«Основной ресурс, подпитывающий развитие экономики РФ, в скором времени исчезнет»
Михаил Леонтьев
Известный экономист, автор термина «БРИК» Джим О’Нил заявил о том, что он «по-прежнему оптимистично» смотрит на перспективы России. По его словам, если российским властям удастся переломить негативные тенденции в области демографии, в таком случае «радикально улучшатся» и экономические перспективы страны. В частности, по мнению эксперта, по показателю ВВП Россия может к 2050 году обойти Германию.
Должно в корне измениться содержание всей экономической политики
Подобные комплиментарные высказывания, безусловно, не могут не радовать российскую аудиторию. Лично я тоже верю в то, что наша экономика может быть больше немецкой. Другое дело, что для этого должны быть созданы некоторые предпосылки, которых сейчас просто не существует. В частности, мы должны реализовать идею единого экономического пространства, причем в нем, безусловно, должна принимать участие и Украина. Кроме того, должно в корне измениться содержание всей экономической политики. Речь идет о стратегии массированной реиндустриализации при первоочередной ориентации на внутренний рынок. Отсюда вытекает необходимость осуществлять импортозамещение, а также сокращать долю (размер сокращать не обязательно) экспорта и импорта. В первую очередь это касается экспорта углеводородов.
Я уверен, что Джим О’Нил в своем прогнозе не учитывал возможность грядущего обвала цен на углеводороды, притом, что это событие находится во временном промежутке гораздо более близком, чем временные масштабы его прогнозов. Для этого даже не обязательно рассматривать сценарий геополитических и экономических катастроф. Это вообще отдельная история – здесь вообще трудно что-либо прогнозировать. Речь идет о некатастрофическом сценарии развития человечества. В общем, я могу согласиться с данным прогнозом как с одним из вариантов, хотя я пока не вижу возможности его реализации. По крайней мере, тенденции к этому нет, потому что основной ресурс, который подпитывает развитие нашей экономики, в среднесрочной перспективе исчезнет. Он, конечно, не полностью обнулится, но сократится капитально.
Мне не интересно, чтобы страна развивалась в рамках сложившейся сырьевой модели
С другой стороны, прогнозы строятся не исходя из ожидания резкой перемены, а в качестве экстраполяции действующих тенденций. Если вы ограничиваете действующие перспективы по разным возможным вариантам, то в рамках таких прогнозов ничего подобного из того, что описывает г-н О’Нил, к сожалению, быть не может, а может быть, и к счастью. Потому что мне не интересно, чтобы страна развивалась в рамках сложившейся сырьевой модели. Меня это никоим образом не радует. По словам западного аналитика, «национальная техническая политика в России – одна из лучших в мире», и к тому же она опирается на «природную интеллектуальную одаренность» населения и высокий уровень образования. Честно говоря, я не совсем понимаю, что он имеет в виду под «национальной технической политикой», потому что трудно спорить с тем, что у тех же США национальная техническая политика намного лучше. То же самое касается Германии.
Если же говорить о странах БРИК, то Россия действительно обладает здесь гораздо большими компетенциями в высокотехнологичных отраслях. Хотя тот же Китай производит гораздо больше компонентов для микроэлектроники. Но если говорить об общей научной или технологической компетенции, то мы, конечно, страна другого уровня по сравнению с теми же Китаем, Индией или Бразилией. Я не могу сказать, что наша национальная техническая политика полностью провальная. Скорее ей без году неделя, потому что до этого у нас была затухающая инерция. Конечно, у нас осталась неплохая технологическая база в виде российского ВПК. Сравнимый по технологическому уровню комплекс есть только у США.