Site icon ИА Русские новости

Особенности национальной жадности

Литве сегодня некого бояться. Во всяком случае, извне ей никто всерьез не угрожает и угрожать не собирается, что бы ни говорили порой некоторые горячие политические лидеры.

 

Опасность, похоже, в другом. В государственном масштабе главным повседневным противником, а значит тем, кого обязательно надо напугать, обескровить, обессилить и лишить всякой способности к сопротивлению, является нынче ближайший сосед – соплеменник и соотечественник.

 

Думаете, лихо сказано? Отнюдь.

 

Как для своих

 

Когда заканчивается очередная отпускная пора и загорелое население Литвы возвращается в свои квартиры с пустыми карманами, но с кое-какими впечатлениями и сравнениями, они странным образом почти всегда не в пользу Отечества. Скажем, недельный отдых в Паланге обходится во столько же, во сколько хороший вояж в Турцию, Испанию или Черногорию. Хотя погодные условия, температуру морской воды, качество пляжей и сервиса при этом – не сравнить.

 

Мы давно знаем и уже не спрашиваем, почему электроэнергия или бензин стоят в Литве дороже, чем у соседей, даже если, как это было до закрытия Игналинской ИАЭС, именно мы эти продукты им экспортируем, а не наоборот. Спрашивать бесполезно: ответственные лица засыпят в ответ разными цифрами и выкладками, расскажут о неимоверных трудностях производства и экспорта, но всё останется по-прежнему: для собственных потребителей цена литра бензина или киловатт-часа электроэнергии все равно будут одними из самых высоких в европейской, а тем более постсоветской округе.

 

Чуть только в мире заводят разговоры о надвигающихся экономических трудностях, как литовские торговцы немедленно вздувают цены на всё, что можно – вплоть до вчерашних залежалых товаров на полках. И местное население послушно и массово тянется «закупаться» в привычном направлении – в Польшу и другие европейские страны. Снова оживают регулярные потребительские маршруты туристических фирм в этих направлениях, и, как не раз публично подсчитывалось, несмотря на транспортные расходы, а порой и одну-две ночёвки за границей, в целом такой дальний шоппинг для литовских семей вполне оправдан. Особенно накануне нового учебного года, когда надо обильно и качественно экипировать на несколько месяцев вперёд подросших детишек. Или когда в Милане, Франкфурте или Лондоне начинаются распродажи сезонных коллекций одежды и обуви – здесь с большим удовольствием и выгодой одеваются литовские модницы и модники, а также представители политической и бизнес элиты.
 

Давно хочется спросить и у местных автобусных перевозчиков: почему цены на их внутренние рейсы по Литве уже зашкаливают все мыслимые пределы и тихой сапой из года в год продолжают расти дальше? Реально осознать степень нашей внутри-литовской жадности можно в сравнении с ценами соседей.

 

Младшему школьнику ясно, что расстояние от Клайпеды до Калининграда равно дороге в обратном направлении – от Калининграда до Клайпеды. Чего не скажешь о стоимости билета на проезд в автобусе. Из Литвы за него надо заплатить сегодня 36 литов, а из России – 300 рублей, т.е. почти на 10 литов меньше в пересчёте на нашу валюту.

 

За проезд латвийским автобусом от Вильнюса до Даугавпилса (180 км) надо выложить 25 литов. Зато на чуть более длинной местной линии от Каунаса до Клайпеды (200 км) – почему-то 50-53 лита, а от Каунаса до Вильнюса (100 км) в зависимости от маршрута – от 19 литов до 30 литов. Автобусы компании «Eurolines» могут довезти сегодня одного пассажира из Вильнюса до Таллинна за 48 литов, до Калининграда – за 47 литов, в Варшаву и обратно – за 100 литов. Тем временем, дорога в один конец из литовской столицы в литовскую же Клайпеду стоит нынче от 60 до 72,5 литов. Расстояния несопоставимы, цены, как видите – тоже.

 

Эту логику рядовому пассажиру понять невозможно. Но платить втридорога всё равно приходится, потому что солидные местные перевозчики – такие как TOKS и KAUTRA – рьяно защищают свою дорожную монополию от других, тоже официально зарегистрированных, но менее крупных фирм-владелиц небольших маршрутных автобусов на 10-13 мест, которые везут дешевле, более внимательны к пассажирам, да и ездят гораздо быстрее. Видимо, поэтому им всячески вставляют палки в колеса: не разрешают заезжать, например, на территорию городских автовокзалов, будто это чья-то частная вотчина, а не часть общегосударственной транспортной инфраструктуры. Именно на мелких перевозчиков без конца охотятся контролеры всех мастей. Такая позиционная война в ущерб рядовым пассажирам длится уже несколько лет. Но Министерство путей сообщения и госкомиссия по конкуренции в застарелый конфликт не вмешиваются – судя по всему, они заведомо на стороне более жадного поставщика услуг.

 

А зря. Внимательнее изучив ситуацию, они могли бы убедиться, что, платя крупным автоперевозчикам завышенные цены на поездки внутри страны, в течение большей части года пассажиры оплачивают их порожний проезд по городам и весям Литвы. Многоместные, нередко двухэтажные автобусы несколько раз в день (за исключением двух-трех летних недель в году) колесят по маршруту Вильнюс-Клайпеда-Паланга едва ли с десятком пассажиров на борту. Зимой таким транспортом не раз приходилось ездить и вовсе по-барски: вдвоем-втроем.

 

Неужто автобусные перевозчики-монополисты – жалкие недоучки, которые не могут элементарно проанализировать сезонные пассажиропотоки и затраты топлива, заменить часть своего крупного транспорта на мелкий, и потому напрасно загрязняют окружающую среду и портят дороги прогоном полу порожних автобусных гигантов? Неужто они совершенно не умеют считать деньги? Нет, конечно. Так происходит лишь тогда, когда дело касается денег рядовых пассажиров. А в свою сторону, как говорится, пальцы монополистов гнутся достаточно ловко. Поэтому вряд ли литовские студенты, к примеру, дождутся от автоперевозчиков существенных скидок на билеты, чтобы почаще навещать своих родных в отдалённых уголках Литвы и тем самым почаще наполнять те самые полу пустые автобусы. Не та у нас страна – своим здесь никогда спуску не дадут.

 

Дорогие наши дети

 

Не только официальная статистика, но и глаз обычного гражданина безжалостно констатирует: день ото дня Литва становится всё безлюднее. Чудовищные темпы эмиграции, точные цифры которой властные институции всё ещё «стесняются» в полном объёме честно подсчитать или огласить, казалось бы, побуждают к тому, чтобы всеми силами на государственном уровне пытаться сохранить и удержать от побега в иные, «лучшие края», оставшееся население – особенно детей, молодёжь. Не тут-то было…

 

На прошлой неделе члены Сейма большинством голосов не поддержали инициативы по обязательному преподаванию в школах Литвы Закона Божьего. Депутатов можно понять. В самом деле, как всерьёз внушать ученикам смысл 10 заповедей Христовых, рассуждать с ними о морали и любви к ближнему, если они и сами знают: любую литовскую семью, в том числе с малыми детьми, несмотря ни на какие заповеди, могут в одночасье выкинуть из дома на улицу бессовестные приставы или жадные банки. Такими историями полны литовские СМИ и Интернет порталы. Без официального согласия Службы по охране прав ребёнка добропорядочная семья в нашей стране в целях экономии, например, не может сегодня обменять одно жильё на другое – якобы для того, чтобы никоим образом не ухудшить бытовые условия этого самого ребёнка. Семья не может, зато приставы и банки имеют право оставить его вовсе без крыши над головой. И это кажется нашим законодателям абсолютно нормальным. Так вынашиваемая в «тяжёлые оккупационные годы» тоска по свободе совести, странным образом обернулась в независимой Литве полной свободой бессовестности.

 

И если подобные неприглядные примеры подаёт само государство, чего же хотеть от частного предпринимателя? Вот он «на земле Марии» давно ничего и не стесняется.

 

Сопоставьте стоимость в наших крупнейших торговых сетях (не говоря уже о специализированных магазинах) одной погремушки или одной бутылочки, а ещё пуще – одного комплекта ползунков для младенца со средней зарплатой в стране, и вы поймёте, что заводить детей в Литве нынче – огромная роскошь. А для большинства тех мамочек, которые до последнего дня беременности вкалывали на ответственной и высокооплачиваемой работе, чтобы получить приличное послеродовое пособие, настали и вовсе нелёгкие – судебные – времена. Мало ли что им раньше гарантировало государство! Теперь оно изволило передумать. Якобы в связи с экономическим кризисом. Мол, пусть он возьмёт в свои клещи семей с малышами покрепче, почувствительнее.

 

Но кто-то – сам виноват! – завёл ребятишек в докризисные времена, не удержался. Досыта накормить и прилично одеть их нам теперь поможет заграница (см. выше). А выучить? Учебников для литовских школ в Испании или Великобритании пока ещё не печатают. А раз у вас нет выбора, вы волей-неволей будете платить за рабочие тетради, учебные пособия и школьные книги столько, сколько захочется местным издателям вкупе с книгопродавцами.

 

«Стеной плача» для родителей вильнюсских школьников стал в последние годы специализированный магазин учебников и учебных пособий на ул. Кауно, 28. Отличный, кстати, магазин, приветливые и знающие продавцы, но цены…!!! Навсегда забудьте (или наоборот – вспомните) о контурных картах советского времени по цене 1-2 копейки за штуку или по 15 копеек за комплект, в то время как батон белого хлеба, например, стоил 13 копеек. Сегодня за одноразовый комплект контурных карт в Литве надо выложить не менее 27 литов, за обязательные рабочие тетради также одноразового пользования – 10 -30 литов, за учебники и сборники текстов (хрестоматии) – от 40 литов и выше.

 

«Я должна стремглав бежать сюда в день зарплаты, весьма скромной по нынешним временам, – рассказывает мама вильнюсской двенадцатиклассницы, – потому что сначала надо купить дочери обязательные пособия и учебники к выпускным экзаменам, а уж потом рассчитывать остальной бюджет семьи. Меньше 70, а то и 100 литов ежемесячно в этом учебном году нам ещё платить не приходилось».

 

Стоп, читатель. Честно себе признаемся: любые, даже самые хорошие учебники рассчитаны отнюдь не на века. Это все-таки товар, так сказать, временного, а то и откровенно одноразового употребления – как журналы или бутерброды. Но даже «долгоиграющую» учебную литературу – пособия по изучению иностранных языков, к примеру, – в разумных странах с разумным подходом к процессу и стоимости обучения преподаватели легко делят на части, копируют и раздают учащимся для работы совершенно бесплатно или за весьма символическую цену. Так практику приходилось видеть в школах Израиля, Канады, Швеции, Италии…

 

И почему у нас те же контурные карты или рабочие тетради нельзя размножить на школьном ксероксе (одна лист стоит нынче в салонах Вильнюса от 8 до 15 центов) – непонятно. Впрочем, ошибаюсь – вполне понятно. Страничка с издательскими данными даже самого скромного литовского учебного пособия заканчивается стандартной фразой о том, что любое копирование и использование его содержания целиком или частично строжайше запрещено и охраняется авторским правом. В общем, опять наши законы стеной стоят на страже интересов монополистов, а не рядовых школьников и их родителей. А если учесть, что заказы на издание учебников, а затем их обязательное использование в школах Литвы исходят из одного и того же ведомства – Министерства просвещения и науки, возникают догадки, что и это государственное учреждение каким-то образом заинтересовано в организации бесперебойного «доильного процесса» родительских кошельков.

 

Опытный – с двадцатилетним стажем – литовский издатель нескольких солидных иллюстрированных журналов говорит с возмущением: «Только что купил для сына-семиклассника вторую часть учебника по физике. Его себестоимость, на мой взгляд, от силы пару литов, а выложить пришлось все 45! С таким доходным промыслом может соперничать только торговля наркотиками».

 

В общем, когда мы сами или знающий специалист «раскрывают нам глаза» на особенности литовского ценообразования в любой сфере жизни, у нас есть все основания сравнить степень национальной жадности если не с каннибализмом, то с откровенным экономическим геноцидом. Которому сверху, от имени нашего с вами демократического европейского государства, пока никто не ставит, да и не собирается ставить никаких пределов.

Exit mobile version