Остров собирает сокровища, или Зачем России помогать Кипру
Власти РФ спасают кипрские офшоры, принадлежащие нашим же чиновникам и олигархам
По идее, обычные страны должны недолюбливать офшорные, поскольку последние, предоставляя иностранным компаниям режим льготного налогообложения, тем самым «уводят» налоги из их казны. Но это в теории, а на практике Россия испытывает к офшорному Кипру самые теплые чувства.
Республика Кипр – островное государство в восточной части Средиземного моря, член Европейского союза (ЕС) с 1 мая 2004 года. Официально территория Республики Кипр включает 98% территории острова Кипр (остальные 2% занимают британские военные базы Акротири и Декелия), а также близлежащие острова Агиос Георгиос, Геронисос, Глюкиотисса, Кила, Киедес, Кордилия и Мазаки. Реально же после 1974 года остров разделен на три части: 60% территории острова контролируется властями Республики Кипр, населенной в основном греками, 38% – Турецкой Республикой Северного Кипра, населенной в основном турками, 2% – Британскими вооруженными силами. ТРСК признана как независимое государство Республикой Абхазия, Нахичеванской Автономной Республикой (автономная республика в составе Азербайджана) и Турцией.
В позапрошлом году Кипр, чья экономика получила зияющую брешь от греческого кризиса, занял у России 2,5 млрд евро. А в прошлом году изъявил желание занять уже в два раза больше – 5 млрд. При этом у Евросоюза Кипр попросил и вовсе 17 млрд. Ни там, ни там денег пока не дали, но это отнюдь не означает, что Россия от Кипра отвернулась.
По старому долгу условия для Кипра будут смягчены, пообещал министр финансов Антон Силуанов. Условия эти и так щадящие – всего 4,5% годовых на 4,5 года, но, видимо, надо сделать еще мягче. «Мы будем взаимодействовать с европейскими странами на предмет действий, необходимых для того, чтобы вывести Кипр на более плавный график погашения долгов, который для него возможен», – заявил в минувшую пятницу Антон Силуанов.
У экспертов долгового рынка складывается впечатление, что наши власти таким образом в замаскированной форме продолжают спасать кипрские офшоры, принадлежащие российским чиновникам и олигархам. И это в то время, когда президент призывает к деофшоризации экономики! Евросоюз, надо заметить, придерживается более жесткой позиции в отношении Кипра. Он понимает, кому на Кипре «жить хорошо», и не хочет спасать офшорный рай российских богачей.
Любопытно также, что сама Россия нередко привлекает деньги на внешнем рынке по более высокой ставке, чем предоставляет их Кипру. Так, в марте 2012 года РФ заняла на внешнем рынке 7 млрд долларов, разместив евробонды тремя траншами: пятилетние на 2 млрд долларов с купоном 3,25% годовых, десятилетние на 2 млрд с купоном 4,5% годовых и тридцатилетние на 3 млрд с купоном 5,625% годовых.
Евросоюз же не готов повторять опыт российской благотворительности. В конце минувшей недели, по сообщению Reuters, ведущий комиссар ЕС по финансам Олли Рен заявил, что еврозона не рассматривает возможности реструктуризации долга Кипра.
В то же время руководитель рангом пониже, член управляющего совета ЕЦБ Йорг Асмуссен выразил надежду на заключение соглашения о выделении Кипру помощи в ближайшие несколько недель. Министры финансов еврозоны должны обсудить условия выделения помощи на встрече 21 января 2013 года. «Я думаю, что мы должны быстро достичь соглашения по Кипру. Мы по-прежнему ждем результатов оценки кипрского банковского сектора, которые должны прийти в середине января. Затем 21 января Еврогруппа проведет первый раунд обсуждения. После этого в течение нескольких недель мы договоримся о конкретных деталях программы», – заявил Асмуссен.
Напомним, что убытки Кипра от реструктуризации долга Греции составили около 20% ВВП. По некоторым данным, в кипрских банках около 30-40% всех выданных кредитов приходились на долю займов, выданных жителям Греции. Следовательно, российская помощь Кипру в опосредованной форме будет также помощью Греции.
Ситуация на Кипре тем временем продолжает ухудшаться. В пятницу международное рейтинговое агентство Moody’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг Кипра сразу на три ступени – с В3 до Caa3, оценив дальнейший прогноз по нему как негативный. В Moody’s сообщили о 50-процентной вероятности дефолта островного государства.
Так почему же Москва продолжает помогать Никосии? «Россия является благотворителем не столько для Кипра, сколько для российских капиталов, для того бизнеса, который работает через компании, зарегистрированные на Кипре. Если посмотреть структуру внешней торговли, посмотреть на список стран, которые инвестируют в экономику РФ, то мы увидим, что Кипр занимает там самые высокие позиции все последние годы», – говорит директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев, которого цитирует «Независимая газета».
Заявления российского Минфина лишний раз подтверждают, насколько силен лоббизм владельцев этих офшоров, считает Николаев: «Никто не заинтересован, чтобы экономика Кипра обанкротилась: ведь, естественно, это негативно отразится на тех, кто работает, скажем так, через кипрскую юрисдикцию».
Таким образом, помощь Кипру оказать нужно, а вот внятно объяснить ее причины не получается. В итоге все сводится к туманным словам о заинтересованности России, чтобы вокруг нее все было «стабильно». Раньше это называлось «за мир во всем мире».
Иностранная помощь для Кипра становится особенно актуальной в преддверии назначенных на 17 февраля 2013 года президентских выборов. Правительство ведет активный торг с кредиторами относительно будущих мер экономии, включая сокращение расходов, урезание зарплат и пенсий и приватизацию телекоммуникационной и электрической отраслей. Нужно также провести рекапитализацию местных банков, активы которых многократно превышают ВВП страны (офшорные деньги).
Рейтинг Кипра пересматривался почти два месяца – с 16 ноября 2012 года. На поддержание финансовой системы Кипра, по оценкам аналитиков Moody’s, требуется до 10 млрд евро, что составляет до 50% ВВП. Соотношение уровня задолженности к ВВП достигнет в 2013 году 150% и будет увеличиваться в 2014-2015 гг.
Кипр фактически утратил доступ к международному рынку заимствований с середины 2011 года, а его облигации к настоящему времени упали почти до «мусорного» уровня. Если бы страна сейчас располагала деньгами, это был бы очень удачный момент для их выкупа, хотя Кипр, возможно, надеется на списание части своих долгов.
Чем же грозит возможный дефолт Кипра российскому бизнесу? Даже в худшем случае он затронет только те компании, которые держат облигации этого государства или хранят деньги в кипрских банках, но большинство используют его юрисдикцию как перевалочный пункт, и их проблемы страны напрямую не коснутся. Придется разве что куда-нибудь переехать. А срываться с насиженного места не хочется.
В самом конце прошлого года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не исключает возможности финансовой помощи Кипру. По его словам, «дело не в деньгах: дело в условиях и в системных мерах». Власти РФ исходят здесь из того, что европейские партнеры должны сформулировать определенные отношения внутри своего собственного сообщества. «Для нас не очень комфортным является вмешиваться в этот процесс, но в известной ситуации, когда договоренности будут достигнуты, мы, в принципе, не исключаем возможности подключиться к решению вопросов, связанных со стабилизацией ситуации в Кипре, но это требует отдельного рассмотрения на экспертном уровне», – сказал Путин тогда журналистам.
Иными словами, российская экономика подлежит «деофшоризации», но некоторым офшорным странам следует помогать в трудную минуту по причине их особенной важности. Что за важность? А вот какая: по данным на сентябрь прошлого года, Кипр лидировал по уровню инвестиций в экономику РФ. Сумма накопленных инвестиций из Кипра составила на тот момент 78,566 млрд долларов, из них прямые – 53,357 млрд.
Как тут не помочь? Кипр – наше все.