования Императрицы Екатерины Алексеевны фрегата «Слава России».
Но, это только начало. В дальнейшем, поднятые со дна моря находки прочно обоснуются в специальном здании на Якорной площади Кронштадта. Сейчас этот пустующий дом уже предан музею. Но, в нем будут размещены лишь вещи с кораблей. Сами же суда планируется демонстрировать в другом месте. В случае если нынешние власти России, а также социально ответственный бизнес окажут финансовую помощь этому благородному начинанию, то, возможно, что извлеченные из вод Маркизовой лужи фрегаты, шлюпы и барки мы с вами сможем увидеть там же в Кронштадте. Для этого предполагается использовать знаменитый «Петровский док», который сейчас находится в собственности Ленинградской Военно-морской базы.
А поднять и показывать есть, что. Ведь, как уже было написано, в водах залива сохранилось множество кораблей, некоторые из которых затонули даже не в XVIII, а в XVII веке. У многих из них полные трюмы и тайну их содержимого еще только предстоит раскрыть. Так что, возможно, нас ждет еще очень много по-настоящему удивительных открытий…
Русские новости