Об изменении планов обороны России и причитаниях о «русской угрозе» в Европе

Об изменении планов обороны России и причитаниях о «русской угрозе» в Европе  


Вчера министр обороны и начальник Генерального штаба представили на утверждение президента План обороны России.


Надо сказать, что планы обороны для различных прогнозируемых угроз национальной безопасности, обновляются регулярно. Но представленный документ является наиболее широким и всеобъемлющим планом, собравшим воедино множество отдельных программ, разработанных для отдельных министерств и ведомств (по словам Сергея Шойгу — сорока девяти). Такого масштабного Плана обороны у нас не было со времён Советского Союза.


Кроме этого, в нём нашли свое отражение поправки в закон «Об обороне», внесённые президентом в октябре прошлого года. Они касаются использования Вооруженных сил за пределами России. Необходимость таких поправок вызвана вовсе не нашим желанием на кого-нибудь напасть — просто создание Евразийского союза и его Коллективных сил оперативного реагирования требует правового регламентирования. Хотя, сочинителям сказок про «агрессивного русского медведя, который только и мечтает на кого-нибудь напасть», эти поправки наверняка прибавили вдохновения.


Вы думаете, таких сказочников мало? Так вот, последнее время их становится всё больше. Недавно польский экс-министр обороны Ромуальд Шереметьев убеждал поляков, что Россия и Белоруссия готовятся к нападению на Польшу. Мол, учения «Запад-2009» — это репетиция была. Бред, конечно. А если бред повторять часто? А если устами разных людей, которые, на первый взгляд, не похожи на клинических душевнобольных? И что вы думаете — повторяют. Сначала министр иностранных дел Польши Родослав Сикорски повторил, что учения четырёхлетней давности были провокационными, а потому Войско Польское должно готовиться к худшему.


А теперь и действующий министр обороны Томаш Семоняк дал интервью «Газете Выборчей», в котором был несколько откровенней других сказочников. Например, он сказал следующее:


— Мы пограничная страна Европейского Союза и НАТО. Из этого следует то, что мы должны уделять больше внимания нуждам обороны. Закончились пацифистские 90-е, когда мы пребывали в ложной уверенности в конце истории, уверенности в том, что вступление в НАТО само по себе обеспечит пребывание в тихой гавани. Происходящее в последнее время свидетельствует о том, что мир изменчив как никогда и времена нынче ненадежные.


То есть смысл заявления такой: надо усиливать военную мощь, поскольку НАТО рассматривает ситуацию в Восточной Европе не с пацифистской позиции и видит Польшу в качестве далеко не «тихой гавани». Вот это уже меньше похоже на сказку. И дальше он вполне откровенно говорит о том, кому именно понадобилось придумывать сказки, хотя и не прямым текстом. Журналист Павел Вронский задает вопрос:


— Министерство национальной обороны хочет закупить ракеты AGM-156 JASSM для истребителей F-16, крылатые ракеты последнего поколения с дальностью действия 370 км, а в самой последней модификации — 800—1000 км. Безумно дорогие. Зачем? Против кого? …После споров о противоракетном щите не станет ли это очередным взрывоопасным моментом в отношениях с Россией?


На это Томаш Семоняк отвечает:


— Что касается России, главную угрозу для себя она видит в противоракетных установках (европейской ветви американской системы ПРО — А.Г.). Закупка ракет AGM является частью программы F-16. Наши самолеты F-16 оснащены различными ракетами, и нет оснований подвергать сомнению планы модернизации этого вооружения.


Для справки. Авиационная крылатая ракета JASSM (AGM-156) предназначена для поражения важных, высокозащищённых стационарных и перемещаемых целей в любых метеоусловиях и в любое время суток, с дистанций вне зоны действия средств ПВО противника. К оборонительным вооружениям её относить невозможно, так как она и разрабатывалась в качестве оружия превентивного (первого) удара, который должен обезоружить противника. Основными носителями ракеты являются стратегические бомбардировщики B-1, B-2, B-52, и только недавно она была адаптирована для тактической авиации.


Зачем Польше такое наступательное оружие? Видимо, затем же, зачем и сказки о нападении на Польшу России и Белоруссии. Без таких сказок очень трудно объяснить собственные приготовления к наступательным действиям. Да и собственные ли? Ведь Томаш Семоняк сказал, что членство в НАТО для Польши теперь не может быть пребыванием в «тихой гавани».


Давайте посмотрим, в качестве чего же рассматривает Польшу НАТО. В этом году в Польше разместится эскадрилья американских F-16. Кроме этого, польские лётчики за прошлый год принимали участие в десяти международных учениях, наибольшее внимание уделяя отработке преодоления средств ПВО и нанесению ударов по наземным целям.


Наиболее масштабными учениями прошлого года, безусловно, являются «Анаконда-2012». В них приняли участие 11,5 тысяч военнослужащих Польши, США и Канады и 2,3 тысячи единиц военной техники, в том числе более 150 танков и бронетранспортёров, 24 самолёта, 30 вертолётов, а также 20 боевых кораблей и судов обеспечения. Впервые в учениях приняла участие 18-я бригада армейской полиции ВС США и Центральная группа психологических операций. Учения являлись оперативно-стратегическими. Задачи учений включали отработку взаимодействия подразделений Войска Польского со структурами НАТО в на Балтийском направлении. В частности, в рамках «Веймарской» боевой тактической группы ЕС, германо-датско-польского армейского корпуса «Северо-Восток», общих органов управления НАТО на Балтике. Учения и охватывали весь Балтийский регион, так как в Латвии одновременно с ними, и по единому замыслу проходили учения ОВС НАТО «Стедфаст пиннакл – 2012» и «Стедфаст пирамид – 2012». То есть НАТО отрабатывало использование группировок войск с польского и прибалтийского плацдармов, против… Против кого бы вы думали?


Давайте посмотрим легенду учений. Противником «Евроленда» выступала коалиция из стран «Бария» и «Монда» — в обеих у власти реакционные правительства, причём, «Бария» — главный экспортёр нефти и газа в «Евроленд». Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что подразумевались Россия и Белоруссия. Естественно, учения были названы  «оборонительными». А предлогом к началу боевых действий, послужили агрессивные действия «Барии» и «Монды» — кто бы сомневался! Тем не менее, отрабатывался разгром этого мифического противника на заданном направлении в ходе контрнаступления и воздушных ударов. Проводились десантные операции. Отрабатывалась борьба с террористическими группами (партизанами), блокирование и досмотр населённых пунктов, работа с гражданским населением.


Вот такие сказочки. Причём в постановке этой «пьесы» на прилегающих к нашим границам подмостках задействованы не актёры театра юного зрителя, а войска НАТО.


Замечу, что российско-белорусские учения в рамках Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ мы стараемся проводить подальше от польских границ — чтобы у сказочников было меньше поводов для сочинительства. Вот и приходится им вспоминать учения 2009 года, чтобы пугать местную ребятню «страшными российско-белорусскими ордами».


Тем не менее, в новом Плане обороны пришлось уделить больше внимания западному направлению. Нельзя же игнорировать усилия соседских «драматургов». Части и подразделения Западного Военного округа (ЗВО), начинают получать новую военную технику в приоритетном порядке. В отличие от группировки сил НАТО, усиливающей свои наступательные возможности, мы делаем ставку на сугубо оборонительные виды вооружений. Например, недавно полковник Андрей Бобрун рассказал журналистам, что в этом году ЗВО получит 16 новых радиолокационных станций («Каста-2Е2», «Небо-М» и «Небо-У», «Сопка», «Оборона»). Уже имеющиеся радиолокационные и радиотехнические средства, будут проходить модернизацию. Особое внимание уделяется переоснащению и подготовке командования ВВС и ПВО (отвечающего за Северо-Западные воздушные рубежи). Проводится большая работа в рамках объединения нашей системы ПВО с белорусской и создания Единой региональной системы противовоздушной обороны. Вообще белорусскую ПВО, Россия серьёзно усиливает: уже переданы четыре из восьми зенитно-ракетных систем С-300ПМУ1, готовятся к поставке несколько батарей усовершенствованной версии ЗРК «Тор-М2».


Собственно, новый, действительно масштабный план обороны, учитывающий в том числе и новые угрозы, — наверняка тоже станет поводом попугать европейских детишек «русским медведем». В нём задействованы министерства и ведомства, не имеющие прямого отношения к Вооружённым силам — значит, можно будет порассуждать о «тотальной милитаризации России» или «подготовке к большой войне». Вот и начальник генерального штаба Валерий Герасимов, накануне представления плана заявил, что «крупномасштабную войну никто не отрицает, и о неготовности к ней речи быть никакой не может». Что же, действительно готовимся?


Ну, в общем — да, готовимся.


Но, может быть наш Генштаб тоже немного «сочиняет небылицы» допуская возможность крупномасштабной войны? Ничуть. Только это не значит, что большая война непременно начнётся с минуты на минуту. Это значит, что в нашем мире всё возможно. Возможность крупномасштабной войны прогнозы военных угроз перестали исключать с начала 2000-х годов. Текущие прогнозы оперируют очевидным фактом: все конфликты последнего времени разворачиваются от локальных (с малой интенсивностью боевых действий) к масштабным, постепенно вовлекающим сопредельные страны и в конечном итоге приводящим к вмешательству «мирового сообщества» (естественно, в лице НАТО). Любой, даже сугубо внутренний конфликт власти с какой-нибудь оппозицией, в случае разрастания неизбежно приводит к боевым действиям, в которые вовлечены различные внешние силы. То есть масштабы конфликта, зависят от того, на каком этапе он погашен. Не смогли купировать гражданский протест оппозиционеров — получите теракты, сепаратизм, и другие формы вооружённого сопротивления. Не смогли погасить локальный конфликт — получите региональный. И так далее.


При этом, не секрет, что за большинством современных конфликтов, начинавшихся как внутренние, изначально стояли внешние силы. Эти силы, естественно, не афишируют своей заинтересованности в войне. Только сказки сочиняют о «кровавых режимах». Сначала они занимаются «развитием демократических процессов», затем выступают за права тех, кого удалось подбить на «выступления за свободу и демократию», затем оказывают помощь «восставшим против кровавого режима», ну и на завершающем этапе — помощь военная. Всё в соответствии со стандартным сценарием разрастающихся конфликтов.


То есть нападение Польши на Россию и Белоруссию — это сказки. А вот создание условий, необходимых для военной агрессии НАТО, — это реальность, наблюдаемая по всему миру. И, к сожалению, наблюдаемая по отношению к нам — слишком уж откровенно идёт подготовка военная и подготовка общественного мнения с помощью небылиц. А каковы шансы этой сказки стать былью — зависит уже от нас. От недопущения создания условий для агрессии и адекватных военных ответов на любые сценарии.


Как говорил Пушкин: сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.

Предыдущая статья
Следующая статья

Ещё похожие новости