О восстановлении мощи Черноморского флота: решение назрело, решение принято
Сделан большой и важный шаг для укрепления и развития Черноморского флота. На днях принято решение о создании Южного центра кораблестроения и ремонта, а также о расширении флотской инфраструктуры, необходимой военно-морским силам на южном направлении. Это решение принято на специальном заседании правительства, рассматривавшем вопросы базирования Черноморского флота и планы восстановления его мощи.
Сейчас России принадлежит лишь часть объектов советского Черноморского флота, что ограничивает его возможности сегодня и ставит под сомнение его усиление завтра. Вопрос расширения военной инфраструктуры на Черном море назрел давно, поскольку от инфраструктуры флота зависит его боеготовность. И, строя планы усиления флота, невозможно обойтись без развития системы пунктов базирования, снабжения, обслуживания и ремонта. Хотя на первый взгляд достаточно построить корабли, чтобы усилить флот, — если они окажутся без ремонтной и обслуживающей базы, то быстро превратятся в груды ржавеющего железа, с неработающими механизмами и системами. Имеющаяся сейчас система объектов инфраструктуры не позволяет говорить о каком-либо развитии. Исходя из этого, вице-премьер Дмитрий Рогозин поставил вопрос о строительстве новых объектов и расширении существующих. Вопрос имеет большое значение, поскольку южное направление будет играть всё возрастающую роль для национальной безопасности. Поэтому развитие южной группировки войск считается приоритетной задачей. А без Черноморского флота вообще сложно говорить о безопасности на южных рубежах России.
Сейчас мы практически не можем ни строить, ни ремонтировать свои корабли на Черном море. Производственные и ремонтные мощности сосредоточены на Севере, Балтике и Дальнем Востоке. Почти все существовавшие на Черном море судостроительные и судоремонтные комплексы оказались в независимой Украине, так же как и основные пункты базирования флота. Россия не может в настоящий момент в полной мере опираться на советскую систему базирования и обеспечения, поскольку украинская власть всё ещё не выказывает заинтересованности в интеграционных процессах. А зависеть в вопросах безопасности от другого государства, которое, при всём историческом и культурном единстве, вопреки логике и воле собственного большинства народа остаётся пока не вполне дружественным центром принятия решений — просто невозможно. Эту ситуацию Дмитрий Рогозин справедливо назвал нетерпимой.
Стоит сказать, что новые пункты базирования и обеспечения Черноморского флота появляются. Сейчас активно строят, например, новую базу в Темрюке. Но в вопросе ремонта кораблей и постройки новых непосредственно в акватории Черного моря — пока ситуация скорее плохая, чем хорошая. В Советском Союзе черноморские заводы обеспечивали постройку наиболее крупных и сложных кораблей для всех флотов. Крейсеры, авианесущие корабли, вспомогательный флот и даже подводные лодки строились на Черном море — и там же проходили ремонт. Теперь же корабли для Черноморского флота строятся вдалеке от него. Например, подводные лодки сейчас делают на Адмиралтейских верфях (шесть единиц), а сторожевые корабли проекта 11356 (тоже шесть единиц) на заводе «Янтарь» в Калининграде. Неужели для ремонта их придется гонять туда же?
Надо иметь в виду, что Российский флот имеет четыре изолированных друг от друга акватории. И наличие на каждой из них баз обслуживания сил флота — жизненно важно. Поскольку доступ к проливам, теоретически, может быть закрыт, а собственная база обслуживания и ремонта недостаточна — Черноморский флот оказывается весьма уязвимой и неустойчивой частью вооруженных сил. Собственно это, до последнего времени, не позволяло заняться его развитием, и приоритетным считалось строительство Северного и Тихоокеанского флотов, обладающих мощной собственной базой кораблестроения и обслуживания. А между тем, именно акватория Черного и Средиземного морей, представляет собой зону наибольшей нестабильности. Количество и характер конфликтных ситуаций в этой зоне будет только увеличиваться. И без развития Черноморского флота мы рискуем оказаться в ситуации, когда нечего будет противопоставить возникающим угрозам. Корабли строить начали. Теперь пора развивать инфраструктуру.
Для этого в рамках Объединенной судостроительной корпорации создается Южный центр судоремонта. Он объединит на начальном этапе Криушинский, Новороссийский и Туапсинский заводы, а также завод имени Карла Маркса и завод «Лотос» в астраханской области. Мощности этих предприятий будут расширены и модернизированы, чтобы они могли обеспечить текущую и будущую потребность флота. В перспективе на Черном море возобновится постройка кораблей.
Кроме этого, должен решиться вопрос с флотскими пунктами базирования и снабжения, а также другими объектами Вооруженных сил. Сейчас имеются определённые трудности с выделением территорий для пунктов и объектов инфраструктуры, что и понятно — черноморское побережье, это курортный район. Например, в свое время много «помоев» было вылито на стратегические учения «Кавказ-2012». Даже многие профессионалы, ещё не забывшие масштабы советских учений, упрекали это мероприятие в «показушности». Действительно, личный состав и техника, принимавшие участие в учениях, привозились на полигоны заранее — автобусами, автотягачами и по железной дороге. Наверно, было бы лучше, если бы подразделения получали вводные и выдвигались из пунктов постоянной дислокации так, как это должно происходить в реальной боевой обстановке. Вот только самих полигонов не хватает. И проведение передислокаций и маршей на густонаселённой местности проблематично — кругом хозяйственная деятельность и частная собственность. Особенно на юге России. Так что вопрос выделения земель под военные нужды нельзя назвать неактуальным. И если для этого необходимо вмешательство федерального центра — значит, нужно вмешиваться, не глядя на ущемление любых частных интересов.
Теперь о том, почему именно Черноморский флот нуждается в скорейшем развитии и переоснащении. Чтобы понять конфликтный потенциал региона, достаточно посмотреть на карту. Уже сейчас там развиваются события, способные повлиять на расстановку сил в будущем. Достаточно упомянуть всегда взрывоопасный Кавказ и уже втянутую в ближневосточный передел сфер влияния Турцию. Но кроме этого — есть и не очевидные потенциально конфликтные ситуации. Болгария и Румыния входят в Североатлантический альянс. При этом Румыния считает вопрос сухопутных и морских границ с Украиной открытым. На текущий момент это не носит характер претензий и решается бесконфликтным образом. Например, упрощенной выдачей румынских паспортов жителям Одесской и Черновицкой областей, созданием в приграничных районах «общего культурного пространства» и международными судами. Не решен вопрос статуса Приднестровья. Продолжается тихая интеграция в Румынию Молдавии. В Крыму меджлис продолжает формирование параллельных органов власти и ставит вопрос о получении автономии явочным порядком. Продолжаются постоянные попытки пересмотра результатов Великой отечественной войны, что может открыть дорогу открытым территориальным претензиям. Все эти процессы — имеют конфликтный потенциал. Повторюсь, столкновение интересов в этих процессах, на текущий момент — мирное. Но их развитие зависит от того, какие силы будут стоять за сталкивающимися интересами. Не секрет, что все без исключения конфликты разрешаются в пользу той стороны, за которой сила. Скажем, Евросоюз и НАТО наверняка будут отстаивать румынскую позицию. Но и России трудно будет остаться в стороне от этих противоречий.
В завершение надо сказать несколько слов об учениях Российского флота, проходящих сейчас в акваториях Черного и Средиземного морей. В них задействованы силы всех четырех флотов. Учения проходят поблизости от сирийского побережья и имеют самое непосредственное отношение к демонстрации российских интересов. Эти учения, являются заявлением российской позиции и доказательством того, что с ней придется считаться. Контр-адмирал Суханов, находящийся на борту крейсера «Москва» в Средиземном море, сообщил по селектору, что в учениях принимают участие 23 корабля и судна обеспечения, одна дизельная и одна атомная подводная лодка в Средиземном море, одна дизельная подводная лодка в Черном море, 25 самолетов и вертолетов авиации и флота, Дальней авиации, авиации ВВС и Южного военного округа.