Обвал с перспективой
В то время, как в РФ повсеместно растут цены в магазинах и на рынках, неожиданно выяснилось, что в стране есть рынок, цены на котором снижаются, да еще как – начиная с середины мая упали наполовину. Этот рынок – фондовый. День самого крупного снижения цен, 16 сентября, эксперты уже окрестили “чёрным вторником”, поскольку ничего подобного не наблюдалось со времён дефолта 1998-го года.
По данным официозной статистики розничные цены в первой неделе сентября возросли по сравнению с 1 января на 9,8%. В прошлом году инфляция за аналогичный период составляла 6,8%. Каким образом правительство и центробанк РФ намереваются удержать к концу года уровень инфляции в пределах заявленных 11,8%, никому не известно. Впрочем, есть одно средство –усиленная скупка долларов Центробанком, чем он усиленно и занимается.
Поддержка курса рубля требует расходования крупных средств. Аварийные покупки долларов Центробанком по предлагаемому биржей курсу привели к тому, что непрерывно возраставшие до сих пор золотовалютные резервы РФ снизились за четыре недели с 597, 5 до 573, 6 млрд долларов. Снижение ЗВР на 24 миллиарда за 20 торговых дней – это сопоставимо с суточными тратами центробанка в августе 1998 года, накануне дефолта. и Медведев наперебой уверяют публику, что, мол, внутренние затруднения импортируются к нам с Запада. Однако главные зарубежные фондовые индексы снизились за аналогичный период не наполовину, а на 15%. Иначе говоря, симптомы кризиса нарастают в РФ в три-четыре раза быстрее, чем в остальном мире. К середине минувшего вторника индекс ММВБ понизился на 17,5%, а индекс РТС – на 11,5%. Общее же их падение по сравнению с майским максимумом составило 55% на ММВБ и 54, 5%. на РТС.
У обывателя может возникнуть вопрос: “какое отношение к реальной экономике имеют спекуляции на фондовом рынке? Неужели от этого перестанет качаться газ или добываться уголь? Какое нам дело до кризиса финансового капитализма, когда есть сырьевой и промышленный?” Да, газ пока еще качается и уголь добывается, но следует помнить, что ныне это работа в долг – подобная работе полукрепостного подёнщика. Внешние долги россиянских корпораций приближаются к 500 миллиардов долларов. Долг Газпрома около 60 млрд, долг Роснефти – около 20 млрд. До конца года всем должникам нужно выплатить порядка 50 миллиардов. Взять их неоткуда кроме как перекредитоваться, то есть занять, чтобы расплатиться по старым долгам. Кредит и процент по нему зависит от капитализации, которая стремительно падает. Да и кто сможет сейчас дать в долг, кроме откровенных бандитов? Намедни обнаружилось, что два крупнейших американских банка, занимавшихся подобными грабительскими делами, – “Lehman Brothers” и “Merrill Lynch” – сами обанкротились. Так что, если не “разрулить” ситуацию в ближайшее время, то качать и добывать будет просто некому и не на что.
Сегодня и продавцы, и покупатели на фондовом рынке РФ испытывают дефицит свободных денежных средств – это называется кризис ликвидности. А ведь деньги нужны отнюдь не только для биржевых операций, но и для выплаты долгов и исполнения массы других обязательств. Основная причина тому вполне ясна – капиталы бегут из “энергетической империи”. В результате одни биржевые игроки пытаются обратить акции в деньги, а другие по той же причине не торопятся их покупать. Отсюда и лавинообразное падение цен, а это уже предвестник грядущих корпоративных дефолтов и банкротств.
В РФ наряду с олигархами, владеющими большинством акций, есть и масса мелких держателей. В последние год-два три предприятия с крупным государственным участием провели популистскую кампанию по так называемому “народному IPO” – первичному размещению акций. С благословения Путина бюджетникам и пенсионерам буквально навязывали покупку акций Сбербанка, банка ВТБ и Роснефти чуть ли не в административном порядке. Бабушкам, пришедшим в сберкассу за пенсией, говорили: не возьмёте ли пенсию акциями? Людям внушали, что, раз эти предприятия государственные, не какие-то там МММ, то их деньги попадут в хорошие руки, и гарантия скорых прибылей полная. Теперь же излишнее доверие по отношению к властям разорило массу мелких одураченных “инвесторов”. За время правления “сладкой парочки” акции Роснефти упали на 54%, Сбербанка – на 61%, ВТБ – на 69%.
Ко всему прочему падение биржевых котировок неминуемо обернётся еще большим ускорением инфляции. Ясно видно, что всплеск инфляции неравномерен и бьёт избирательно по разным слоям населения. Быстрее всего растут цены для самых бедных, для тех, кто вынужден ограничивать своё потребление минимальным потребительским набором, или, проще говоря, жить впроголодь. Меж тем, президент Медведев с благостным видом продолжает высказывать оптимистичные оценки и прогнозы состояния экономики РФ, рассказывая между делом о своих “небогатых” знакомых, защищающих свои скромные сбережения от инфляции путём покупки квартир. Сегодня он заявляет, что всё в экономике нормально, а значит и фондовый рынок скоро восстановится. Но рынок покупает и продает не текущее состояние вещей, а будущее. Инвестор, покупая, рассчитывает на будущий рост, так что россиянский фондовый рынок продает не “сегодня” и не “вчера” экономики РФ, а её катастрофическое “завтра”.