О тюрьме, суме и питерских “Крестах”

О тюрьме, суме и питерских “Крестах”


Воспоминания Координатора Союза Православных Братств Юрия Агещева о его визитах в знаменитую Питерскую тюрьму (Следственный изолятор и тюрьма) “Кресты” и о поездке туда со всемирно известным путешественником Яцеком Палкевичем (Италия)









Тюрьма “Кресты”. В центре – храм св. Александра Невского


Поезд стремительно уносит из Москвы в Петербург пишущего строки сии вкупе “со товарищи” – известным итальянским путешественником Яцеком Палкевичем и его другом тележурналистом Джорджо Форнони. Наша цель – создание фильма “Смертная казнь. Да или нет?”


Компания наша спорит о том, нужна ли смертная казнь. Мнение Яцека неоднозначно. Джорджо считает, что не нужна, а я, грешный, считаю ее просто необходимой, хотя и в исключительных случаях.


Однако наш спор плавно переходит в сон…


Мои давние друзья постепенно засыпают от усталости. Яцек прибыл недавно из Южной Америки и чувствует себя еще неважно, ибо укус какой-то ядовитой змеи едва не стоил ему жизни. Да и Джорджо недавно вернулся из какого-то весьма дальнего уголка планеты, где делал свой очередной репортаж. Он человек, всей душой любящий Россию и русский народ.


Мне же не спится. Вспоминаю прошлые посещения “Крестов” и Колпинской (близ Питера) колонии для несовершеннолетних, многие из которых совершили тяжкие убийства. Случаи из жизни сидельцев очень разные и нестандартные, как, впрочем, и мои встречи с этими людьми из иного мира, именуемого ” Кресты”.


Тюрьма “есть ремесло окаянное и для скорбного дела сего зело истребны люди твёрдые, добрые, весёлые”, – изрёк когда-то основатель Петербурга Пётр I. В этом убедился и я во время моих поездок в “Кресты”.


По договоренности с руководством СПб ГУИНа нам с гостями из Италии разрешили посетить заключённого, приговорённого судом к пожизненному сроку. Это был Константин Оленчиков, бывший милиционер, которого суд признал виновным в убийстве пятерых человек при нападении в 2003 году на зал игровых автоматов в Питере. Нападавшим был убит охранник, посетители, но 14-летняя девочка (дочь сотрудницы) чудом выжила и узнала стрелявшего… Вину свою он не признал и не признаёт. На вопрос о том, что для него жизнь человеческая, отвечает: “Самая большая ценность и достояние”. Рассказывает о том, что окончил лицей флота, спортсмен. Даже сомнения закрадываются: неужели он убивал? И из-за чего? В кассе оказалось тысяч 50 или 100…








Известный путешественник Яцек Палкевич, прямо из песков Сахарыы, оказался с легкой руки Ю.Агещева, в

От сумы и от тюрьмы не зарекайся”…!


Известный путешественник Яцек Палкевич (на фото слева), прямо из песков Сахары, оказался с легкой руки Ю.Агещева, в “Крестах”!…


Нападавший явно рассчитывал на большие деньги. Но стоят ли они жизней невинных людей?! На вопрос тюремного священника отца Александра о том, верит ли он в Бога, отвечает: “Если считать Его (Бога) высшей силой, то очевидно – да.” От предложенной ему помощи (продукты, сигареты и т.д.) гордо отказывается. Беседа окончена. Вскоре он будет отправлен в спецзону для особо опасных преступников.









 


“Малолетки”. Фото автора


Далее нас повели по камерам “малолеток”, вовсе не похожих на убийц, но многие из них таковыми являются. Побеседовали с ними. С виду неплохие ребята. Володя М. (разбой с убийством) изрёк в объектив кинокамеры: “Мир, привет тебе, мы вернёмся!” Вопрос – с чем… Татуировок на нём изрядно. Говорит: “Парни, живите мирно. Здесь – не сахар”. Видно, что для этих ребят наше появление – хоть какое-то разнообразие и “глоток свежего воздуха”.


А вот и “бывалые”: Александр И. воспитывает “поросль” романом Достоевского “Преступление и наказание” и Библией. Рассказал, что прочитал здесь уже всего Достоевского.


Затем  прошли в подвалы “Крестов”. Там увидели мрачные камеры с табличками “туберкулёз”. Это приёмные камеры для тех, кто прибывает с этапа. Они пока пусты. Но, как нам говорят, ненадолго. Руководство “Крестов” подарило нам сувениры, сделанные руками её “насельников”. Мне досталась фигура СОБРовца с весёлым и добрым лицом, вылепленная просто ювелирно из… хлеба! Талантов в тюрьме много. Да и времени на творчество предостаточно. Но тюрьмы и лагеря – не курорт. Можно и душой обгореть, окончательно озверев, но можно и преобразиться. Верим в это и мы, и отец Александр, и руководство “Крестов” – той самой тюрьмы, строительство которой началось ещё в 1884-м, а закончилось в 1892 году. Стоит здесь величественный тюремный пятиглавый храм св. Александра Невского, построенный в 1890 году и освящённый епископом Выборгским Антонием. Церковь далеко не в идеальном состоянии, но трудами администрации следственного изолятора, немногочисленных благотворителей и настоятеля храма протоиерея Александра Григорьева (ныне попечителя тюремного Храма”Крестов”) действует и возрождается из руин.


В первый раз я побывал в “Крестах” в составе группы от московского храма Святой Троицы в Листах, которая привезла сюда Благодатный иерусалимский огонь. Нас встретил настоятель тюремного храма протоиерей Александр. Для многих заключённых и персонала следственного изолятора, места мрачного, но необходимого, он – и отец, и друг. Ещё до прибытия в “Кресты” мне удалось прочитать интервью начальника тюрьмы – А.И. Житенева, данное им одной из питерских газет, которое поразило меня своей искренностью и прямотой: “Мы чувствуем свет Христов”, – говорил он.








Сотрудники

Сотрудники “Крестов”. В центре – полковник Житенев. Фото автора


“Кресты” – место не только скорбное, но и историческое. Кто здесь только не сиживал… Помнят эти древние стены и Николая Гумилёва, и Троцкого, и Керенского, и представителей Думы первого созыва 1905 года. Известных и неизвестных наших сограждан, бывших там когда-то… Не дай Бог, конечно же, и нам сего, но поговорка народная гласит: “От сумы и от тюрьмы не зарекайся!”


Мы в кабинете начальника “Крестов”, полковника Александра Житенева, беседуем за чаем. С нами и его заместитель, Алексей Герасимов (ныне несёт службу в Колпинской ИК). Решили идти и раздавать подарки малолетним заключённым. Пред нами открываются камеры – и мы, заходя туда, приветствуем их “насельников” пасхальным возгласом “Христос Воскресе!” Отец Александр кропит всех святой водой. В ответ слышим робкое: “Воистину Воскресе!” из уст весьма неробких деток, сидящих здесь за тяжкие преступления. Думается: что делает нынешняя власть, как и каждый из нас, дабы преступников и преступности, особенно среди молодёжи, было меньше? Ответ однозначен: ” мало зело”! Большинство малолетних преступников – выходцы из неполных семей, дети пьющих родителей, а часто – просто бездомные, которых ныне сотни тысяч слоняется по России. Детей-сирот, при живых родителях, уже почти миллион в нашем Отечестве. Говорить об этом горько и больно.









Юрий Агещев в музее  


Юрий Агещев в музее “Крестов”


«Всякая страна – это семья. И если в семье не чтут законы Божии и человеческие, то ей не видать счастья и благоденствия. Волчьи законы типа “Человек человеку волк” и “Бери от жизни всё” глубоко чужды народному менталитету, но с поразительной упорностью насаждаются средствами массовой информации и особенно телевидением, часто сеющим скверну и воспевающим насилие и пороки всех мастей, по сути, подготавливая всё новые кадры для наших лагерей и тюрем”, – это сказал мне Владимир С., – убийца и разбойник!


Начальник “Крестов” А.И. Житенев (ныне переведен на другой пост) сказал: “Тюрьма – зеркальное отражение нашего общества. Заключённых я разделяю по степени порядочности. Может, это покажется странным, но я встречал среди “авторитетов” и “воров в законе” людей более порядочных, чем некоторые известные мне сотрудники МВД и ГУИНа. Нам надо стремиться к духовности и любви, а СМИ надо сеять добро, а не пропагандировать пошлость и антимораль, тогда и тюрем будет меньше, и заключённых”.


Трудно не согласиться с этими словами, видя в заключённых, особенно малолетних, не только убийц, но и людей, а не зверей, запертых в крошечные камеры. Они, даст Бог, встанут на путь истинный.


В “Крестах” установлены тренажёр и теннисный стол; здесь есть возможность поиграть в футбол. Ведь неподвижно сидеть в двухметровой камере – это пытка.


Мы же не должны забывать “в оковах сущих”, следуя заветам Христовым и древнерусской традиции “милостыню падшим и в оковах творить”, помогать заключённым. Не маньякам, педофилам, убийцам-рецидивистам, сектантам и предателям Отечества, но тем, кто ещё может и желает встать на путь истинный и быть достойными гражданами Державы Российской, на радость Господу, а значит и во спасение души и во благо всего мира.


 

Ещё похожие новости