Православные священнослужители рассказали о том, как следует одеваться христианину
“Установленной “формы одежды” в Церкви нет. Христианка-индианка придет в церковь в сари, а христианка-японка – в кимоно. У нас женщины обычно надевают платье и платок. Одежда должна быть скромной, не привлекать особого внимания – вот и весь критерий”, – сказал в интервью сайту Regions.ru клирик храма иконы Божией Матери “Живоносный источник” в Царицыне протоиерей Александр Лаврин, отвечая на вопрос издания, должна ли Церковь предписывать человеку, как ему одеваться.
“Одежду нам диктует не устав, а традиция” подчеркнул священник. При этом пастырь справедливо добавил, что “спорят об одежде, как правило, те, кто еще за оградой Церкви. Когда церковная жизнь для человека становится органичной, этот вопрос просто снимается”.
В свою очередь настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов отметил, что правила благочестия распространяются на женщин и на мужчин в одинаковой мере. “Если неправильно приходить в храм в мини-юбке и прозрачной майке, то так же неправильно приходить в шортах и с голым торсом”, – сказал он.
“Общее правило насчет одежды можно сформулировать так: нужно одеваться таким образом, чтобы не соблазнить собой окружающих. Это “не соблазнить” имеет расширение в две стороны: с одной стороны, не соблазнить вызывающе-модной одеждой, слишком экстравагантной или слишком непристойной, что не пристало православному человеку вообще, не только в храме, – а с другой стороны, не нужно одеваться таким образом, чтобы выглядеть нарочито-благочестиво: это фарисейство”, – сказал отец Максим.
“Золотая середина, чувство меры нужны и здесь. И юбка выше пупка, и юбка, подметающая мостовую равно нехороши, как и обтягивающие джинсы или поддевка и смазные сапоги – не то под XIX, не то под XVII в. – для молодого человека. “Ничего слишком” – вот принцип, приложимый и к одежде”, – считает священник.
Директор традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак заметил, что в разные эпохи представление о том, как человек (особенно женщина, на одежду которой всегда обращают больше внимания) должен одеваться, разное. “Так, в XIX в. ни одна женщина не надела бы брюки, а сейчас это повсеместное явление, что свидетельствует, в частности, о том, что женщина стремится во всем уподобиться мужчине”, – добавил он.
“И внешний вид, одежда обычно соотносятся с внутренним миром человека. Так, человек внутренне спокойный и гармоничный не сделает прическу в стиле “панк”, не оденется фривольно или экстравагантно. Его одежда будет естественной и не вычурной”, – считает священник.
“В церковь идут не наряды демонстрировать, а каяться и молиться. Сам человек это должен понимать. Разумеется, для тех, кто пришел в храм первый раз, простительно незнание определенных правил. Со временем должен стать понятен и смысл, и естественность существующих предписаний, которые совсем не запрещают человеку быть красивым, – для чего, впрочем, не обязательно гнаться за модой”, – заключил отец Андрей.
Вопрос об одежде давно обсуждается и не теряет злободневности, заявил заместитель главного редактора Издательского совета Московской Патриархии протоиерей Валентин Тимаков. “Мне он кажется принципиальным. Православная Церковь придерживается сдержанной, достаточно строгой, – если хотите, классической, – традиции в понимании образа человека, его внешнего вида, скромности и красоты в их подлинном виде, а не показном”, – сказал священник.
“Православная Церковь считает, что должен соблюдаться определенный уклад и канон, опирающийся в первую очередь на текст Св. Писания, предписывающий строгое различение мужской и женской одежды, а также указывающий, что женщина должна покрывать голову. Отменять предписанное Писанием мы не можем. Я считаю, что соблюдение этого канона оправдано и целесообразно”, – сказал отец Валентин. “Конечно, нужно учитывать и разницу в ментальности разных эпох, и практические, бытовые реалии, от которых скрыться невозможно. Тем не менее, призывать к соблюдению традиции следует”, – добавил он.
“Одежда ни в коем случае не должна нарушать приличий. Ведь современная мода часто сознательно противоречит сложившимся нравственным нормам, навязывая вызывающие одежды. Это для верующего неприемлемо”, – сказал пастырь. “Церковь отстаивает классический образец красоты – красоты духовной, поэтому ее и обвиняют в отсталости. Внешний же вид человека, приходящего в церковь, должен соответствовать духу Церкви. Безусловно, надо проявлять снисхождение к тем, кто традицию нарушает по незнанию или в силу каких-то обстоятельств. Но зачем это делать сознательно и систематически? Есть и другая крайность – выпячивание в одежде и внешнем облике ложно понятого аскетизма, что, в свою очередь, просто глупость и бескультурье”, – заключил отец Валентин.