Site icon ИА Русские новости

Оппозиция и «ЕдРо» сошлись в битве на Волге

Оппозиция и «ЕдРо» сошлись в битве на Волге


Выборы мэра в Ярославле – лакмусовая бумажка для будущих губернаторских выборов


Страну снова будоражат выборные страсти. Правда, основная борьба между властью и оппозицией предсказуемо сместилась в провинцию. До недавнего времени центром этой борьбы была Астрахань, где команда проигравшего кандидата в мэры справедливоросса Олега Шеина в знак протеста против несправедливых, по мнению многих горожан, выборов объявила голодовку. Сегодня общественное внимание сосредоточено на выборах в Ярославле.


Именно здесь независимый кандидат Евгений Урлашов имеет хорошие шансы выиграть у единоросса Якова Якушева во втором туре, который состоится в ближайшее воскресенье. Якушев, набрал в первом туре более 27% голосов, тогда как его противник Евгений Урлашов – 40%.


Члена «Единой России» Якушева, который, впрочем, старается не афишировать своей связи с партией власти (на выборах в Госдуму у «Единой России» в Ярославской области был худший по стране результат – 29%) и позиционирует себя, как самовыдвиженца, поддерживают губернатор Ярославской области Сергей Вахруков и пока ещё действующий мэр Ярославля Виктор Волончунас.


За его соперника Евгения Урлашова подписались региональные отделения большинства оппозиционных партий: «Яблока», «Справедливой России», КПРФ, «Патриотов России». Кроме того, по некоторым данным, Урлашову помогает вести предвыборные баталии экс-кандидат в президенты Михаил Прохоров. Исключение составляет ЛДПР, которая выставила в первом туре своего кандидата Алексея Молодцова, но после того, как он набрал 5% голосов, решила никого не поддерживать.


Борьба за пост мэра областного центра приобрела такой размах и остроту, что противники Якушева намерены обратиться к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию. Как пишет «Коммерсант», представители оппозиции заявляют, что ценой подкупа избирателей, административного давления и черного пиара исполнительная власть кует победу бизнесмену Якушеву.


Тем временем, город готовится к нашествию наблюдателей. Около 400 человек должно подъехать из Твери. Еще около 200 – из Москвы. 150 наблюдателей обещался рекрутировать Михаил Прохоров. Полсотни выставит общественная организация «Демвыбор». На месте уже организована группа из 80 наблюдателей ассоциации «Голос».


Выборы в Ярославле важны ещё и потому, что они станут своего рода лакмусовой бумажкой для ожидающей с осени страну череды выборов губернаторов.


Согласно докладу «Индексы избираемости глав субъектов РФ», подготовленному экспертной группой совместно с журналом «Политические технологии», в честной борьбе 20 из ныне действующих губернаторов практически не имеют шансов на переизбрание. И лишь 14-и из них «гарантирован» новый губернаторский срок. А двое, по мнению экспертов, будут избраны при любых условиях. Это – Рамзан Кадыров и Аман Тулеев.


О том, насколько показательна ситуация в Ярославле и что она может означать для губернаторских выборов, рассуждает известный политолог Дмитрий Орешкин:



– Ситуация в Ярославле довольно симптоматична. В Астрахани мы наблюдали нечто похожее. Ставленник «Единой России» победил там лишь за счёт подтасовки голосов. Поэтому команда справедливоросса Шеина голодает, и неизвестно ещё, чем всё это кончится.


В других городах тоже накапливается раздражение против «Единой России». В провинции это связано с тем, что с «ЕдРом» связывают избыточную централизацию. А регионы сегодня хотят большей самостоятельности. Люди на местах хотели бы иметь больше прав, более свободно распоряжаться региональными доходами. И это правильно, потому что именно в этом случае у них появляется стимул развивать бизнес, создавать новые рабочие места. Если же всё отбирает Москва, в провинции возникает вопрос: зачем надрываться?


Политика централизации утомила региональные элиты. Они с удовольствием прокатывают «Единую Россию». Причем единодушно. И коммунисты, и справедливороссы, и праволибералы объединяются для победы над партией власти. Это вполне естественный ответ Путину на его строительство властной вертикали. Сначала эта вертикаль всех объединяла. Она пользовалась поддержкой левых, потому что Путин боролся с олигархами. Правых – потому что Путин провозглашал себя последователем Ельцина и декларировал приверженность либеральным ценностям. Националисты поддерживали Путина за то, что он подавил сепаратизм в Чечне. Ветер со всех векторов политического движения дул ему в спину. А сейчас это время кончилось. Путину приходится отвечать за всё: за то, что мало хороших дорог, плохо с пенсиями, Россия не поднялась с колен так высоко, как многие ждали. Путин за счёт личностных качеств при этом всё-таки находится в лучшем положении, чем его партия. «Единая Россия», которая всегда сияла отражённым светом от Путина, вызывает всё большее раздражение.


С другой стороны, мы видим, как возросла активность наблюдателей на выборах. Граждане вдруг проснулись, для них уже не всё равно, что сделают с их голосами. И этот всплеск гражданской активности тоже связан с недовольством партией власти. Недовольны как элитные группы, так и население. Региональная элита, как я говорил, протестует против излишнего усиления централизации, а людям просто хочется перемен. Поэтому они голосуют против того, что для них олицетворяет современное положение в стране.


«СП»: – Можно ли сейчас назвать какие-то регионы, где во время предстоящих губернаторских выборов, победит кандидат от оппозиции?


– Я бы сейчас не рискнул давать серьёзные прогнозы. Ситуация очень быстро меняется. Имеет место эффект домино. Если страна увидит, что можно «завалить» какого-нибудь мэра или губернатора от власти, тут же элиты из других регионов приободрятся и попытаются сделать тоже самое. Очень велика сила примера, они все смотрят друг на друга. Теоретические рассуждения для них малоинтересны. Вот, например, они смотрят, забодает ли в Астрахани Шеин единоросса Михаила Столярова. Если да – многие подумают, что и им есть смысл что-то подобное предпринять. Прецедент играет очень большую роль. Расклад на выборах в конкретных регионах можно было бы прогнозировать, исходя из объективных показателей. Возьмём, к примеру, Калужскую область. Вроде бы, развитие региона идёт относительно неплохо. И с экономикой дела получше, чем везде в России, и менеджмент неплохой. А может получиться, что именно из-за того, что там люди живут лучше, чем везде, они захотят перемен.


В Чечне, например, плохо, безработица высокая, но люди голосуют за власть, потому что боятся нестабильности и новой войны. А там, где идёт развитие, появляются новые группы интересов, люди начинают требовать ещё большего, и в самом прогрессивном регионе власть могут ждать самые большие неприятности.


В конечном счёте, очень многое зависит от субъективных факторов. Насколько силён оппозиционный кандидат в губернаторы, насколько он готов действовать на грани фола, как в Астрахани? Сколько раздражения накопилось у населения? Поэтому говорить, что там, где развитие региона идёт из рук вон плохо, обязательно выберут оппозиционного губернатора, я бы не стал.


«СП»: – В Ярославле претендента на пост мэра от «Единой России» поддержал губернатор Ярославской области. Но судя по итогам первого тура, больше шансов победить у его противника. Если оппозиционер победит, вполне может возникнуть конфронтация между губернатором и мэром в Ярославле. Насколько вероятно, что такая ситуация повторится во всероссийском масштабе после массового переизбрания губернаторов, и каковы будут её последствия?


– Если речь идёт о демократии, ситуация противостояния мэра областного города и губернатора неизбежно должна возникать. Элиты областных городов по определению будут конфликтовать с областными. По одной простой причине – областной город всегда является главным источником налоговых поступлений в данном конкретном субъекте федерации. В нём, как правило, сконцентрировано производство, более развит малый бизнес и сами жители отличаются большей квалификацией. А губернатор отвечает за всю территорию области, которая очень часто находится в упадке. Там мало производства, а в сельской местности – много пожилого или низкоквалифицированного населения. Поэтому губернатору, даже если он не вор, надо вырвать деньги из областного центра и размазать по территории. А городская элита, (если мы опять же отставим в сторону вопрос воровства), хочет оставить деньги себе для развития города. Горожане хотят построить себе новую поликлинику или даже стадион, и чувствуют, что имеют на это право, так как налоги взимаются с их доходов.


Поэтому у губернатора сложная задача. С одной стороны, он отвечает перед центром за благополучие, стабильность, «правильное» голосование. А топнуть ногой на избранного мэра он не может. Это была обычная ситуация 90-х годов. Поэтому власть и пыталась встроить мэров в вертикаль, сделать их подчинёнными.


Когда во властную вертикаль вклинивается выборная ситуация, как сейчас – вертикаль расползается. И поэтому сегодня перед Путиным стоит дилемма – или убирать выборы и назначать сити-менеджеров, секретаря горкома, по-советски говоря, или менять сам стиль управления страной. Губернаторам в свою очередь придётся быть гибче, им надо договариваться с областным городом, с региональным бизнесом, и главное – с Москвой.


Что касается выборов в Ярославле, я думаю, там победит оппозиционер. Потому что там собирают огромное количество наблюдателей, к ситуации в городе привлечено внимание всей страны.


В 90-е годы представители действующей власти во втором туре выигрывали в одном случае из четырёх. Хотя бы потому, что против действующей власти объединяется во втором туре электорат всех оппозиционеров. А губернатору, не сумевшему победить в первом туре, поддержку черпать неоткуда. Он все свои ресурсы бросил в бой уже в первом туре. Вот и в Ярославле такая же ситуация. Ставленнику партии власти вряд ли что поможет, разве что чудовищные фальсификации и насилие над общественным мнением. Но, повторяю, при нынешней ситуации в Ярославле, это не прокатит. Соответственно, остаётся только сочувствовать губернатору Ярославской области.








О том, что ситуация в Ярославле накалена до предела, ясно из последних сообщений. Как сообщил 30 марта сайт газеты «Коммерсант», в штабе Евгения Урлашова проводится выемка документов. Журналистам сказали, что ОБЭП изымает всю документацию, в том числе финансовую. Это мотивируют проверкой Уршалова на причастность к выпуску экстремистской газеты, она начала распространяться в Ярославле 30 марта.

Exit mobile version