Обнародована предположительная причина падения ракеты-носителя “Протон-М”
В качестве одной из версий аварии ракеты-носителя “Протон-М” рассматривается дефект пироболта, сообщает Интерфакс. Предварительное изучение обломков ракеты позволяет прийти к заключению, что из-за дефекта одного из пироболтов разделение первой и второй ступеней не произошло вовремя. В результате этого газовые струи двигателей второй ступени, отразившись от блока первой ступени, прожгли кабельную сеть, выведя ее из строя, а двигатели коррекции не сработали из-за короткого замыкания, сообщил “Интерфаксу” источник, близкий к расследованию инцидента.
Если эта версия причин падения ракеты-носителя подтвердится, сказал он, то это станет первым случаем в истории советской и российской космонавтики, когда аварию вызвал дефект пироболта. В ракетах “Протон”, добавил собеседник агентства, используется около 400 пироболтов. Сотни таких же деталей, используемых для разделения ступеней, раскрытия створок головного обтекателя, развертывания антенн и панелей солнечных батарей, были установлены в свое время на других ракетах, запуск которых проходил в штатном режиме.
Он уточнил, что рассматриваются и другие версии аварии ракеты-носителя, а окончательные выводы сделает госкомиссия.
Ракета-носитель “Протон-М” с японским спутником JCSAT-11, стартовавшая рано утром 6 сентября с космодрома Байконур, потерпела аварию на третьей минуте полета. Ее обломки упали в 40 километрах юго-западнее города Джезказгана Карагандинской области республики. По состоянию на 16 сентября, найдены 119 фрагментов упавшей ракеты.
Казахстан готов выставить счет России за неудачный запуск ракеты-носителя. Экспертизы, проведенные на месте падения обломков “Протона-М” выявили в почве превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций гептила, входящего в состав ракетного топлива, сообщает “Время новостей”.
“Сейчас правительственная комиссия ведет свою работу, определяет ущерб”, – рассказал журналистам пресс-секретарь “Роскосмоса” Александр Воробьев. То, что причины неисправности “Протона”, приведшие к катастрофе, пока не определены, из-за чего казахстанская сторона наложила “табу” на полеты тяжелых российских ракет, не мешает подготовке новых стартов на Байконуре. Российские специалисты полагают, что последнее происшествие, как и серия неудач 1999 года, не ставят под сомнение репутацию этого тяжелого носителя. “После полного выяснения причин “Протоны” будут летать”, – уверен г-н Воробьев.