Site icon ИА Русские новости

Охота на “кротов”. Часть 1. Как российские спецслужбы вычисляют предателей

Говорят, в Лондоне сегодня выходцев из бывшего СССР уже немногим меньше, чем коренных англосаксов. Недвижимость там охотно покупают все, кто сколотил капиталец за годы демократии и рыночной экономики. Впрочем, есть и еще одна категория свеже-испеченных лондонцев: бывшие сотрудники российских спецслужб, попросившие у англичан политического убежища.

Операция “Ликвидация”

Традиция сбегать от возмездия в Англию появилась еще в тридцатые годы. Правда, насладиться в полной мере прелестями Туманного Альбиона удавалось далеко не всем. Чтобы жизнь за границей не казалась предателям сладкой, в структуре советских органов госбезопасности было создано специальное подразделение: так называемая спецгруппа ликвидаторов под руководством Якова Серебрянского и Наума Эйтингона. Задача группы была сформулирована предельно четко: приводить в исполнение приговоры советского суда, даже если обвиняемые скрываются за кордоном. Работали ликвидаторы виртуозно и, как сказали бы сегодня, креативно. Одного изменника – бывшего сотрудника военной разведки Владимира Нестеровича – ликвидаторы отравили в кафе в немецком городке Майнц. Другого – секретного сотрудника ОГПУ Аркадия Биргера – сбросили с Эйфелевой башни.

Несколько лет подряд люди Серебрянского охотились за нелегальным резидентом НКВД в Голландии Вальтером Кривицким. Именно он незадолго до войны объявил о своем желании остаться на Западе и выдал английской разведке несколько советских нелегалов, в том числе и Кима Филби, работавшего в то время под журналистским прикрытием в Испании. От ареста и провала Филби тогда спасло только то, что Кривицкий не знал его имени. Поэтому сообщил англичанам лишь о том, что в Испании на Советский Союз работает молодой английский журналист. Возмездие настигло предателя во время его поездки в США. 10 февраля 1941 года труп Кривицкого с дырками в черепе был обнаружен в гостиничном номере в Вашингтоне.

В конце 1930-х спецагенты НКВД ликвидировали еще одного известного перебежчика – Игнатия Порецкого. Несколько лет Порецкий жил в Европе и активно работал на советскую разведку. А в 1937 году объявил о своем решении порвать с НКВД. Москва отреагировала молниеносно, и в Париж, где тогда находился Порецкий, отправилась группа ликвидации. Правда, сразу устранить Порецкого не удалось: тот уехал из Парижа в неизвестном направлении. Несколько месяцев за ним охотились по всей Европе. Наконец, предателя и его супругу расстреляли в упор в Швейцарии.

После войны излюбленным методом ликвидации изменников Родины стали умело подстроенные автомобильные катастрофы. Именно так, например, в 1964 году был устранен сотрудник внешней разведки КГБ СССР подполковник Рейно Хейханен по кличке Вик, сдавший иностранным спецслужбам несколько ценнейших советских агентов.

А потом настали вожделенные демократические времена. Одним из первых указов президента Ельцина стала амнистия всем предателям и изменникам, которые были осуждены советскими судами или приговорены заочно. Узнав об этом, перебежчики вздохнули с облегчением. Сегодня эти господа чувствуют себя в полной безопасности, многие неплохо устроились в Англии и даже считаются в глазах британских обывателей героическими борцами с тоталитарным советским режимом. Вот имена некоторых из этих “героев”.

Тегеран-82

С 1982 года в Лондоне проживает бывший сотрудник внешней разведки майор Владимир Кузичкин. До этого пять лет Кузичкин работал в качестве разведчика-нелегала в Тегеране. В один прекрасный день из сейфа Кузичкина в помещении резидентуры исчезли секретные документы. Положение осложнялось тем, что буквально на следующий день в Тегеран должна была приехать комиссия Первого главного управления КГБ СССР с проверкой.

Испугавшись ответственности, Кузичкин не придумал ничего лучшего, как пробраться в британское посольство и попросить убежища. Англичане согласились, но взамен потребовали сдать им всех секретных агентов, работавших в Иране на СССР. А надо сказать, в то время у Советского Союза в Иране существовала разветвленная сеть агентуры, тесно связанная с политической партией Тудэ. Кузичкин об этом хорошо знал. Вскоре после его бегства в Британию об этом узнали и английские спецслужбы. В результате КГБ лишился мощной агентурной сети в одной из крупнейших стран Ближнего Востока.

За такие “подвиги” Кузичкина на Родине приговорили к расстрелу. По некоторым сведениям, чтобы привести в силу приговор суда, в Англию отправились специально обученные люди. Но каким-то чудом Кузичкину удалось избежать возмездия. А потом сердобольный Ельцин своим указом простил всех перебежчиков, и Кузичкин спокойно зажил на Британских островах и даже занялся сочинительством. В начале 1990-х вышла его книга воспоминаний о службе в нелегальной разведке КГБ. Впрочем, книжку никто не заметил и она не принесла ее автору ни славы, ни денег.

“Половой вопрос” довел до измены

А вот творения другого перебежчика – Владимира Резуна, напротив, печатаются в Англии и в других странах гигантскими тиражами. В Англию сотрудник швейцарской резидентуры ГРУ капитан Владимир Резун сбежал 8 июня 1978 года. А через некоторое время на Западе одна за другой стали выходить сенсационные книги о советском прошлом за подписью “Виктор Суворов”.

В одном из наиболее ярких своих литературных творений – повести “Аквариум” – Резун настойчиво проводит следующую мысль: в советской стратегической разведке все сотрудники, дескать, делились на две неравные группы. Одна группа – это те, кто приносит в клюве ценную информацию, почерпнутую у завербованных ими агентов. Вторая группа – все остальные. Первые – это элита, волки разведки. Они сами себе хозяева, они планируют сложнейшие многоходовые операции, им многое прощается, ибо жизнь и деятельность “Аквариума” построена по принципу “победителей не судят”. Резун открыто восторгается ими, вся его книга – это гимн матерым разведчикам, добывающим вражеские секреты. Удел остальных – всячески им помогать и содействовать.

Так вот, в реальной жизни Резун как раз из тех, кто содействовал элите. Его официальная “крыша” – постоянное представительство России в ООН в Женеве, где он числился каким-то третьестепенным клерком. В швейцарской резидентуре ГРУ, то есть на своей главной работе, Резун тоже был на подхвате. Ничем особым себя не проявил, ценного агента не завербовал, вражеских секретов в клюве не принес. Но, вероятно, очень этого хотел, поэтому и снюхался с секретным сотрудником английской разведки СИС в надежде с его помощью выйти на интересные источники информации. Однако англичанин оказался хитрее, и вскоре сам Резун попался на удочку. В “Аквариуме”, книге во многом автобиографичной, Владимир Богданович объясняет причины своего провала и, как следствие, побега на Запад тем, что оказался не в нужном месте не в нужный час и стал, таким образом, неугодным начальству. Его приказали убрать, и Резун, спасая свою жизнь, вынужден был сбежать в Англию.

Однако у тех, кто хорошо знал Резуна по работе в ГРУ, есть другое объяснение причины предательства. Дело в том, что Резун проявлял, мягко говоря, повышенный интерес к лицам мужского пола. На этой почве он и сошелся с каким-то иностранцем. Иностранца, как потом выяснилось, Резуну умело подставили англичане. Британцы всегда были большими мастерами на такие фокусы и активно практиковали “половые методы” в работе со своими агентами. Подцепив Резуна на крючок, британские разведчики начали его шантажировать. Это сейчас на такие “слабости”, как нетрадиционная сексуальная ориентация, смотрят сквозь пальцы и даже находят извращенцам массу оправданий. А в “тоталитарном” СССР эти “слабости” считались преступлением и карались по соответствующей статье Уголовного кодекса. Так что, спутавшись с иностранным гомиком, Резун совершил уголовное преступление, что означало не только конец его зарубежной командировке, но и реальный срок. Пришлось просить политического убежища в Англии. Там всегда находили и продолжают находить приют всякого рода аферисты, которым на родине светят тюремные нары. Вот и Резуна приютили…

Толку от него как от разведчика не было никакого, ибо к серьезным секретам Резун отношения не имел. Зато его хлесткое перо сослужило западной пропаганде хорошую службу. Попав на Запад, Резун быстро смекнул, какие книжки интересуют его новых хозяев, и начал писать их со скоростью света. Его концепция начала Второй мировой войны (точнее, не его, а умело им переработанная и обильно снабженная “доказательствами”) сыграла роль тяжелой артиллерии на фронтах информационной войны, которую англосаксы вели против Советского Союза.

Заслуженный пенсионер Королевства

Последние четверть века в пригороде Лондона спокойно проживает еще один “писатель” – бывший полковник ГРУ Олег Гордиевский. Как и Резун, Гордиевский строчит книжки и статьи по истории советских спецслужб, регулярно “разоблачает” происки ФСБ и ежемесячно получает приличную пенсию от правительства Ее Величества. В 2007 году за выдающийся вклад в укрепление безопасности Британии (!) Олег Гордиевский был награжден орденом Святого Михаила и Святого Георгия – одной из высших наград Великобритании. Орден Гордиевскому вручала королева Елизавета Вторая, а поздравить с высокой наградой приезжала Маргарет Тэтчер.

Какой же вклад внес бывший советский полковник в укрепление безопасности Британской империи?

По имеющимся данным, с англичанами Гордиевский снюхался в середине 1970-х годов во время работы в Копенгагене под крышей советского посольства. Деловые отношения переросли в тесную дружбу, когда в 1982 году Гордиевский получил долгожданное назначение в Лондон.

В поле зрения контрразведки Гордиевский попал в конце 1984 года.

Сопоставив некоторые факты, в КГБ пришли к выводу, что именно Гордиевский был причастен к провалу нескольких особо ценных советских агентов. В мае 1985 года Гордиевского вызвали в Москву, мотивировав это необходимостью подробного инструктажа перед вступлением в должность резидента. Однако на деле готовился арест изменника. Каким-то образом Гордиевский пронюхал, что в Англию он больше не вернется, а поедет в лучшем случае на лесоповал. Вероятно, о нависшей опасности его предупредили друзья из английской разведки МИ-6, с которыми тот активно дружил. В общем, не дожидаясь ареста, Гордиевский по приезде в Москву ушел в глубокое подполье и несколько недель скрывался от “наружки” КГБ. Нелегально, меняя машины и поезда, изменник добрался до границы с Финляндией, где его поджидали английские разведчики, работавшие в СССР под дипломатическим прикрытием. Они-то и перевезли Гордиевского через КПП в багажнике дипломатической машины. Так изменник оказался сначала в Финляндии, а затем в Лондоне, где и проживает по сей день.

От сумы и от тюрьмы не зарекайся

Первые контакты с англичанами сотрудника 8-го Главного управления КГБ СССР лейтенанта Виктора Макарова относятся к 1985 году. После многократных попыток ему удалось выйти на представителей СИС и предложить свои услуги. Однако советская контр-разведка не дремала: пока англичане проверяли по своим каналам искренность намерений Макарова, его арестовали. Оказалось, что в поле зрения контрразведки Макаров попал за три года до этого, когда пытался продать одной из западных спецслужб секретные документы. Действовал тогда Макаров осторожно, через посредника, поэтому и сумел избежать ареста. Но под пристальное внимание контрразведчиков все же попал. И когда предприимчивый лейтенант снова попытался установить контакты с иностранной разведкой, он был тут же арестован.

Поскольку никаких секретов Макаров передать не успел, его приговорили всего к десяти годам тюрьмы. Но и этого срока он не отсидел: подоспел знаменитый ельцинский указ об амнистии. Макарова освободили, и он тут же эмигрировал в Англию. Правда, хорошо устроиться ему, в отличие от более удачливых беглецов, не удалось. Долгое время он болтался без работы, потом устроился садовником с весьма скромным жалованьем. Все это время Макаров активно добивался от своих британских “друзей” из СИС более или менее приличной пенсии. “Друзья”, которым Макаров стал ненужным, находили тысячу причин, чтобы не платить. В результате Макаров заболел психическим расстройством и угодил в лечебницу. По некоторым сведениям, там он и пребывает до сих пор.

А вот бывшему майору внешней разведки Михаилу Буткову “повезло”: после бегства в Англию ему назначили пенсию в размере 14 тысяч фунтов стерлингов.

О Буткове известно немногое. В начале 1990-х годов он работал в норвежской резидентуре КГБ и одновременно сливал англичанам секретную информацию. А когда “крота” вычислила российская контр-разведка, попросил убежища в Англии. Просьбу тут же удовлетворили: видно, англичане посчитали Буткова особо ценным агентом. Так Бутков с женой обосновались на Британских островах. Правда, тюрьма от изменника все равно не ушла. В середине 1990-х Бутков решил подзаработать на ниве коммерции. Вместе с женой он открыл туристическую фирму, наобещал клиентам золотые горы, собрал деньги и исчез. Его нашли, арестовали и приговорили к трем годам британской тюрьмы. Чем изменник занимается сейчас – неизвестно.

В коммерцию активно ударился и другой перебежчик – Вячеслав Антонов. В органы госбезопасности Антонов пришел уже на закате советской власти, в 1990 году. Вскоре его, молодого, перспективного лейтенанта, отправили в командировку в Финляндию. Начало 1990-х, как известно, было временем стремительной коммерциализации всех сторон нашей жизни. Антонов чутко уловил новые веяния и решил совмещать свои обязанности офицера разведки с частным предпринимательством. С этой целью, не поставив никого в известность, он зарегистрировал фирму, набрал кредитов в банках и возо-мнил себя крутым бизнесменом. Однако быстро прогорел и влез в долги. Поскольку кредиторы все настойчивее требовали вернуть должок и угрожали судебными разборками, Антонов обратился за помощью к сотрудникам английской разведки.

А вскоре неудачливый предприниматель исчез. Почти год о нем не было никаких известий. И только в конце 1995 года Антонов с женой объявились в Лондоне. Говорят, в обмен на погашение англичанами его долгов бывший лейтенант сдал всех известных ему российских разведчиков, работавших в Хельсинки под дипломатическим прикрытием.

(Продолжение)

Exit mobile version