О виртуализации среднего класса
Даже если суровые прогнозы относительно экономических потрясений ближайших лет оправдаются – нас ждёт практически полное уничтожение бедности к 2030 году. Ну, не полное, но нынешний миллиард нищих, живущих менее чем на доллар в день, уполовинится. Глобальный же миддл-класс, напротив, увеличится с 1 до 2 миллиардов и составит почти четверть населения планеты. Об этом заявил прессе председатель Национального разведывательного совета США Кристофер Койм.
При этом г-н Койм, правда, отмечает, что будут и проблемы. Например, половина населения Земли будет жить в условиях «водного стресса», то есть недостатка пригодной к употреблению воды.
Если вам интересно, как бодрый прогноз об уничтожении бедности сочетается с прогнозом о том, что половине землян будет тупо воды не хватать – давайте об этом поговорим.
Для начала отметим: пока что реально происходящее в мире рисует не очень весёлую картину. Пропасть в доходах между богатым меньшинством (12 миллионов душ по всей планете) и остальным человечеством повсеместно и уже много лет подряд увеличивается. Настающий уже сегодня на наших глазах долговой апокалипсис, вызванный невозможностью не только оплатить долги западного миддл-класса, но и просто их обслуживать – ясно говорит, что большинству даже в т.н. развитых странах грозит скорее дальнейшее сокращение реальных доходов, чем дальнейшее процветание.
Но всё, как вы понимаете, зависит от того, как считать. Дело в том, что само понятие т.н. среднего класса – предельно виртуальное. Единого значения у него вообще исторически нет – кто не верит, пусть погуглит. То это словосочетание означало «средний класс между рабочим классом и высшим классом», то «людей, которые более трети своего дохода тратят не на еду и жильё», то «профессионально-управленческий класс».
Единого значения у этого словосочетания нет и сегодня, в том числе и в самом англосаксонском мире. Например, обещание г-на Койма, что к 2030 году миддл-класс составит аж почти четверть населения Земли, звучит довольно мрачно, если учесть, что мега-авторитетное англо-американское издание The Economist ещё в 2009 году объявило, что этот самый миддл-класс уже составляет «более половины населения Земли».
В общем, перед нами пропагандистский бренд, которым можно манипулировать как угодно. Как и вообще любыми словесами про «благосостояние». Например, южнокорейский представитель миддл-класса, зарабатывающий по семь-восемь тысяч долларов в месяц, даже и мечтать не смеет о собственном клочке земли – в то время как 68% населения России, искренне считающего себя бедным, имеют приусадебные участки и про недостаток питьевой воды вообще никогда не слышали. Житель какой-нибудь страны может заколачивать формально большие деньги, но если четверть его дохода уходит на покупку воды, для жителя другой страны практически бесплатной – его якобы более высокий уровень жизни на поверку является пшиком.
А теперь – самое интересное. Допустить, что шеф разведывательного совета США не в курсе, насколько нечётким понятием он оперирует – мы не можем. Поэтому просто попробуем понять: зачем он им оперирует в данном случае?
А понять это крайне легко из слов того же г-на Койма. Приведём цитату: «Растущий миддл-класс будет крайне нетерпим к авторитатрным режимам. «Управление в странах с растущими доходами будет всё более сложным», заявил Койм, добавив, что «люди среднего класса имеют ценности среднего класса и стремления среднего класса» к большему усилению роли индивида, а теперь они вооружены социальными медиа и другими технологическими средствами их воплощения, включая свержение репрессивных режимов».
Вот, собственно говоря, то, к чему г-н Койм все эти разговоры про растущий миддл-класс заводил. Вырастет не количество уверенных в своём завтрашнем дне благополучных граждан, как некоторые подумали. Вырастет количество граждан, уверенных в том, что их давят репрессивные режимы, а на самом деле они – средний класс и им положено куда больше, чем дадено. Это глубокое убеждение будет распространяться по фейсбукам. И выполнять роль врывчатки, заложенной под т.н. авторитарные государства. Что это за государства – вопрос сложный и непонятный. Например, Венесуэла, где вообще-то прямая демократия и чуть что сразу референдум – она авторитарная. А США, где общенациональных референдумов не бывает вообще и где одна семья имеет в анамнезе за последние 20 лет три президентских срока – они демократические.
Фактически речь идёт о следующем: субъективная «миддл-классовость» будет по факту внедряться в потребителя вместе с аккаунтом в социальной сети. При этом каковы реальные условия существования индивида – будет, по большому счёту, пофигу. Авторитарность режима будет определяться тем, какое объяснение материальной стеснённости пользователя будет царить в его социальной сети. Если миддлклассовый пользователь будет думать, что ему не хватает на питьевую воду, потому что не везёт или на дворе тяжёлое время, или даже “потому что у власти идиоты” – то режим в его стране будет демократический. А если миддлклассовый пользователь будет думать, что ему двушки не купить, потому что власть ему не даёт жить – то режим будет авторитарный.
Я это не к тому, что жителям небогатых стран на самом деле надо сидеть в нищете и не рыпаться. Я к тому, что реальная авторитарность государств, как и реальный уровень благосостояния их граждан, – в «век фэйсбуков», каким его видит ведомство г-на Койма, будут играть очень десятую роль. А главную роль будет играть вопрос, кто в реальности контролирует т.н. социальные медиа, формирующие у участников социальную самоидентификацию.
Поэтому – уже сегодня нелишне помнить, кто их на самом деле контролирует.